"Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".
Л.Н.Толстой. Анна Каренина
Путь был долгим: поезд вёз меня из Архангельска в Москву.
Вообще мне нравятся путешествия на поезде, когда однообразный стук колёс на стыках рельсов и мерное покачивание вагона расслабляют все члены твоего тела и освобождают сознание от повседневных забот суетного существования. А традиционный и неизменный свежезаваренный чёрный чай с лимоном в гранённом стакане в посеребрённом подстаканнике дополняет идиллию этого путешествия.
В четырёхместном купе нас оказалось всего двое – я и незнакомец в модной дублёнке из тонкой кожи «Тоскано». Через полчаса пути мы познакомились. Попутчиком оказался бывший офицер центрального аппарата Пограничной службы, представившийся Василием.
Вначале, как водится, разговор пошёл о погоде, затем о событиях в стране и только потом заговорили о женщинах. Василий сидел напротив меня и при упоминании о женщинах его глаза сделались серьёзными с еле заметной грустинкой.
Беседы в поезде тем хороши, что незнакомому собеседнику можно говорить много сокровенного, заранее зная, что с ним никогда не встретишься, а откровение, словно исповедь, как-то облегчит душу.
В этот раз так и получилось - Василий разоткровенничался, особо не стараясь скрыть подробности своей личной истории. В последствии, я, случайно встретив общих знакомых в Москве, убедился в правдивости его слов. Вот его история.
В середине 90-х он служил на Памире в российских пограничных войсках. За год до описываемых событий он развёлся с первой женой, оставив её с двумя малолетними детьми в Санкт-Петербурге...
Я сразу напрягся, на этом можно было бы и закончить разговор: мужиков, бросающих своих детей, я презираю. А он, уловив мой осуждающий взгляд, как будто понял мой настрой и, нисколько не смутившись, сказал прямо смотря мне в глаза: "В Питере, когда я учился в военной академии, мы с женой решили «потрудиться» над вторым ребёнком. Первому сыну было уже 8 лет. Однако, ничего не получалось. Мы проверились в клинике. Оказалось, что в моей семенной жидкости неподвижные сперматозоиды. По сути, я был бесплоден. Этот вердикт врачей не ожесточил меня, и даже не привёл к разбирательству, кто отец первого ребёнка"...
Жизнь продолжалась. Василий учился в академии, а жена служила прапорщиком на армейском вещевом складе. Как-то она натянуто-напряжённо сказала, что наконец забеременела. Вася обрадовался, хотя и воспринял эту информацию настороженно. И не напрасно.
По сосредоточенному лицу жены видно было, что в ней происходит какая-то внутренняя борьба, и она наконец выдала:
- Ребёнок не от тебя, а от моего начальника вещевой службы Димы Горлова.
Она помедлила и произнесла:
- Я хочу жить с тобой и если скажешь сделать аборт, то я сделаю. Ещё не поздно.
Василий как-то спокойно ответил ей в православной манере, хотя не отличался тогда почитанием христианских законов:
- Ты совершила один грех, изменив мне, давай не будем совершать другой грех, убивая плод ребёнка.
На этом и порешили. Они продолжали жить вместе. Жена носила под сердцем чужого ребёнка, но они делали вид, что всё в норме. Как полагается через 9 месяцев ребёнок родился. Вася встретил жену с ребёнком у выхода из роддома с цветами. Начались бессонные ночи и всё остальное, как полагается молодым родителям. Второго сына записали тоже на Василия и нарекли Богданом. Вася сам дал мальчику это имя, сказав, что Бог его дал, не позволив матери убить плод.
Учёба в академии закончилась и «труба позвала» Василия на Памир.
"Помню, как мы стоим на остановке: я с двумя чемоданами, набитыми моими вещами и военной формой, и жена с двумя сыновьями, один из которых годовалый на её руках, – вспоминал Василий. - Тихо попрощались, смахнув слёзы, и я уехал. Потом я ещё приезжал пару раз, но каждый раз мне там становилось холоднее от взаимного отчуждения. Она уже не скрывала связи с Димой. Как уже понятно, мы расстались, и она вышла замуж за своего любовника Диму. Перед этим я помог жене получить от Минобороны квартиру. К чести Димы, он записал на себя обоих сыновей, тем более, что младший был его родной" ...
Василий теперь опять холостой стал подумывать о новой жене. В отряде холостых девушек не было, поэтому, когда в гарнизон приехала выездная бригада медиков, то он заинтересовался одной девушкой-врачом. Показалась она интеллигентной и простой. Нарисовал он себе картину, как будут жить спокойно, разговаривать на интересные темы, заниматься сексом и прочее, что свойственно семейной паре.
Недолго думая, Василий предложил ей пожениться, а она, на его беду, не отказалась – засиделась в девках до 29 лет. Любви между ними не было, было желание уйти от одиночества. У неё было необычное для русского человека имя. По этому поводу даже произошёл курьёзный случай. Сослуживцы Василия, узнав о скорой свадьбе, спросили его, как зовут жену. Он же долго вспоминал её имя и после неловкой паузы выпалил – Лилия! Имя по названию цветка, красивого, но неприятно пахнущего. В последствии оказалось, что он ещё и ядовит...
После Памира была служба в Душанбе, а затем они переехали в Москву, где Василий был зачислен слушателем Военной академии Генерального штаба Минобороны России.
К тому времени жили они вместе уже 5 лет, а детей не было, поэтому Лилия стала говорить о потомстве. При виде маленьких детей она громко вздыхала и всячески показывала, что ей очень хочется ребёнка. И Василий тоже хотел своего ребёнка – достаточно понянчил чужих детей. Решили обратиться за помощью в Центр планирования семьи. Там им пообещали, что биоматериалом Василия оплодотворят яйцеклетку Лилии, и будет у них потомство и счастливое семейство.
Всё шло хорошо. У Василия взяли семенную жидкость под наркозом и пообещали в нужный момент произвести оплодотворение. Потом ему объявили, что оплодотворение состоялось и жена беременна.
«Наконец я стану отцом», - думал Вася и в душе был рад этому обстоятельству.
Лилия ходила гордая, беременность протекала нормально. Роды прошли по плану. Перед выпиской из клиники матери с ребёнком Вася с сокурсниками решил отметить своё отцовство, за что получил от тёщи скалкой по голове.
На следующее утро Вася забрал из роддома жену с ребёнком. Сыну дали имя Михаил. Только спустя три года Василий узнал, что его обманули и его биоматериал был заменён донорским. Тут он вспомнил слова своего отца, который глядя на фотографию «внука» Михаила сказал, что Васин сын похож на отца только нижней частью. Намёк был прозрачный, но тогда Вася не придал этому значения...
Вагон покачивался под перестук колёс, за окном мелькали заснеженные полустанки, смеркалось, а Василий продолжал свою исповедь. Я не пытался ему мешать - ему надо было выговориться.
"Решение развестись с Лилией пришло постепенно, - продолжил свой монолог Василий, - по мере осознания обмана. Я понял, что опять обманулся, опять воспитываю не единокровного ребёнка. Но на этот раз был сознательный обман со стороны жены. Её в центре планирования семьи изначально ориентировали на подсадку донорского материала"...
"Всё своё коварство Лилия показала потом, в процессе развода, - с грустью продолжил свой рассказ обманутый муж. - На суде она утверждала, что мне жить осталось не больше года, поэтому ей надо быть рядом со мной. И тогда я вспомнил её слова, как-то сказанные в отношении генерала Гамова, погибшего в огне от брошенных бандитами в его квартиру бутылок с бензином.
- Вот жене Гамова повезло, - говорила Лилия, нисколько не стесняясь меня, - ей дали 200-метровую квартиру в Москве только из-за того, что муж погиб!"
Василия тогда шокировали слова жены, и он воскликнул:
- Так муж-то погиб!
- Зато квартиру получила 200-метровую, - последовал ответ Лилии, в глазах которой Вася увидел неподдельную зависть...
За разговором чай остыл, и мы попросили проводницу принести нам новый, горячий.
"Помимо Лилии, - продолжал свой грустный монолог мой попутчик, - у меня на Памире была ещё одна хорошая знакомая, которую я потом встретил в Москве. Вот с ней я и решил продолжить свою жизнь после развода с предательницей-женой" ...
Но прежде был долгий процесс развода, который затянулся на полгода. Лилия всячески оттягивала развод, утверждая, что Василий не в себе, да к тому же скоро умрёт. В зале суда она смотрела с ненавистью на адвоката, который защищал бывшего мужа и громко шептала: «И доброта его противная, за которую все любят и хвалят его; я ненавижу эту доброту!» Адвокат потом рассказал Василию, не присутствовавшему на этом процессе, как её пухлые губы сжимались в тонкую пунцовую полоску, мускул щеки трясся на левой стороне розового, нервного лица...
"Кстати сказать, я себя тогда действительно плохо чувствовал. Каждый раз выходя утром на работу и идя к служебной машине, чувствовал сильное головокружение. Сомнения у меня были, что со мной какая-то чертовщина происходит. По вечерам, после работы, Лилия не садилась со мной ужинать, накладывала в тарелку еду и молча уходила. Может что-то и подмешивала в еду. Бог её разберёт... Суд в конце концов (с третьей попытки после её двух апелляций) развёл нашу «дружную» парочку, - подытожил Василий. - Лилия хотела получить квартиру, которой у меня тогда не было, мы жили на служебной жилплощади. Нельзя сказать, что жена оказалась обездоленной, она осталась в этой служебной квартире и стала на очередь на получение социального жилья. У неё в добавок был ещё один "запасной аэродром" - имелась однокомнатная квартира, которую мы приобрели после приезда из Таджикистана, и которую Лилия переоформила на свою родную сестру Альмиру" ...
Отпив глоток чая, Василий сказал, что после развода полился поток кляуз по месту его службы. Не хотела Лилия быть брошенной женой, она хотела быть вдовой. Однако, её прогноз по поводу плохого здоровья Василия не оправдался. После развода утреннее головокружение у него прошло и здоровье восстановилось. Сейчас он уже 20 лет живёт с третьей и, по его мнению, последней женой - Натальей. Совместных детей у них нет, хотя Наталья могла тоже забеременеть и родить от донора, как сейчас модно (в центре планирования семьи её к этому склоняли). "Муж ничего не узнает", - гарантировали врачи-оплодотворители. Но она принципиально не хотела обманывать Василия, за что он ей безмерно благодарен.
А Лилия ещё 14 лет получала алименты от большой зарплаты и пользовалась льготами бывшего мужа, путешествуя бесплатно каждый год с сыном в ведомственные санатории. Но нападки на Василия регулярно устраивала, посылая гневные письма его руководству, так как не получила 200-метровую квартиру подобно вдове погибшего генерала Гамова...
"Я как-то попытался встретиться с 16-ти летним Мишей, - продолжал Василий, - наивно думал, что если я полностью обеспечиваю его, выплачивая по 120 тысяч рублей в месяц в качестве алиментов, то вправе быть с ним в нормальных отношениях. Но Миша при виде меня скакнул в сторону, как сайгак, и убежал быстрыми широкими шагами спринтера. Представляю, что ему про меня напела Лилия" ...
Василий, потупив голову, закончил свой грустный рассказ. Некоторое время мы сидели молча, отпивая из стаканов теперь уже окончательно остывший чай. Передо мной сидел обманутый муж, отец брошенных им чужих детей, несчастный человек из-за несбывшихся мечтаний о продолжении своего рода.
- А как же с третьей женой? - не удержался я от любопытства.
- Да всё хорошо! - ответил Василий. - Мы венчаны. Воспитали хорошую дочь от первого брака Натальи. Она уже взрослая и самостоятельная. Уже и внук есть. Но это уже другая история.
- Но значит не всё так грустно, - сказал я, улыбнувшись.
Василий тоже улыбнулся и кивнул головой в знак согласия.
Постскриптум
В России развивается проблема мужского бесплодия. Оказалось, средний возраст, в котором у мужчин выявляют эту проблему, теперь составляет 26 лет. Причины ухудшения ситуации очевидные: повышенный стресс, лишний вес, малоподвижный образ жизни, курение электронных сигарет.
Специалисты Минздрава России сообщают, что бесплодие стало диагностироваться в два раза чаще за последние 20 лет. Сотрудники репродуктивных банков отмечают, что плохие показатели спермограммы имеет каждый пятый россиянин мужского пола.
Многие мужчины считают продолжение рода одним из главных предназначений в жизни. Мужчина, воспитывающий родного по крови ребёнка, испытывает гамму сердечных и душевных чувств, которые не дано испытать бесплодному человеку. Чувство "родной" крови ничем не заменить.
В тоже время многие мужчины воспитывают не своих кровных детей, и от этого факта их жизнь не становится хуже. Бесплодный человек имеет шанс направить свою любовь и силы на воспитание не родных по крови детей, и эти дети зачастую отвечают ему взаимностью.
Однако, дорогие мужчины, в любом случае бдительность терять не следует, чтобы потом не повторять ошибки молодости Василия.