Запрос на мир
В ночь с 25 на 26 октября большевики захватили власть в России, свергнув Временное правительство. Резкий рост популярности большевиков в 1917 г. был обусловлен актуальностью тех изменений, который обещали сторонники Ленина сильно утомлённому бессмысленной войной народу России.
В частности, большевики обещали немедленное прекращение боевых действий и войны. За это их поддерживали широкие слои населения — рабочие и крестьяне (основной мобилизационный ресурс России), а также... кхем... мобилизованные рабочие и крестьяне, проще говоря, солдаты.
Лирическое отступление — почему эти категории населения не хотели "дотерпеть до победы", которая вроде как уже "маячила" на горизонте?
Ну, во-первых, это мы с вами ретроспективно знаем, когда закончились боевые действия — в ноябре 1918 г. Для человека (особенно, простого обывателя, не имеющего доступа к достоверным фронтовым сводкам) в 1917 г. это было совершенно неизвестно. "Дотерпеть" просило ещё Временное правительство, официально пришедшее к власти 3 марта 1917 г. И что же? Все боевые действия 1917 г. против Германии для России закончились плачевно, надвигалась ещё одна суровая зима. Сколько же ещё терпеть?
А во-вторых — как простой обыватель должен был связать победу в войне и своё благополучие? Предположим, что Россия получила бы пресловутые проливы Босфор и Дарданеллы. Вряд ли бы у простого рабочего Ивана от этого тут же в 3 раза выросла зарплата (даже такой рост не покрывал бы параллельный рост инфляции). Вряд ли бы воскресли у простой Проскофьи все погибшие из-за ещё одного года сыновья.
Очень серьёзной недоработкой пропагандистской машины Российской империи было то, что она не смогла в общественном сознании создать из Германии и её союзников облик "абсолютного зла", которое надо было победить во что бы то ни стало. Своё правительство, ненасытно забирающее все больше и больше людей на бесперспективно выглядящий (подчернку, именно выглядящий, каким он был на самом деле — вопрос дискуссионный), допустившее стремительную инфляцию и голодные беспорядки, выглядело злом ну ни как не меньшим.
Собственно, придя к власти, большевики тут же (буквально, на следующий день после прихода к власти) обратились к воюющим странам с воззванием прекратить войну по "статусу-кво", т.е. все воюющие возвращаются к исходным позициям. Оставшиеся страны Антанты всё-таки рассчитывали добить Германию, поэтому на воззвание только она и откликнулась.
Всеобщий мир или сепаратный мир?
Выгода Германии понятно — прекращение войны на востоке позволяло высвободить резервы для попытки переломить ход войны в Западной Европе. В германском штабе помнили, что в Битве на Марне буквально "чуть-чуть не хватило" резервов для разгрома Франции, и надежды на новую, более удачную попытку, там ещё оставались.
20 ноября (3 декабря по новому стилю) начались переговоры в Брест-Литовске. Первое перемирие было заключено 24 ноября (4 декабря по новому стилю) на десять дней.
Вскоре (02.12.1917 или 15.12.1917 по н.с.) удалось заключить новое перемирие на 28 дней. Казалось бы, процесс пошёл, большевики в шаге от того, чтобы выполнить одно из своих предреволюционных обещаний... но не всё так просто.
Основное противоречие крылось в ожидании от переговоров. Германский штаб первоначально рассчитывал на быстрое достижение мира, чтобы "забыть о России" на время завершения идущей войны. Большевики же рассчитывали, что Бресткий мир станет миром "для всех", и к процессу присоединятся страны Антанты. Ведь если Антанта присоединится — то России не придется вести переговоры со всем блоком Центральных держав в одиночку, а значит, германская делегация не сможет "сильно наглеть".
По этой причине большевики затягивали переговоры. И, как оказалось, тактически это было ошибкой. Франции и Великобритании не было никакого резона присоединятся к переговорам, особенно ввиду недавнего вступления в войну США на стороне Антанты. На Германию же подобная позиция действовала как раздражающий фактор, заставляющий задуматься о "силовом" принуждении России к миру.
Впрочем, в декабре-январе ситуация на переговорах была патовой — да, Германия действительно могла начать мощное наступление, которое новоявленной РСФСР было бы сложно остановить. Ещё в период Временного правительства российская армия фактически утратила боеспособность (не считая отдельных подразделений), за 3 месяца власти большевиков ситуация кардинально не поменялась.
Но у большевиков был контраргумент — угроза революции и голодных беспорядков. Эта проблема была актуальна и для Германии, и для Австро-Венгрии и для Османской империи. Именно из-за неё высвободить внушительные силы для наступления в России и последующего закрепления было нельзя... но только до поры до времени.
Переломный момент - Германия получает преимущество
Ещё Временное правительство столкнулось с проблемой откалывания национальных окраин. Одним из наиболее болезненых вопросов было обособление Украины. Проблема была экономическая — в начале XX в. Россия в немалой степени снабжалась продовольствием из Украины, что во многом и позволяло вести процесс какой-никакой дореволюционной индустриализации. Но ставшая независимой Украина могла сама решать, кому и на каких условиях поставлять хлеб.
Усиление Германии было в интересах Центральной Рады, т.к. сильная Германия могла сдерживать российские поползновения по возвращению контроля над Украиной. Поэтому власти Украинской Народной Республики (УНР) в феврале 1918 г. вступили в переговоры с Германией, в результате которых Украина начала поставлять продовольствие Германии. Тем самым УНР "выбивала" основной "козырь" большевиков на переговорах - угрозу голодных бунтов в Центральных державах.
На фоне шедших переговоров обострились и противоречия внутри большевисткой партии. Троцкий, который во-многом "гнул свою линию", и не всегда считал нужным согласовывать её с Лениным и остальной большевистской верхушкой, проигрывал свою партию — его стратегия на затягивание переговоров откровенно рушилась, а 18 февраля рухнула окончательно. В этот день Германия начала наступление на Россию, которое остановить не получалось.
3 марта 1918 г. советская делегация подписала Бресткий мир.
Условия мира
Сами условия в тексте повторять не будем — на слайде и так видно, что они удручающие. Впрочем, сам по себе аргумент "сдержали обещание — прекратили войну" в принципе в пользу большевиков всё ещё работал.
Как Брестский мир спас Белое движение?
Конечно, патриотично настроенное офицерство России за этот мир большевиков ненавидело всем сердцем... но на первых порах это офицерство серьёзной угрозы для большевисткой власти не представляло.
Тот же генерал Корнилов, который бежал на юг и активно участвовал в создании антибольшевистской "Добровольческой армии", не мог похвастаться численностью этой армии более 4.500 человек (и это катастрофически мало), причем на 75-80% эта армия состояла из офицеров разных рангов, а также юнкеров и кадетов (т.е. тех, кто учился на офицеров), что делало изначальное положение сил, противопостовляющих себя большевикам, фактически безнадёжным.
Что же поменялось? Откуда же тогда возьмётся по-настоящему широкая социальная база для Белого движения?
Причина в территориальных потерях. Как уже говорилось ранее, российская экономика начала XX в. во многом опиралась на поставки зерна с юга, в значительной степени — с территории Украины. Но теперь это зерно в Россию не поступало, что ощутимо ухудшало и без того не слишком-то хорошую продовольственную ситуацию в стране.
При этом, почти вся индустриальная база — крупные промышленные города — осталась. Но города продовольствие не производят.
Теперь большевикам надо было каким-то образом обеспечивать оставшиеся крупные города (а мы, меж тем, напомним, что большевики — это изначально рабочая партия) в условиях кратно сократившихся объемов поступления сельскохозяйственной продукции. А сделать это можно было только одним способом — усилив "нажим" на тех крестьян, которые остались в России. А значит, крестьянство, основная часть населения Российской империи, получит вескую причину... разочароваться в большевиках. Именно это и не даст Белому движению погибнуть в зародыше.
Репарации
В качестве "постскриптума" рассмотрим вопрос о репарациях. Он по первоначальным условиям Бресткого мира вообще не рассматривался (9-я статья предусматривала полный взаимный отказ). Однако летом в отношениях РСФСР и Германии назрел новый кризис (про него сейчас в деталях не будем, это предмет следующей статьи). Суть заключалась в том, что для его "разруливания" пришлось пойти на подписание дополнительного соглашения о репарациях... которое, на самом деле, тяжёлых последствий не имело. Несмотря на внушительную сумму, большевики выплатили меньше 10% от неё прежде, чем Бресткий мир и все соглашения о репарациях были аннулированы.
Да, 11 ноября 1918 г. фактически прекратилась Первая Мировая война ввиду подписания Компьенского перемирия. Уже условиями этого перемирия предусматривалось полное аннулирование Бресткого мира со стороны Германии, но "для закрепления", большевики издали и своё "аннулирование Бреста" 13 ноября того же года.
Спасибо за внимание!