Это 7,62-мм оружие системы Шпагина образца 1941 года приняли на вооружение РККА 85 лет назад
Создатель пистолета-пулемета — Шпагин Георгий Семенович — родился в деревне Клюшниково Ковровского уезда (современная Владимирская область). В годы Первой мировой войны во время службы в оружейной мастерской получил квалификацию слесаря-оружейника. В период Гражданской войны он был оружейником стрелкового полка в Красной армии.
В 1920 году Шпагин поступил слесарем в опытную мастерскую Ковровского оружейного завода. Здесь он работал под руководством выдающихся русских оружейников — основоположника отечественной школы автоматического оружия Владимира Григорьевича Фёдорова, создателя первого в мире автомата, и Василия Алексеевича Дегтярёва. Благодаря им Георгий Семенович развивался как конструктор стрелкового оружия.
Когда он работал над собственным пистолетом-пулемётом, то учитывал все достоинства и недостатки пистолета-пулемёта своего учителя Дегтярёва, который приняли на вооружение в 1934 году, а после модернизации получившего наименование ППД.
В своем образце Шпагин использовал наиболее удачные конструктивные решения Дегтярёва, переработал и изменил его проблемные узлы. Для того, чтобы оружие можно было «штамповать, как ложки», он полностью изменил технологию изготовления. Большинство деталей образца делались методом холодной штамповки из стального листа. Эта новая для того времени технология значительно снизила трудоемкость и материалоемкость производства оружия, а также позволила использовать в работе дешевые и недефицитные материалы. Такие решения в несколько раз снизили себестоимость и время изготовления пистолета-пулемета. Тщательной обработке на металлорежущих станках фактически подвергался только ствол. Просто и дешево решили и вопрос соединения готовых деталей — он производился методом точечной сварки и заклепок.
Производство ППШ первоначально организовали на заводе скобяных изделий в Загорске. Ни Тула, ни Ижевск тогда не имели необходимого мощного прессового оборудования. Барабанные магазины производили в поселке Лопасня (ныне город Чехов). Выпуск ППШ начали в июле 1941 года и до осени успели изготовить около 57 тысяч пистолетов-пулеметов, которые попали на фронт к началу Московской битвы. Затем завод эвакуировали в город Вятские Поляны Кировской области. В 1938 году там построили шпулечно-катушечную фабрику текстильной промышленности. Осенью 1941 года в нее эвакуировали из Загорска завод № 367 «Молот» Наркомата вооружений — головной по выпуску ППШ, а также предприятие из Лопасни. Сюда же переехало и КБ во главе со Г. С. Шпагиным.
Первые автоматы отгрузили на фронт уже в конце ноября 1941 года. Всего за войну завод выпустил более 2 млн ППШ. Поначалу из-за большой потребности фронта именно в пистолетах-пулемётах советское руководство было вынуждено развернуть массовый выпуск этого оружия на значительном количестве машиностроительных предприятий, которые ранее относились к гражданской промышленности и никогда ранее не производили вооружение. К концу января 1942 года в СССР в числе изготовителей пистолетов-пулемётов ППШ числились 12 заводов. Они относились к семи Наркоматам: №622 НКВ (Вятские Поляны), №2 НКВ (Ковров), №182 НКСП (Махачкала), завод ЗиСНКСМ (Москва), №828 НКМВ (Москва), арсенал ГАУ №3 НКО (Тбилиси — станция Навтлуги), завод «Искра» Моссовета (Москва), завод ЯАЗ НКСМ (Ярославль), №43 НКАП (Москва), завод им. Дзержинского НКНП (Баку), №113 НКТП (Горький), завод ГАЗ НКСМ (Горький). Из числа перечисленных предприятий только два первых завода (в Вятских полянах и Коврове) имели отношение к Наркомату вооружения. Они были специализированными оружейными заводами, которые изначально создавались для выпуска вооружения. Все остальные — гражданские предприятия, чьё оборудование и персонал до привлечения их к изготовлению пистолетов-пулемётов не имели никакого опыта в появлении на свет столь ответственной и специфической продукции. Несмотря на это, простота сборки ППШ позволяла производить его даже на неспециализированных заводах, но с учетом проблем качества.
Пистолеты-пулеметы (автоматы) быстро завоевали огромную популярность в войсках. Их выпуск постоянно рос. До конца 1941 года число произведенных единиц орудия составило более 90 тысяч. Уже в октябре того же года в каждом строевом полку стали формировать роту автоматчиков. За 1942 год выпустили 1,5 млн ППШ. В мае 1943-го уже в каждой стрелковой роте был взвод автоматчиков. Если в 1941 году в войсках доля автоматов составляла 4%, доля магазинных винтовок и карабинов — 54%, доля самозарядных винтовок — 42%, то в 1944-м доля магазинных винтовок осталась прежней — 54 %, доля самозарядных упала до 2 %, а доля автоматов достигла 44%.
ППШ был прост, прочен (деревянным прикладом можно было драться), имел очень емкий магазин. В целом, он хорошо подходил для пехотного боя. Однако оружие было не очень удобно для представителей специальных родов войск как танкисты и разведчики. Для них требовалось автоматическое оружие — компактное, со складным прикладом, с более удобным магазином. Поэтому в дополнение к ППШ в 1943 году на вооружение приняли пистолет-пулемет системы Судаева. Он больше отвечал запросам тех, кто не ходил постоянно в пехотные атаки. За годы войны СССР выпустил примерно 6,5 млн пистолетов-пулеметов (из них ППШ — 5,4 млн). Это более чем в 4 раза больше, чем было изготовлено пистолетов-пулеметов и штурмовых винтовок в Германии (свыше 1,6 млн).
В 1942-1943 годы производство ППШ-41 для Красной Армии велось и на пулеметном заводе в Тегеране (там их произвели около 30 тысяч). Они поступали в советские части на территории Ирана, на Северном Кавказе и в Закавказье. Иранские ППШ отличались наличием ореховой ложи вместо березовой. Это образцы теперь можно встретить только в музейных коллекциях.
В послевоенный период ППШ-41 производился в Северной Корее, Китае и Польше. Один из первых корейских ППШ (вариант с дисковым магазином) подарили Сталину в 1949 году на 70-летний юбилей. После войны ППШ-41 также понемногу выпускали в Вятских Полянах до 1946 года. В Советской армии они оставался на вооружении до 1956 года.
В экспозиции ЦМВС РФ ППШ представлены во многих залах, которые посвящены событиям Великой Отечественной войны. В зале №8 в экспозиционном комплексе о создателях отечественного оружия они помещены рядом с пистолетом-пулемётом Дегтярёва (ППД). Наибольший интерес вызывает автомат, который изготовил коллектив московского автомобильного завода (ЗИС-ЗИЛ) в связи с выпуском миллионного экземпляра 27 сентября 1943 года. Тогда мастера произвели 20 штук оружия с особой отделкой. Пистолеты-пулеметы вручили выдающимся советским военачальникам. Тот же ППШ подарили командующему войсками Западного фронта генералу армии В. Д. Соколовскому.
Помимо пистолета-пулемета, Шпагин сконструировал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ДШК (в соавторстве с В. А. Дегтяревым) и 26-мм сигнальный пистолет СПШ. Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1945 год), награжден 3 орденами Ленина, орденом Суворова 2-й степени (1944 год), орденом Красной Звезды. Георгию Семеновичу также присудили Сталинскую премию 2-й степени (1941 год).
После войны конструктор тяжело заболел и в 1952 году умер от рака желудка. Он немного не дожил до 55 лет. Похоронили Шпагина на Новодевичьем кладбище, а впоследствии в Вятских Полянах открыли его дом-музей.
#ЦМВСРФ #ЦМВСРФ_ДеньвИстории #ЦМВСРФ_ПамятныйДень #музей