Найти в Дзене
Открытая семинария

Деньги. Часть 1: Бедность как выбор

Есть простые и действенные духовные законы, элементарное соблюдение которых позволит вам быть точно на том финансовом уровне, который вы для себе выберете. Только вы вначале определитесь - чего и самое главное для чего вы хотите? В трех публикациях мы разберем три главные пути. Сегодня разберем самый привычный для большинства людей путь - путь бедности. Кто-то хочет - или говорит, что хочет - быть бедным, и он(а) будет бедным. Кто-то хочет быть богатым - и будет богатым. Хотя не всем богатство идет впрок, потому что богатство дается для эффективного служения Богу и людям, а не как конечная цель. А кто-то хочет просто жить по принципу "не заботиться" о финансах и заниматься любимым делом, а средства для осуществления этого приходят как бы "сами собой". Так что первый шаг - это определиться, кем вы хотите быть: бедным, богатым или просто независимым. Ваш выбор будет уважен, если вы сами его примете и поверите в него. И тут нет - универсального верного или неверного выбора. Точнее, выбор
Оглавление

Есть простые и действенные духовные законы, элементарное соблюдение которых позволит вам быть точно на том финансовом уровне, который вы для себе выберете. Только вы вначале определитесь - чего и самое главное для чего вы хотите? В трех публикациях мы разберем три главные пути. Сегодня разберем самый привычный для большинства людей путь - путь бедности.

Бедный, богатый, независимый

Кто-то хочет - или говорит, что хочет - быть бедным, и он(а) будет бедным. Кто-то хочет быть богатым - и будет богатым. Хотя не всем богатство идет впрок, потому что богатство дается для эффективного служения Богу и людям, а не как конечная цель. А кто-то хочет просто жить по принципу "не заботиться" о финансах и заниматься любимым делом, а средства для осуществления этого приходят как бы "сами собой". Так что первый шаг - это определиться, кем вы хотите быть: бедным, богатым или просто независимым. Ваш выбор будет уважен, если вы сами его примете и поверите в него.

-2

И тут нет - универсального верного или неверного выбора. Точнее, выбор может быть верным для вас - но не для кого-то еще. Например, вы выбрали быть богатым, но при этом вы не выполняете духовный принцип - служить и делиться имением. В этом случае вы все равно можете сделаться богатым (достаточно посмотреть на соседа через дорогу, чтобы убедиться в этом), но богатство не пойдет по назначению и вам на пользу.

Или вы можете сделать выбор в пользу бедности (под влиянием, допустим, определенных религиозных убеждений) - а вы являетесь талантливым, отзывчивым, предприимчивым, трудолюбивым человеком, который мог бы быть меценатом, строить народу, как в прежние времена, при Государе, больницы, театры, жилые (бесплатные) дома... Но, нет, вместо этого кто-то будет сам напрягаться и тащить вас всю жизнь - потому что это ваш выбор, вы поверили, что будете бедным.

-3

И даже выбрав стезю независимости от финансов (как это сделал однажды я) вы тоже можете ошибиться. И при этом вы тоже можете (хотя и с большими усилиями) достигнуть желаемого результата, но при этом ваше занятие не принесет ни вам, ни людям той пользы и радости, которые ожидались. Может, к примеру, вам захочется стать солистом оперы, но при этом вы не имеете (как я) ни голоса, ни слуха. Но вы все равно сможете жить своим пением, только оно не будет таким прекрасным. Ну, не ваше это...

Бесовские и Ангельские решения

Так что тут, в принятии этого решения, люди часто делают ошибки - им в этом способствуют (в неправильном выборе) бесы, потому что направив человека на определенный путь - бедный, богатый, независимый (через амбиции, или страх, или желание кому-то угодить, во что-то вписаться) - бесы смогут вытягивать из тебя те силы, которые должны были идти в служение тебе и людям.

Тут выход один - молиться Богу и просить ангелов направить вас, помочь вам найти ваш путь. Тут все очень индивидуально. А дальше вы просто живете по несложным духовным законам, о которых мы поговорим чуть ниже и которые работают стопроцентно. Но сначала давайте все-таки определимся (помолитесь об этом) - чего вы хотите. Начнем с бедности.

Бедность

Есть (особенно в России) такое распространенное религиозное представление, что "настоящий" праведник, помазанник - должен быть непременно нищим. И если люди верят в это - они получают это, в любом случае. Для этого и помазанником быть не надо, ни даже желать бедности. Достаточно лишь верить в нее - и будешь бедным. И это может быть хорошо для человека, может быть по Божьей воле, а может быть и нехорошо. В конце концов бедный человек не сможет особо ничего сделать ни для себя, ни для других, и часто будет обузой для общества. Но бывают случаи, когда бедность бывает правильным выбором.

-4

Во-первых, это может быть подспудный выбор души, желающей пройти уроки бедности, смирения, унижения, нищеты. Все души очень разные, и кому-то это и не нужно. А другим нужно. И поэтому человек может даже желать вырваться из бедности, но его душа не пустит его (ее) - она просто откажется верить, что это возможно. А без веры это действительно невозможно.

Во-вторых, бывают ситуации, когда и опытная душа, праведник бывает нищ (а так часто бывает). Это бывает тогда, когда Бог хочет использовать именно праведника, помазанника, который достоин большего, достоин всего - быть нищим, чтобы через эту несуразицу демонстрировать духовную нищету своего народа. На этом принципе было основано все юродство в России. Вспомните того же Василия Блаженного, который попросил у Годунова (по преданию) копеечку, чтобы обличить того в убийстве.

-5

Вспомните пророка Иеремию, этого очень богатого, царского рода человека, которому Бог сказал одеться нищим - в предзнаменование того, что все богатые в народе, которые зажимали свои деньги - скоро обнищают, совсем обнищают. И так и сталось. А когда все это произошло и отпала нужда юродствовать, и народ был дочиста разорен и уведен в плен - тогда Бог вернул Иеремии его высокое положение, дома и пр. Тут важна не бедность ради бедности, и не богатство ради богатства, и не независимость ради независимости. Тут важно быть чутким к себе и к Божьей воле о себе.

Или вспомните то нищенское юродство, которое Бог возложил на пророка Иезекииля накануне великого бедствия - когда город и храм будут разрушены, и когда народ отведут в плен на сто с лишним лет:

8 Вот, Я возложил на тебя узы, и ты не повернёшься с одного бока на другой, доколе не исполнишь дней осады твоей.
9 Возьми себе пшеницы и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы, по числу дней, в которые ты будешь лежать на боку твоём; триста девяносто дней ты будешь есть их.
10 И пищу твою, которою будешь питаться, ешь весом по двадцати сиклей в день; от времени до времени ешь это.
11 И воду пей мерою, по шестой части гина пей; от времени до времени пей так.
12 И ешь, как ячменные лепёшки, и пеки их при глазах их на человеческом кале. Иезекииль 4 глава

И бедняге пришлось это делать - потому что вскоре весь зажравшийся к той поре народ, с притупленным сознанием, будет так жить, в полной нищите и разрухе, и даже в плену... А Иезекииль вернется к нормальной, здоровой жизни. Хотя и продолжит печалиться о народе, раде которого, как кажется напрасно страдал.

Но все это уже было в нашей русской истории - эти бескрайние, бесконечные уроки нищеты, лохатрона, издевательств... Или вам хочется это повторить? И самому быть знамением этого?

Помните, что помазанник Божий - это зеркало общества. Если помазанник беден, то общество на самом деле нищее, даже если "ни в чем не нуждается":

Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Откровение Иоанна 3:17

Бедным помазанникам, пророкам приходится на себе эту картинку отражать. Хотя не обязательно все должны "тащиться" от этого. Не оттого ли и помазанный Богом Белый царь называется еще Бедным царем? Что отражает свой бедный, бедный духовно народ? Который при этом так кичится своей псевдо-религиозностью?

-6

Помазанник как зеркало своего народа и учеников

Апостол Павел своим финансовым положением как будто отражал ту религиозную среду, в которой он на тот момент жизни оказывался. Он сам говорит об этом призывая людей поддержать его - хотя бы ради самих себя:

10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Послание к Филиппийцам 4

Каждому помазаннику Господь дает этот опыт "быть и в обилии и в недостатке". В своей жизни я этому свидетель. Мы много лет жили с моей Семьей в изобилии, это нормально. Но я выбрал для себя вернуться в Россию, остаться без престижной работы, высоких окладов, уважения и привелегий - чтобы заниматься независимо любимым делом, реализовать свое призвание.

Живу я и теперь, не сказать что в недостатке, но мой доход с переездом в Россию уменьшился примерно в сорок раз. Но мы живем и радуемся. Но, конечно, я вместе с апостолом Павлом, наблюдаю за этим индикатором духовности людей (жертвенностью) и всегда весьма радуюсь, когда "вы уже вновь начали заботиться о мне".

Павел "весьма возрадовался" не просто потому, что на его счет денежки пришли (хотя и это крайне важно для жизни и свободного, нестесненного апостольского служения и помощи другим) - он возрадовался за людей, которые сделали это. Потому что тут есть чему радоваться - Бог принимает их лица! Это все, чего Павел, собственно, и добивался. А их пожертвования в его руках становились как средством для спасения большего числа людей, так и индикатором духовной зрелости его учеников.

С другой стороны у Павла, как и у нас теперь, были дни, в которые он писал людям с некоторой горечью (она есть отчасти и у меня):

8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговорёнными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 1-е Коринфянам 4

Но Бог всегда верен Своим помазанникам. За нас не надо беспокоиться - мы проточные водоемы, никогда не иссохнем.

Выводы ОС

У бедности есть по сути одна главная причина (как и у всего) - это вера в бедность. Эта вера - выбор человека, души. Бедным может быть человек и добрый и злой.

Есть еще одна причина бедности - специально для людей неплохих, верующих. Это несоблюдение элементарной духовной гигиены - или жадность. Бог так любит человека, что не дает ему богатства по той причине, что любит и знает - оно разрушит вашу незрелую душу. Как оно разрушило души многих. А глядя на других Бог дает - потому что (1) либо махнул на них рукой, позволив идти к погибели, либо (2) знает, что богатство человека этого не испортит.

Как Он это знает? Вы Ему сказали об этом! Вы сказали Богу: "я верю в Тебя, я хороший, но я не могу быть проточным водоемом, я не могу отдавать. Мне нужно быть бедным." "Мы не говорили Богу этого!" скажет кто-то. Но вы говорили - своими поступками, которые говорят громче слов. И тогда любящий Отец, понимающий наши слабости, закрывает над вами окна небесные и дает людям ровно столько, сколько они могут принять не разрушив своей души.

Желаю вам радости и процветания в Наступающем 2026 году. Царство народа святых - это Царство изобилия. Пора перестраивать свое сиротское, нищенское мышление, провозглашающее нищету для себя и в целом для людей, на мышление радости и изобилия. "Не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?" Малахия 3:10. Мы разберем этот текст подробнее в следующей публикации об избытке. Работает стопроцентно.

Продолжение следует.