Зайдите в любой садовый центр — и вы словно попадаете на выставку обещаний. «Очищает воздух», «растёт в тени», «неубиваемое», «идеально для новичков». Те, кто любит ушами, ведутся на уговоры продавцов и покупают эти растения, думая, что стали счастливым обладателем настоящего чуда, которое и выглядит красиво, и условий минимум требует, ещё и наделено какими-то супер способностями.
А потом проходит месяц. Или два. И вот вы уже гуглите: почему растение, которое “растёт само”, вдруг решило умереть? И где те самые его волшебные функции?
Сегодня поговорим о комнатных растениях, которые продаются отлично, выглядят эффектно, но во многом — результат удачного маркетинга, а не честного описания их характера.
1. «Растёт в тени»… но только на рекламных плакатах
Часто именно замиокулькас предлагают тем, у кого освещения в помещении мало. Говорят, что он практически неубиваем, выдержит любые условия, не требует сложного ухода и вообще, считается символом богатства. Неспроста ж его называют долларовым деревом!
Что происходит на самом деле? Замиокулькас действительно будет выживать у вас в любых условиях довольно долго. Но выживать и расти — не одно и то же.
В тени он:
- не погибает, но перестаёт давать новые побеги,
- вытягивает листья, которые потом разваливаются по краям горшка
Маркетинговый трюк здесь простой: растение медленно умирает — значит, «неубиваемое».
На деле же без света замиокулькас просто замирает, как пауза длиной в годы. И да, он не любит частый полив и огромные горшки. Но об этом вы узнаете уже спустя время, когда поймёте, что с появлением замиокулькаса у вас ни красоты в доме не прибавилось, ни денег в кармане.
2. «Просто поставь и забудь»
Фикус Бенджамина продают всегда со словами: ну неспроста же его можно всстретить у всех, в особенности - в офисах, а там ведь и ухода толком не бывает!
Что на деле: в офисах его действительно можно встретить часто, но красиво он выглядит только там, где за ним есть нормальный хороший уход, который включает в себя:
- Хорошее освещение;
- Своевременный полив без пересушки и переувлажнения;
- Рыхлый грунт, а не чистый торф или землю с огорода;
- Подкормки и формировки в течение весенне-летнего периода
Что получают покупатели, которые не выдерживают условий? В большинстве своём - листопад. Иногда — тотальный.
На изменения в сезоне, освещении, температуре, да даже на сквозняки он реагирует просто — сбрасывает листья. Не «чуть-чуть», а массово, демонстративно.
В итоге растение, которое продавали как «простое в уходе», становится главным источником тревоги в комнате. А ведь проблема не в фикусе, а в том, что о его чувствительности не предупреждают.
3. Королева соц.сетей и кошмар подоконника
Калатеи - одни из самых декоративных растений, которые можно купить в массмаркетах. Ими уставлены стеллажи и в течение пары недель после завоза, они действительно выглядят красиво: глянцевые листья с художественными узорами: белые, красные, розовые, жёлтые - на любой вкус и цвет.
Чаще всего про них говорят, что в целом то растения неприхотливые, только поставьте рядом увлажнитель.
На деле же калатея — это растение с характером профессионального капризули. Ей не понравится не только сухой воздух (Большинство из калатей, кстати, к нему вполне лояльны), но и:
- жёсткая вода,
- перепады температуры,
- неправильный свет,
- неправильный горшок,
- неправильный полив и в особенности - пропуски полива.
Она:
- скручивает листья,
- покрывается сухими краями,
- теряет рисунок,
Поэтому прежде чем взять калатею, стоит внимательно посмотреть на другие экземпляры. Они такими стали как раз из-за описанных выше причин.
Это не комнатное растение для всех, а тропическая система с требованиями.
Но продаётся быстро. Потому что красивая.
4. «Цветёт годами»
Фаленопсисы - излюленные растения в преддверии всех праздников. Именно их часто заворачивают в красивую бумагу, ставят в корзины и продают как букет, который будет расти и цвести месяцами.
На деле же далеко не у всех орхидея цветёт подолгу. У большинства - один раз. Потом цветонос отсыхает и орхидея просто растёт (а иногда и не растёт) и потихоньку гноит корни, потому что поливать её надо не как все.
Орхидеи растут в сфагнуме или коре. И поливать их просто нельзя: в коре влага не задерживается совсем, а мох при неверном поливе будет просыхать очень долго.
В результате после покупки новичок ждёт повторения чуда, а вместо этого получает зелёные листья (в хорошем случае) или гнилые корни.
Хотя правда в том, что орхидею продают в момент максимального эффекта, не объясняя, что дальше будет обычная, спокойная жизнь.
5. «Антистресс-растения» и «очистители воздуха»
Красивые сказки заливают в уши про сансевиерии и хлорофитумы. Дескать они и стресс снижают, и сон улучшают, и полезны для здоровья - ну конечно, это ж никак не проверить.
А главная быль про них - что они воздух очищают. И для нас, рядовых покупателей, живущих в загазованных городах, где в воздухе витает всся таблица Менделеева, это как бальзам. И на самом деле быль то правдивая: NASA действительно провела исследования, где показала, что в идеальных условиях в замкнутой камере они потребляют бензол, формальдегид и и другие гадости. Но в условиях комнаты вы это заметите, только если заставите ими всю комнату. Короче, опять маркетинг.
Один хлорофитум или сансевиерия:
- не заменяют вентиляцию,
- не фильтруют воздух как прибор,
- не лечат бессонницу.
Это не делает их плохими растениями. Но превращать их в «живые очистители» — чистый маркетинг, который отлично продаётся.
Растения не врут — врут описания
Комнатные растения не обещают вам ничего. Это делают ценники, бирки и рекламные тексты.
Большинство «разочарований» происходит не потому, что растение плохое, а потому что его продали как универсальное, хотя у него есть характер, требования и пределы терпения.
А какие растения купили вы себе под влиянием маркетинговых уловок? Обещали одно, а вышло совсем другое?
Чем больше будет лайков и комментариев у статьи, тем больше она получит охватов. Пожалуйста, не поскупитесь!
Если любите статьи с подборками - рекомендую полистать эти: