Студент третьего курса факультета промышленных технологий, электроэнергетики и транспорта ПГУ Антон Акимов может часами рассказывать, как прекрасна кристаллическая решётка металла, он сравнивает учёбу с глотком свежего воздуха, а в редкие минуты отдыха от формул и чертежей забывает обо всём, садясь за пианино
От дипломата до сварочного аппарата
Встреча с Антоном Акимовым разрушает стереотипы. Перед вами, с одной стороны, классический представитель инженерной династии, студент третьего курса факультета промышленных технологий, электроэнергетики и транспорта Пензенского государственного университета. С другой — человек, с одинаковой страстью рассуждающий и о физических основах прочности и пластичности металлов, и о сложных пассажах Баха. В его мире строгие формулы сопромата гармонично соседствуют с музыкальными мелодиями, а планы на научную карьеру — с мечтами объехать всю Россию, от Камчатки до Дагестана.
При выборе профессии Антон пошёл по стопам отца, инженера-сварщика. Однако путь оказался не таким прямым.
— Вопрос о гуманитарных направлениях стоял, — с лёгкой
улыбкой признаётся Антон. — Был период, когда я всерьёз грезил
карьерой дипломата. Представлял себя в другой стране, на переговорах. Но это быстро прошло. Мама надеялась, что я пойду по её стопам и стану врачом. Она до сих пор говорит, что во мне пропал хороший врач. А я отвечаю, что той радости от учёбы, которую я испытываю сейчас, в мединституте у меня точно не было бы.
Решение о будущей специальности зрело постепенно, во многом благодаря общению с отцом.
— Если так можно сказать, то сейчас я пользуюсь папой как
большим справочником. У него шикарные энциклопедические знания в вопросах инженерии и материаловедения, — рассказывает студент. — Наши разговоры всё чаще смещаются в профессиональное русло, и мне это невероятно нравится. Домашние «гуманитарии» — мама-медик и сестра, готовящаяся пойти по её стопам, выбрав химбиокласс, — лишь с улыбкой слушают эти технические диалоги.
«Это как дышать»
Нечасто встретишь студента, который искренне получает удовольствие от учёбы. Но в устах Антона это звучит абсолютно естественно и убедительно. Он не просто учится — он погружён в процесс с головой.
— Я не знаю, как это объяснить. Это как дышать полной грудью после того, как долго сидел в душном помещении. Как будто я всю жизнь шёл к этому, поднимался по ступенькам. И у тебя уже есть определённый багаж. Но ты ещё не дошёл до вершины, и впереди так много интересного, — делится своими ощущениями молодой человек.
В вуз юноша поступил довольно легко. Он находился на второй строчке конкурсного списка по результатам ЕГЭ. Но жажда деятельности опередила даже официальное зачисление. За полгода до поступления Антон уже приходил в университет, чтобы учиться сварке у электрогазосварщика 6-го разряда кафедры «Сварочное, литейное производство и материаловедение» Сергея Витальевича Дроздова.
— Мне нужно было что-то делать в перерывах между изматывающей подготовкой к ЕГЭ и сном, — объясняет Антон. — Это был идеальный способ переключиться: немного расслабить мозг, загруженный теорией, и направить энергию в мирное русло. Я мог заниматься по два-три часа, полностью концентрируясь на процессе.
Первый курс стал испытанием на прочность. Причиной хронического недосыпа часто были не развлечения, а сложнейшие задачи.
— Один из наших педагогов частенько давал задачки, которые казались запредельными по сложности. Приходилось садиться и решать, — вспоминает юноша.
Часами он просиживал в Интернете, разыскивая лекции, методы решения, любые зацепки. На первом же в жизни экзамене одна из задач всё-таки не поддалась и в зачётку легла четвёрка. Для многих — отличный результат. Для Антона — вызов. Он пошёл на пересдачу и добился своего, доказав в первую очередь самому себе, что может всё.
Даже печально известный своим кошмаром для студентов сопромат не пугает Антона, который разбивает этот миф простой и ясной логикой.
— Сложным будет всё что угодно, если ты не разобрался. А если ты учишь, понимаешь логику процесса, то всё встаёт на свои места.
Его настоящая, глубокая любовь — материаловедение. Здесь сходятся все нити его мировоззрения.
— Меня завораживает то, что не было придумано человеком, а что существовало в природе задолго до нас. Поэтому, например, механику с её шестернями и валами я воспринимаю спокойно, а вот материаловедение — обожаю. Мне интересен любой предмет (например, тот же стол) не с точки зрения конструкции, а с точки зрения того, что у него внутри, как организована его материя, — говорит Антон.
Саксофон против усталости
Когда голова идёт кругом от формул и расчётов, а глаза устают от чертежей, Антон берёт в руки музыкальный инструмент. Пианино, гитара, саксофон, балалайка, флейта... За этим списком — годы труда и безграничная любовь к искусству.
— Любимый инструмент, безусловно, фортепиано, — признаётся он.
Антон играет в оркестре родной музыкальной школы №2, готовится к её юбилею. Он шутит, что окончил музшколу трижды — по классу трёх разных инструментов. Ну а началось всё с мягкого, но настойчивого маминого предложения в первом классе выбрать какое-то дополнительное занятие.
Музыка для него — порой такой же вызов, как и сложная инженерная задача.
— Всего год назад я и мечтать не мог сыграть «Nuovo Cinema Paradiso» Эннио Морриконе — не хватало техники. Но всё-таки выучил и отработал это сложное произведение, — рассказывает Антон.
Он с лёгкостью читает ноты с листа, его душа лежит к Баху, Шопену, Морриконе, а к некоторым русским классикам, вроде Глинки, он относится с уважением, но пока, по его словам, не дорос до их полного понимания.
Наука, Сибирь и весь мир
Планы на будущее у Антона Акимова масштабны и многогранны. Он не собирается останавливаться на бакалавриате. В его голове уже выстроен чёткий образовательный маршрут: магистратура, аспирантура, защита кандидатской диссертации. Своё место он видит на производстве, в любимой сфере сварки и материаловедения. И он уже делает первые осознанные шаги в науку.
— Мне необходимо как минимум понять, как функционирует научная среда, вжиться в неё, — рассуждает он. — А как максимум — попытаться чего-то достичь. Я уже выиграл «Ректорский грант» и грант «Студенческий стартап» Фонда содействия инновациям, а также опубликовал восемь статей. В этом направлении меня поддерживает мой научный руководитель к.т.н., доцент кафедры «Сварочное, литейное производство и материаловедение» Алексей Олегович Кривенков.
Написание научных работ Антон воспринимает не как формальность, а как необходимый навык для будущей диссертации, ведь если не будет определённого количества статей, к защите просто не допустят.
— Это правила игры, и их нужно знать, — говорит он.
Родители, видя его упорство и горящие глаза, в итоге приняли этот выбор. Хотя папа был сначала против углубления в науку, считал, что нужно сосредоточиться на практике.
Есть у Антона и другая, не менее важная и страстная мечта.
— Путешествовать. Как можно больше, как можно дальше и
как можно дольше. Для чего? — переспрашивает он. — Да просто так. Чтобы видеть, узнавать, чувствовать. Мир огромный, сложный и невероятно интересный. Он не ограничивается одной Пензой, хотя я очень её люблю.
Молодой человек мечтает увидеть всю Россию: мощный Байкал, гордый Дагестан, загадочную Карелию, огненную Камчатку. И особенно — Сибирь.
В этом и заключается феномен Антона Акимова — молодого человека, который не выбирает между наукой и искусством, между родным городом и целым миром. Он берёт от жизни всё.
Алёна КУЛИКОВА