Найти в Дзене
УРАЛИТИ

От приватизации до национализации: как памятники старины Екатеринбурга пережили год

Екатеринбург в 2025 году обошелся без громких сносов старинных домов, но ситуация с их сохранностью далека от идеальной. Мэр возмущен состоянием одного из символов уральской столицы, старинную тюрьму отказались брать под охрану, а на месте усадьбы, которую защищали всем миром, хотят построить псевдоисторический офисник. О том, какие еще истории происходили с архитектурными памятниками Екатеринбурга, – в материале «ФедералПресс». В этом году управление охраны объектов культурного наследия Свердловской области признало памятниками архитектуры только два здания в Екатеринбурге. Одно из них – бывшая гостиница Ярмаркома в Банковском переулке, где сейчас располагается Уральский институт травматологии и ортопедии. Она была построена почти сто лет назад по проекту знаменитого Константина Бабыкина, а в 1928 году там останавливался поэт Владимир Маяковский. Еще один новый памятник – доходный дом камнерезов-ювелиров на углу улиц Малышева и Карла Либкнехта. Сейчас там находится бургерная, а в XIX
Оглавление
Дом купца Рожнова в этом году сменил владельца.  Фото: ФедералПресс / Александр Калинин
Дом купца Рожнова в этом году сменил владельца. Фото: ФедералПресс / Александр Калинин

Екатеринбург в 2025 году обошелся без громких сносов старинных домов, но ситуация с их сохранностью далека от идеальной. Мэр возмущен состоянием одного из символов уральской столицы, старинную тюрьму отказались брать под охрану, а на месте усадьбы, которую защищали всем миром, хотят построить псевдоисторический офисник. О том, какие еще истории происходили с архитектурными памятниками Екатеринбурга, – в материале «ФедералПресс».

Признания и отказы

В этом году управление охраны объектов культурного наследия Свердловской области признало памятниками архитектуры только два здания в Екатеринбурге. Одно из них – бывшая гостиница Ярмаркома в Банковском переулке, где сейчас располагается Уральский институт травматологии и ортопедии. Она была построена почти сто лет назад по проекту знаменитого Константина Бабыкина, а в 1928 году там останавливался поэт Владимир Маяковский.

Еще один новый памятник – доходный дом камнерезов-ювелиров на углу улиц Малышева и Карла Либкнехта. Сейчас там находится бургерная, а в XIX веке был магазин каменных изделий. Владельцем же самого доходного дома являлся известный в городе меценат Алексей Батманов.

Гораздо больше градозащитников получили отказ на свои предложения признать памятником то или иное здание. Вот список:

  • фабрично-заводская девятилетка № 11 (корпус УрФУ на улице Куйбышева);
  • ансамбль Дома специалистов (дома № 8 и № 10 в Банковском переулке);
  • разрушенный двухэтажный дом на улице Розы Люксембург, 65а;
  • ковочный пресс УЗТМ;
  • дом купца Павлова на Хохрякова, 35;
  • бывшая типография на улице Пушкина, куда переехало главное управление Минюста;
  • бывшая котельная (ныне – подразделение ГУ МВД) на Первомайской, 71а;
  • дом купца Рожнова на углу улицы Пушкина и Почтового переулка;
  • земская школа и тюремный острог на улице Челюскинцев;
  • общежитие Дома обороны на улице Воеводина.

Больше всего краеведы переживают за последние здания в этом списке. Земская школа и тюремный острог примыкают к бывшему больничному городку, который уже пошел под снос. Острог пока остается в областной собственности, но его уже включили в программу приватизации. А общежитие Дома обороны выкупил собственник соседнего торгового центра. Пока в компании уверяют, что не собираются сносить конструктивистское здание, но никаких формальных препятствий для этого нет.

Смена собственников

Затишье на рынке недвижимости не помешало найти новых хозяев еще для некоторых старинных зданий. Так, упомянутый дом купца Рожнова по соседству с губернаторской резиденцией приобрела компания, связанная с РМК. Пока не сообщалось, что именно в нем планируется разместить. Дом в хорошем состоянии: ранее там располагалось музейное хранилище.

Застройщик «Брусника» купил особняк купца Крутикова на улице Горького, где находилась служба заказчика Ленинского района. В компании заявили, что изучают различные варианты использования этого здания.

Малоизвестные компании приобрели два проблемных памятника архитектуры в центре города. Торговый дом «Спектр» стал владельцем полуразрушенного особняка Миллера, примыкающего к гимназии № 2. Ранее особняком безвозмездно распоряжалось духовное управление мусульман, но оно за четверть века не нашло денег на его восстановление.

Компания «Профиль», специально созданная перед торгами, приобрела бывшее здание Госстраха в Банковском переулке. Оно много лет принадлежало компании «Уралбиофарм» экс-депутата Госдумы Малика Гайсина, которую чиновники не смогли заставить отреставрировать «заброшку». В итоге «Уралбиофарм» был национализирован, а старинное здание ушло с молотка в качестве непрофильного актива.

Стоит отметить и продажу заброшенной пивоварни в центре Екатеринбурга, известного горожанам как бывший завод «Тонус». Здание приобрела компания «Айседора» крупного производителя безалкогольных напитков Лечи Атиева.

В следующем году ожидается продажа еще нескольких интересных объектов. В их числе – усадьба Деласье возле ЖК «Ривьера» на улице Горького и дом Пастуховой («дом со штабом») на углу улиц Гоголя и Куйбышева.

Громкие скандалы

Самым громким скандалом этого года стал конфликт администрации Екатеринбурга и федерального Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. Мэр Алексей Орлов публично обвинил агентство в неэффективном использовании обветшавшей усадьбы Харитоновых – Расторгуевых (бывшего Дворца пионеров) на улице Карла Либкнехта. Он просил федеральных чиновников передать здание городу, но те потребовали аналогичный объект недвижимости взамен. В результате Орлов заявил, что со следующего года переведет детские кружки и секции в муниципальное здание на углу улиц Луначарского и Декабристов.

То же самое АУИПИК поставило точку в другой неприятной истории. У компании «Гранд-Мадрид» московского бизнесмена Вадима Беняминова забрали гостиницу «Мадрид» на Уралмаше, которую та арендовала за один рубль. Беняминов обязался восстановить здание, но даже не составил проектную документацию, а внутрь гостиницы проникали вандалы. Огорчает екатеринбуржцев лишь то, что «Гранд-Мадрид» не отстранили раньше, потеряв несколько драгоценных лет.

Продолжает тлеть конфликт вокруг дома Топоркова на улице Чернышевского. Эксперт Валентин Оленьков одобрил строительство на его месте двухэтажного офисника «под старину», что вызвало очередную волну возмущения градозащитников. Впрочем, непонятно, кто будет заниматься сносом и застройкой: инвестор Максим Пузанков сейчас в розыске, за здание идут судебные тяжбы.

Наконец, нельзя не сказать о национализации компании «Деловой дом на Архиерейской» опального олигарха Алексея Боброва. За последние годы она купила целый ряд старинных зданий. В их числе – дом Симанова на улице Попова, который лишь весной Бобров открывал после реставрации, и усадьба Переяславцева на улице Карла Либкнехта. Что со всем этим хозяйством будет делать государство и не приведет ли передел «наследства Боброва» к новым скандалам, покажет 2026 год.

Фото: ФедералПресс / Александр Калинин