Автор: И. Андриевский И.О. Президента Российского союза инженеров
Статус статьи: обзор – исследование – программа. Дата: декабрь 2025 года
Российский союз инженеров - инженерные кружки для детей есть мощный инструмент профилактики подростковой преступности, наркомании и связи с одиозными социальными группами.
Инжиниринговая компания «2К» - неочевидная связь, на первый взгляд, между паянием микросхем, авиамоделями, программированием роботов и снижением уровня подростковой преступности нет прямой связи. Однако практика показывает, что качественные инженерные кружки и техническое творчество оказывают мощное профилактическое воздействие. Эта статья исследует механизмы, через которые инженерное образование влияет на социализацию подростков и снижает риски асоциального поведения и формирует программу развития.
Психологические и социальные механизмы воздействия
1. Заполнение "вакуума времени"
Подростковая преступность часто возникает не из-за врожденной склонности детей к нарушению закона и выражению противоречия взрослым, а из-за избытка неструктурированного времени и отсутствия значимых занятий. Инженерные кружки:
- Предлагают регулярные, интенсивные занятия (2-3 раза в неделю по 2-3 часа)
- Дают домашние задания и проекты, заполняющие свободное время
- Создают "положительную занятость", оставляющую меньше времени на улице
2. Формирование идентичности и самооценки
В криминальной субкультуре статус достигается через демонстрацию силы, дерзости, пренебрежения нормами. В инженерной среде:
- Статус зарабатывается компетентностью, упорством, креативностью
- Подросток идентифицирует себя как "создателя", "инженера", "изобретателя"
- Формируется просоциальная идентичность, несовместимая с криминальным поведением
3. Канализация энергии и агрессии
Подростковая агрессия находит конструктивный выход:
- Соревновательный элемент (робототехнические состязания, хакатоны)
- Работа с сопротивлением материалов (нужно приложить усилие, но по правилам)
- Цифровая реализация амбиций в виртуальных мирах и симуляторах
4. Развитие отложенного удовлетворения
Криминальное поведение часто строится на немедленном получении выгоды. Инженерное творчество учит:
- Длительной работе над проектом (недели, месяцы)
- Принятию неудач как части процесса
- Удовольствию от процесса, а не только от результата
Российский союз инженеров - структурные элементы эффективных кружков
Доступность и низкий порог входа
- Бесплатные или недорогие занятия
- Возможность начать с нуля без специальных знаний
- Отсутствие жесткого конкурсного отбора на начальном этапе
Проектный подход и видимые результаты
- Короткие проекты (1-2 занятия) для быстрого успеха
- Долгосрочные амбициозные проекты для удержания интереса
- Публичная демонстрация результатов (выставки, соревнования)
Социальная инклюзия
- Смешанные группы по возрасту (старшие помогают младшим)
- Интеграция подростков из разных социальных слоев
- Отсутствие академического давления, акцент на практику
Ролевые модели
- Преподаватели-практики (инженеры, программисты)
- Приглашенные специалисты из промышленности
- Успешные выпускники кружков
Реальные примеры и статистика
Опыт российских "Кванториумов"
Согласно исследованию, проведенному в 2022 году среди подростков, посещающих технопарки:
- На 67% реже попадают в полицию за правонарушения
- На 43% повышается школьная успеваемость
- 78% отмечают повышение уверенности в своем будущем
ООО «Инжиниринговая компания «2К» - именно уверенность в будущем человека, делает его уравновешенным, спокойным, добрым, преданным Родине. Если человек с детства знает кем он будет в жизни. Какая у него будет занятость и обеспеченность он будет спокоен.
Российский союз инженеров - проект "Робототехника в спальных районах" (Санкт-Петербург)
В трех районах с высоким уровнем подростковой преступности были открыты бесплатные инженерные кружки:
- За 2 года групповые правонарушения снизились на 31%
- Увеличилось количество поступающих в технические колледжи и вузы
- Сформировались устойчивые просоциальные группы подростков
Российский союз инженеров - опыт промышленных предприятий
Некоторые заводы организуют кружки для детей из близлежащих районов:
- Подростки видят перспективу трудоустройства
- Формируется позитивное отношение к труду
- Снижается вандализм на территории предприятия
ООО «ИСК ТИТАН», говорит к.т.н. Зиниев Шамсудин Зелимович - комплексный подход: кружки как часть экосистемы
Инженерные кружки работают наиболее эффективно, когда являются частью комплексной программы:
- Связь со школами - интеграция достижений в кружках в школьную успеваемость
- Карьерные перспективы - четкий путь от кружка к колледжу/вузу/работе
- Семейное вовлечение - выставки, где родители видят достижения детей
- Социальный лифт - возможности для талантливых детей из неблагополучных семей
Вызовы и ограничения
- Отсев - не все подростки находят себя в техническом творчестве
- Гендерный дисбаланс - необходимо специально вовлекать девочек
- Ресурсоемкость - качественное оборудование требует финансирования
- Кадры - нужны не просто инженеры, а педагогически подготовленные специалисты
Рекомендации для муниципалитетов и общественных организаций
- Локация - размещать кружки в шаговой доступности от спальных районов
- Гибкий график - занятия в вечернее время и выходные
- Многоуровневость - программы для начинающих и продвинутых
- Сетевое взаимодействие - связь с другими досуговыми и образовательными учреждениями
- Мониторинг - отслеживание долгосрочного воздействия на участников
к.т.н. Зиниев Шамсудин Зелимович в заключение можно сказать
Инженерные кружки для детей — это не просто дополнительное образование, а эффективный инструмент социальной инженерии. Они работают на глубинном уровне, формируя альтернативную криминальной идентичность, предоставляя конструктивные способы самореализации и создавая сообщества с позитивными ценностями. В условиях, когда традиционные методы профилактики часто дают сбои, техническое творчество предлагает инновационный путь — не борьбу с последствиями, а создание среды, в которой подростковая преступность теряет питательную среду.
Инвестиции в такие программы — это вложение не только в будущих инженеров, но и в социальную стабильность, снижение расходов на правоохранительную систему и, главное, в человеческий потенциал подростков, которые вместо разрушения учатся создавать.
«Инжиниринговая Компания «2К» - инженерные кружки для детей в Европе: обзор и ключевые инициативы
Европейская система дополнительного технического образования для детей отличается разнообразием и часто интегрирована в общеобразовательную систему. Вот основные типы и примеры инженерных кружков в Европе.
Общеевропейские программы и сети
1. EU Robotics Week (Неделя робототехники ЕС)
- Ежегодное событие с участием 600+ организаций
- Локальные мероприятия: мастер-классы, соревнования, открытые лаборатории
- Координация через European Robotics League
2. Erasmus+ проекты для молодежи
- Финансирование инженерных лагерей и обменов
- Проекты типа "STEM Across Borders"
- Мобильность преподавателей и учащихся
Страновые модели и примеры Германия: система "образования через исследование"
Jugend forscht ("Молодой исследователь")
- Крупнейший конкурс для молодых ученых и инженеров
- Возраст: 15-21 год
- Региональные и федеральные этапы
- Поддержка от компаний Siemens, BMW, Bosch
Schülerforschungszentren (Ученические исследовательские центры)
- Сеть из 100+ центров по всей стране
- Бесплатные занятия после школы
- Оборудованные лаборатории, наставники-ученые
Fraunhofer Talent School
- Программа от ведущего научно-исследовательского общества
- Для одаренных школьников 14-18 лет
- Практические проекты в области инженерии, IT, естественных наук
Великобритания: клубная система с частной инициативой
STEM Clubs
- Сеть при школах и библиотеках
- Поддержка от STEM Learning UK
- Готовые ресурсы и программы для руководителей
The Royal Institution
- Мастер-классы и лекции для школьников
- Знаменитые рождественские лекции
- Программа "Engineering the Future"
Young Engineers Clubs
- Национальная сеть внеклассных занятий
- Акцент на практическое решение инженерных задач
- Связь с промышленными партнерами
Франция: государственно-общественная модель
Planète Sciences
- Общенациональная ассоциация
- Кружки по робототехнике, аэрокосмической технике, астрономии
- Организация национального конкурса "C Génial"
Les Petits Débrouillards
- Сеть научных и технических клубов
- Философия "сделай сам"
- Особое внимание детям из неблагополучных районов
Cité des sciences et de l'industrie (Город науки и промышленности)
- Интерактивные мастерские для детей от 6 лет
- Программирование, электроника, биотехнологии
- Семейные инженерные выходные
ООО «Инжиниринговая компания «2К» - скандинавские страны: интеграция в образовательную систему
Швеция: Teknikens Hus
- Центр технического творчества в Лулео
- Модель, аналоги в других городах
- Программы для всех возрастов, особый акцент на вовлечении девочек
Финляндия: Innokas Network
- Программа развития инновационных навыков
- Интеграция в школьную программу
- Акцент на 3D-моделировании, робототехнике, программировании
Дания: Science Clubs при университетах
- Все университеты организуют кружки для школьников
- Особенно сильны программы в области sustainable engineering
- Связь с местной индустрией (ветроэнергетика, биотехнологии)
Нидерланды: технопарки для детей. Детский технопарк – это новизна
Techniek Promotie
- Национальная программа продвижения техники
- "Технологические чемпионаты" для начальной школы
- Мобильные лаборатории, посещающие школы
Bètapartners
- Сотрудничество школ, университетов и компаний
- Региональные сети в крупных городах
- Практические проекты с реальными инженерными задачами
Испания: муниципальные инициативы
Casas de la Ciencia
- Сеть научных домов при CSIC (Высший совет научных исследований)
- Кружки по робототехнике, программированию
- Особое развитие в последние 10 лет
Programa STEMadrid
- Программа правительства автономного сообщества Мадрид
- Сеть STEM-центров в школах
- Соревнования Madrid Robotics
ООО Инжиниринговая компания «2К» - тематические специализации
Робототехника
- LEGO Education центры по всей Европе
- VEX Robotics конкурсы (особенно сильны в Великобритании)
- Arduino и Raspberry Pi сообщества
Аэрокосмическая инженерия
- ESERO (Европейское бюро космического образования) - программы в 13 странах
- CanSat конкурсы - создание мини-спутников
Цифровые технологии и программирование
- CoderDojo - волонтерские клубы программирования (29 стран Европы)
- Code Club (Великобритания, но есть по всей Европе)
Особенности европейского подхода
Инклюзивность и доступность
- Многие программы бесплатные или недорогие
- Акцент на вовлечении девочек (проекты типа "Girls in STEM")
- Программы для детей с ограниченными возможностями
Связь с промышленностью
- Партнерство с местными предприятиями
- Экскурсии на производство
- Реальные инженерные задачи от компаний
Экологический акцент
- Много программ по sustainable engineering
- Проекты в области возобновляемой энергетики
- Кружки "зеленых технологий"
Международное сотрудничество
- Европейские конкурсы (EU Contest for Young Scientists)
- Обмены между кружками разных стран
- Совместные онлайн-проекты
Тенденции и инновации
Гибридные форматы
- Сочетание очных и онлайн-занятий
- Виртуальные лаборатории
- Онлайн-соревнования
Раннее вовлечение
- Программы для детей от 4-5 лет
- STEM-игрушки и конструкторы для дошкольников
- Семейные инженерные мастерские
Междисциплинарность
- Комбинация инженерии с искусством (STEAM)
- Социальные аспекты технологий
- Этика в инженерии
Полезные ресурсы для поиска кружков
- Euroscience - европейская ассоциация, поддерживающая молодые таланты
- Scientix - европейская платформа STEM-образования
- Национальные министерства образования - обычно имеют каталоги внешкольных занятий
- Местные университеты - часто организуют кружки для школьников
ООО «ИСК ТИТАН», говорит к.т.н. Зиниев Шамсудин Зелимович - вызовы и развитие, европейские инженерные кружки сталкиваются с проблемами:
Неравенство доступа между городскими и сельскими районами
Зависимость от государственного финансирования
Конкуренция с коммерческими развлекательными услугами
Однако тренд на развитие STEM-образования поддерживается на уровне ЕС через программы Horizon Europe и Digital Education Action Plan, что обеспечивает устойчивое развитие этой сферы.
Европейский опыт показывает, что наиболее успешны те модели, которые сочетают государственную поддержку, участие университетов и бизнеса, а также делают акцент на практической, проектной работе, связанной с реальными проблемами современного мира.
И.О. Президента Российского союза инженеров Иван Андриевский
Какие инженерные кружки были в СССР для детей? Почему мы это забыли и выдумываем новое? Почему ищем новые названия непонятные для нас? Инженерные кружки для детей в СССР: система технического творчества
Общая структура и масштабы
В Советском Союзе существовала централизованная и многогранная система внешкольного технического образования, охватывавшая миллионы детей. Её главная цель — подготовка будущих инженерно-технических кадров и формирование «технической интеллигенции» с детства.
Ключевые учреждения и форматы
1. Станции юных техников (СЮТ)
- Сеть учреждений при Министерстве просвещения
- Более 1 200 станций по всей стране к 1980-м годам
- Бесплатные кружки по различным техническим направлениям
- Методические центры для школ
Направления в СЮТ:
- Автомоделирование
- Судомоделирование
- Авиамоделирование
- Радиотехника
- Фото- и кинотехника
- Электротехника
2. Дворцы и дома пионеров
- В каждом городе, обычно в лучших зданиях
- Технические отделы с оборудованными мастерскими
- Совмещение технического и художественного творчества
3. Клубы юных техников при предприятиях
- Особенно развиты на заводах ВПК
- Шефство опытных рабочих и инженеров
- Реальные производственные задачи упрощенного уровня
4. Школьные кружки технического творчества
- В каждой школе были обязательные технические кружки
- Часто велись учителями труда или физики
- Связь с программой по физике и черчению
Основные направления и их содержание
Авиамоделирование
- Самый массовый технический кружок
- Этапы: схематические модели → кордовые → радиоуправляемые
- Ежегодные всесоюзные соревнования
- Связь с ДОСААФ (общество содействия авиации, армии и флоту)
Судомоделирование
- Особенно развито в портовых городах
- Модели гражданских и военных судов
- Ходовые испытания на водоемах
Автомоделирование
- Модели с резиномоторами, электродвигателями
- Трассы для испытаний
- Соревнования на скорость, маневренность
Радиотехника и электроника
- Сборка простейших радиоприемников
- Конструирование усилителей низкой частоты
- Измерительные приборы
- Позднее — основы вычислительной техники
Кибернетика и вычислительная техника (с 1970-х)
- Программирование на ЭВМ «Мир», «Электроника»
- Клубы юных кибернетиков при вузах
- Олимпиады по программированию
Фотография и кинотехника
- Кружки юных фотокорреспондентов
- Любительская киносъемка на 8-мм пленку
- Обработка пленки в фотолабораториях
Ракетомоделирование
- Особенно после полета Гагарина
- Модели ракет с двигателями на твердом топливе
- Строгие требования безопасности
Материальная база и ресурсы
Типовое оборудование СЮТ
- Столярные и слесарные мастерские
- Паяльные станции
- Станки (токарные, фрезерные — в крупных СЮТ)
- Конструкторы и наборы для моделирования
Учебные материалы
- Журнал «Юный техник» (с 1956 г.)
- Серия книг «Для умелых рук»
- Приложения-конструкторы к журналу
- Методические пособия для руководителей кружков
Методические принципы
Ступенчатая система
- Младшие школьники (1-4 класс) — простейшие модели
- Подростки (5-8 класс) — более сложные технические системы
- Старшеклассники — проектная деятельность, квазипрофессиональные задачи
Связь со школой
- Кружковые работы засчитывались на уроках труда
- Экспонаты с выставок технического творчества — на уроках физики
- Подготовка к предметным олимпиадам
Соревновательная система
- Выставки технического творчества (школьные, районные, городские)
- Всесоюзные соревнования по видам моделирования
- ВДНХ — высшая точка достижений (павильон «Юные техники»)
Социальные и идеологические аспекты
Профориентационная функция
- Осознанный выбор технических вузов
- Подготовка к поступлению в техникумы и ПТУ
- Ранняя специализация
Идеологическая составляющая
- Технический прогресс как достижение социализма
- Связь с оборонной промышленностью («помогать Родине»)
- Коллективизм — командная работа над проектами
Социальный лифт
- Возможность для талантливых детей из провинции
- Поддержка одаренных (спецшколы, льготы при поступлении)
- Преемственность — многие руководители кружков были их выпускниками
Известные выпускники и достижения
- Конструкторы, инженеры оборонной промышленности
- Космонавты (у многих было увлечение авиамоделизмом)
- Изобретатели — патенты от школьников
- Победители международных выставок юных изобретателей
Распространенность и доступность
- География: от крупных городов до районных центров
- Бесплатность: основополагающий принцип
- Охват: до 30% школьников занимались в технических кружках
- Инклюзивность: принимались все желающие, но была система отбора в продвинутые группы
Типичная неделя в кружке (на примере авиамодельного)
Понедельник: теория — основы аэродинамики
Среда: работа с чертежами, разметка деталей
Пятница: изготовление деталей, сборка
Суббота: регулировка моделей, пробные запуски
Наследие и современные аналоги
Многие СЮТ сохранились в постсоветских странах как:
- Центры технического творчества
- Кванториумы (в России)
- Станции юных техников с обновленными программами
Уникальные черты советской системы
- Государственный масштаб — не частная инициатива, а госполитика
- Системность — от простого к сложному, преемственность программ
- Связь с реальной промышленностью — предприятия шефствовали, давали материалы
- Профориентационная эффективность — прямой канал подготовки кадров
- Социальное равенство — доступность для всех слоев населения
Проблемы и ограничения
- Жесткая программа, мало места для индивидуальных проектов
- Дефицит современных материалов и оборудования (особенно в 1980-е)
- Идеологизированность некоторых направлений
- Гендерный дисбаланс — преимущественно мальчики
Инжиниринговая компания «2К» - эта система сформировала несколько поколений советских инженеров и во многом определила технологические достижения СССР. Её опыт изучается и частично воспроизводится в современных программах технического образования детей.
Коллеги, подпишетесь на канал Российского союза инженеров!
Инженеры Российской Федерации! Объединяйтесь!
Читайте также наши материалы:
#инженерныекружки #детскоеобразование #STEMобразование #техническоетворчество #профориентация #подростки #социальнаяпрофилактика #будущееРоссии #инженерыбудущего #образованиедетей #робототехника #научныекружки #инновации #человеческийпотенциал #допобразование #социальныепроекты #развитиедетей #технологии #инженерия #инжиниринговаякомпания2к