Все привыкли к тому, что выражение «фиктивный брак» носит негативный оттенок. Однако бывают случаи, когда данная фраза означает и неожиданные проявления, в результате чего возникают забавные моменты. Как это было в ситуации, о которой пойдет речь.
В девяностые годы прошлого века группа студентов исторического факультета приехала на раскопки одного из курганов Ростовской области.
На окраине хутора был разбит палаточный лагерь, которым командовал преподаватель студентов, археолог со стажем Павел Викторович.
Студенты, как известно, делятся на две категории. Одни всегда хотят кушать, и поэтому, часто пребывают в поисках хлеба насущного.
Время, о котором идёт речь, в плане наличия продуктов в магазинах было не самым обильным. Конечно, в археологическую экспедицию взяли и крупы, и сахар, и консервы, но как-то этот набор выглядел скудновато. Скажем так, объема порций хватало не всем. Среди студентов были и такие, кому хотелось добавки, а ее не было.
Другая группа, ищет возможности выпить (автор всецело осуждает такую вредную привычку!!!), причем, выпить на халяву. Соответственно, представители второй категории студентов тоже зачастую находятся в поиске.
Студенты, кому хотелось разнообразить свободное время горячительными напитками, быстро узнали, где живут местные бутлегеры. В хуторе этим делом занималась чета местных пенсионеров. Дедуля с бабулей гнали самогон уже много лет, поэтому, клиентов у них всегда было с избытком.
Во главе компании любителей горячительных напитков стоял неформальный лидер - старшекурсник института по имени Алексей. Его взяли в экспедицию, как старшего наставника, который будет «приглядывать» за молодыми студентами, учить их уму-разуму. Алексей и «приглядывал». Днем, действительно, учил как правильно вести раскопки, как различать культурные слои, как оценивать степень ценности найденных артефактов...
…А вот по вечерам Алексей вёл своих младших товарищей другой дорогой, ему известной с прошлых дет, которая направляла не по верному пути. Старший наставник в былые годы не раз выезжал на раскопки и уже «протоптал тропинку» к местным самогонщикам-пенсионерам – деду Терентию и бабке Лукерье. Те знали Алексея хорошо, ведь он был «постоянным покупателем». На этой почве пенсионеры иногда даже делали молодому человеку скидки.
Этот самый Алексей и приобщил некоторых новоявленных археологов к крепким напиткам. Вот и в этот раз, он быстро сколотил компанию, которая часто покупала «огненную воду» (или, как еще молодые люди называли самогон – «КВН», что расшифровывалось, как «коньяк выгнанный ночью»). Когда деньги закончились, молодые люди взялись в свободное от раскопок время заниматься у деда с бабкой домашними делами. Вскопать огород, расчистить колодец, перекрыть крушу сарая – все это парни делали за специфическую натуроплату, коей являлся пресловутый «КВН». Затем, когда вся домашняя работа у деда с бабкой была переделана и расчет за нее осуществлен, отпуск «товара» прекратился.
Памятуя о том, что студенты еще не рассчитались за прежнюю покупку, бабка, сказала, как отрезала: «Утром деньги – утром самогон! Вечером деньги – вечером самогон!». Старушку, кстати, студенты прозвали Соколихой. Говорили, что такое прозвище она заслужила острым, как у сокола зрением. Бытовало мнение, что бабуля могла определить номинал купюры даже в темноте (а, покупка «КВНа» часто происходила в темное время суток).
Одним словом, у части студентов, после того, как деньги были истрачены. возникла проблема с приобретением напитка.
Одновременно, проблема возникла и у тех, кто хотел кушать. В один из дней машина с продуктами ни к полудню, ни к вечеру, не приехала (как позже выяснилось, из-за технической поломки). Как на грех, в местном сельпо изобилия продуктов не было, да и особо не за что их было купить.
Порции временно урезали, поэтому, юные археологи, кому не хватало еды, ходили по селу, срывая кто - плоды с деревьев, кто – огурцы с огородных грядок, тем самым, пополняя свой скудный рацион.
Вот и в случае, о котором идет речь, компания не слишком сытых студентов проходила по улице. Кто-то из них обратил внимание на россыпь клубники во дворе. Один молодой человек не сдержал искушения, заскочил во двор и быстро нарвал полную кепку ягод. Правда, когда он выходил со двора, из дома вышла хозяйка и, увидев такую картину, укоризненно покачал головой:
-Как же, нехорошо воровать! И не стыдно, вам, молодой человек?
Возникла немая сцена. Юноши и девушки стояли у двора, а виновник происшествия молчал, выслушивая укоры хозяйки. Оправдываться было нечем… И тут…
-Не ругайте его! Он хотел угостить свою .. жену,- произнесла одна из девушек (позже выяснилось, она сказала первое, что пришло на ум, чтобы оправдать однокурсника).
-Какую жену?, - удивлённо спросила хозяйка дома
-Понимаете, у наших друзей несколько дней назад была свадьба, после которой их сразу направили в экспедицию. Приехали, а машина с продуктами сегодня сломалась. И теперь в лагере еды почти нет. А наш товарищ решил жену побаловать клубникой. Простите его, пожалуйста!
Женщина всплеснула руками:
- Что ж вы молчали. А кто жена молодая?
-Вот она, - девушка, которая рассказывала о свадьбе друзей, показала на рядом стоящую подругу.
-Евгения, ну скажи…
Та девушка, которую назвали Евгенией, кивнула, поняв замысел.
Хозяйка дома тут же сказала.
-А, ну, подождите пять минут, - и убежала.
Через некоторое время женщина вышла из дома, держа в руках наполненную холщовую сумку (тогда полиэтиленовых пакетов не было в распространении).
-Берите ребятки, пожалуйста. Свадьба это дело хорошее. Вам нужно питаться сейчас хорошо. Здесь кастрюля с варениками, банка сметаны. А еще пирожки с мясом.
-Ты, парень, вечером ты приходи, - обратилась хозяйка к «жениху», - Я сварю компоту и нажарю котлет. - Эх, дети-дети, я ж сама была студенткой, знаю, что это такое...
…Возвращение в палаточный лагерь было триумфальным. Компания хорошо отметила «свадьбу», поделившись со всеми товарищами. Более того, в течение дня несколько сердобольных хуторских тетушек и бабушек, узнавших о «медовом месяце», несли «новобрачным» всевозможную деревенскую снедь – от клубники и огурцов - до молока, домашней колбасы, сала и блинов.
Впрочем, «прокачал ситуацию» в лучшую для себя сторону и тот самый Алексей, который был частым гостем в доме местных самогонщиков. Вечером молодой человек пришел к деду Терентию и тоном заговорщика начал вещать ему свою правду-матку.
- Дедуль, тут такое дело. У нашего друга свадьба. Мальчишник надо отметить.
Дед не знал, что такое «мальчишник», но понял, что это мероприятие, на котором употребляют спиртное.
В это время на крыльцо вышла бабка и уставилась на Алексея:
- Чего тебе? Опять в долг? Не дам!!! Уходи!
-Да, не ругайтесь вы, свадьбу другу надо отметить.
-А, ведь, действительно , я слыхала в хуторе, что с вами молодожёны . Что же, это, жених с невестой прибыли в вашу кспедицию, а угостить товарищей нечем. Стыдоба!, - видно было, что бабка сменила гнев на милость. - Иди дед,,- произнесла Соколиха, уже обращаясь к деду Терентию, -Там, в погребке стоят банки, принеси одну.
Через пару мину дед Терентий вышел из подвала с двумя трехлитровыми банками: - Не сердись, старая, пусть хорошо отметят молодые. Что ж им, одной банкой делать - только губы помочить.
И продолжил уже в адрес Алексея: - Денег не надо. Как-никак - свадьба. Совет да любовь молодым!
…Вечером в палаточном лагере все были довольными: одни – сытыми, другие – не слишком трезвыми...
Впрочем, начальник лагеря, Павел Викторович, прояснив ситуацию, выводы сделал. Утром следующего дня, на построении он объявил выходной для тех, кто накануне вёл трезвый образ жизни. Для другой категории, во главе с Алексеем, предстояла изнурительная работа под палящими лучами солнца.
Но это, уже другая часть повествования…
(имена персонажей изменены).