Найти в Дзене
artjockey

В Иране третий день идут масштабные протесты, вызванные социально-экономическими причинами

Начались они во вторник с бунта рыночных торговцев и владельцев магазинов, спровоцированными очередным падением курса реала, затем к ним присоединились студенты, а затем начала бунтовать вся страна уже под политическими лозунгами против режима аятолл и за возвращение на престол династии Пехлеви. Два десятилетия санкций в итоге уничтожили экономику страны. Иран, обладая вторыми в мире запасами природного газа, практически его не экспортирует, добывая лишь для внутренних нужд. По запасам нефти Иран находится на третьем месте в мире, но по экспорту в середине второй десятки, причём продавая свою нефть не по рыночным, ценам, а только в Китай с дисконтом. Как итог: страна могла быть одной из самых богатых в регионе, богаче ОАЭ, Саудовской Аравии и Катара, но имеет очень низкий уровень жизни и инфляцию, достигшую 40%. Теократический режим аятолл тоже, нужно понимать, уже давно не возбуждает иранцев, как и везде каждое следующее поколение всё менее религиозно. При этом никакой силы аятоллы

В Иране третий день идут масштабные протесты, вызванные социально-экономическими причинами. Начались они во вторник с бунта рыночных торговцев и владельцев магазинов, спровоцированными очередным падением курса реала, затем к ним присоединились студенты, а затем начала бунтовать вся страна уже под политическими лозунгами против режима аятолл и за возвращение на престол династии Пехлеви.

Два десятилетия санкций в итоге уничтожили экономику страны. Иран, обладая вторыми в мире запасами природного газа, практически его не экспортирует, добывая лишь для внутренних нужд. По запасам нефти Иран находится на третьем месте в мире, но по экспорту в середине второй десятки, причём продавая свою нефть не по рыночным, ценам, а только в Китай с дисконтом. Как итог: страна могла быть одной из самых богатых в регионе, богаче ОАЭ, Саудовской Аравии и Катара, но имеет очень низкий уровень жизни и инфляцию, достигшую 40%.

Теократический режим аятолл тоже, нужно понимать, уже давно не возбуждает иранцев, как и везде каждое следующее поколение всё менее религиозно. При этом никакой силы аятоллы из себя не представляют, война с Израилем была проиграна совершенно позорным образом и Тегеран вынужден продолжать политику «стратегического терпения» в ожидании второй войны, о чём Нетаньяху, которому для удержания власти нужна бесконечная война, упрашивает Трампа. А стратегических терпил, которые рассказывают о величии собственной армии и которая затем не проходит проверку войной, никто не любит, то есть смысла в существовании режима хотя бы для того, «чтобы нас все боялись» тоже нет, аятолл никто не боится, на проверку Иран оказался грушей для битья.

Это далеко не первые протесты для страны за последнее время:

▪️В 2022 году был массовый бунт после убийства курдки шариатским патрулём за неправильное ношение хиджаба;

▪️В 2021 году протестовали из-за нехватки воды и электричества;

▪️В 2019 массовый протест вспыхнул из-за резкого повышения стоимости топлива;

▪️В 2018 году тоже из-за нехватки воды.

При таком количестве массовых протестов режим едва ли можно считать устойчивым, к тому же проблемы не решаются, экономика страны продолжит падать пока будут действовать санкции, проблемы с водой никуда не делись, наоборот, они усугубились и сейчас обсуждается перенос столицы из Тегерана чтобы снизить потребление.

Однако протесты ранее подавлялись и пока свергнуть аятолл население не может. Это довольно типичная ситуация для режима санкций, которые не ведут ни к чему, кроме как к падению уровня жизни населения, а свержение власти становится возможным лишь при внешней помощи.

Ирак, Югославия, Венесуэла, Куба, КНДР, Иран, Россия — во всех случаях санкции не работают и не выполняют свою цель, режимы от них не падают, скорее наоборот, укрепляются. Если угроза ввода санкций вынуждает правительства подобных стран искать компромисс с мировым сообществом, то уже действующий санкционный режим делает бессмысленными любые уступки и игры в демократию. В итоге это приводит к фактически неизбежности войны, как было в случае с Хусейном или Милошевичем.

Трамп уже угрожает Ирану военными действиями в случае силового подавления протестов. Впрочем Трамп так же угрожал Мадуро, а ничего не произошло, главный мировой миротворец боится втягиваться в войны и, возможно, правильно делает, однако против Ирана у него есть Израиль. Символично, что Новый год Трамп встречал вместе с Нетаньяху и ни для кого не секрет, что премьер-министр Израиля просит разрешение на новую войну против Ирана. А сейчас ещё и такой удобный повод случился, кажется, что аятолл нужно совсем немного подтолкнуть и они упадут. Например просто убить Хаменеи и, возможно, этого будет достаточно для смены режима.

Для России падение Ирана будет очень невыгодно, кроме того, что сейчас Тегеран поставляет некоторые товары и технологии — вспоминаем Шахиды, — это ещё и потенциальный конкурент на рынке нефти и газа, снятие санкций с Тегерана сильно ослабит и так плохие позиции России. Но есть и политический момент: то, что сейчас происходит с Ираном по замыслу «коллективного запада» должно ждать и Россию через 10-20 лет.