Найти в Дзене
Заражённый совестью

Александр БОБРОВ: Знамя – украсть не сумели…

Стоят непонятные зимние дни без снега, которые так или иначе окрашивают в небывалые тона некоторые события. Например, на 18-м внеочередном съезде Союза писателей России с утра, до начала заседания, обильно подавали дорогое розовое шампанское и красное вино, чего никогда не бывало до, в редких случаях – после. Ещё – с безумным предложением выступил делегат от Санкт-Петербургского объединённого отделения СПР Андрей Буровский. Красноярский историк, писатель, профессор, переехавший в Питер, парламентский помощник Владимира Мединского в 2006–2010 гг., предложивший фантастическую вещь: сократить число членов Союза на 80–90 % и ввести творческую аттестацию раз в 5 лет (вы себе можете представить этот бред – кто создаст такую правомочную комиссию, рискнет выносить вердикты и сколько это может продлиться, если учесть последующие склоки и суды?). А главный вопрос: зачем тогда было возвращать имущество и здания СП СССР, создавать растущую дирекцию с замами и секретаршами, если от Союза останется

Стоят непонятные зимние дни без снега, которые так или иначе окрашивают в небывалые тона некоторые события. Например, на 18-м внеочередном съезде Союза писателей России с утра, до начала заседания, обильно подавали дорогое розовое шампанское и красное вино, чего никогда не бывало до, в редких случаях – после.

Ещё – с безумным предложением выступил делегат от Санкт-Петербургского объединённого отделения СПР Андрей Буровский. Красноярский историк, писатель, профессор, переехавший в Питер, парламентский помощник Владимира Мединского в 2006–2010 гг., предложивший фантастическую вещь: сократить число членов Союза на 80–90 % и ввести творческую аттестацию раз в 5 лет (вы себе можете представить этот бред – кто создаст такую правомочную комиссию, рискнет выносить вердикты и сколько это может продлиться, если учесть последующие склоки и суды?). А главный вопрос: зачем тогда было возвращать имущество и здания СП СССР, создавать растущую дирекцию с замами и секретаршами, если от Союза останется десятая часть? И никто на этот бред не только не свистнул, но даже не зашумел. Шампанское не взыграло – эх, коллеги!..

Я не выдержал и вышел из зала…

Но начиналось всё торжественно – в сумрачный день 8 декабря 2025 года, в годовщину незаконного Беловежского сговора, подло разрушившего Советский Союз, под звуки торжественного марша знамённая группа внесла в зал ЦДЛ Красное знамя Союза писателей СССР, и я радостно подумал: «Как хорошо, что Евтушенко не украл его вместе с печатью из кабинета сбежавшего представителя ЦК КПСС. Есть хотя бы отсвет памяти и наследственности!». Символично, что именно под этим знаменем на сцене был вручён Орден Мужества маме и сыновьям поэта – нашего погибшего товарища – Алексея Полуботы – там ведь мужики зачастую идут на штурм под Знаменем Победы! Ещё зачитали, что поэты, воюющие на передовой, награждены медалью А. Твардовского.

Конечно, о полноценной преемственности говорить не приходится, хотя на официальном сайте СПР с объявлением о 18-м, дважды внеочередном (!) съезде Союза писателей России, было громогласно заявлено: Владимир Мединский уже обозначил главную цель Союза: «Мы хотим законодательно закрепить за Союзом писателей тот статус, которым он обладал в Советском Союзе».

Есть, конечно, неточность: статус мало закрепить только законодательно, его надо добиться и заслужить весомыми свершениями. Но Бог с ними, со стилистическими тонкостями. Главное, понятен посыл. Поэтому я и ждал, что съезд, который и начинался, и завершался по буржуазному – с розовым шампанским! – нацелит на главное: прежде всего, взять лучшее из советского опыта, попробовать это возродить в новых условиях. Кто-то тщится добавить: «в новых рыночных условиях» (вот и Борис Агеев на сайте РП твердил о каком-то рынке), но над этим можно только посмеяться – никакого полноценного рынка в России так и не построили: есть и прямой государственный заказ (в кинематографе, например – огромный и бездарный, миллиардный), есть и чиновничье распределение, и блат с телефонным правом (инвестиции да гранты приближённым). Чего только нет! Но – не писателям. Или разрастающаяся дирекция СПР – не может донести каналы и статьи финансирования.

Например, государство финансирует почти 700 театров по всей стране. И без учета госсредств все они работают в убыток, доля бюджетного финансирования театров может доходить до 90%. Громадные средства! И добро бы они шли на создание новых спектаклей о сегодняшнем дне, поднимали, как велось на русских подмостках, насущные проблемы – нет, перебиваются классикой и перепевами. Почему только писатель, даже с новыми книгами о войне или о познании Родины, должен жить в условиях сурового «книжного рынка» – совершенно непонятно. Ещё более непонятно, почему книжное дело подчиняется на правительственном уровне РФ Минцифре и департаменту «им. В. Григорьева»? В. Григорьев демонстративно обнимался с А. Ревякиной, а, скажем, писательская организация Нижнего Новгорода, которую выступивший на открытии съезда первый секретарь СПР Владимир Мединский поставил в пример (и объединились, и Дом писателей получили), подчиняется министерству культуры области и получит миллионное финансирование на будущий год – от него же? Какой-то управленческий бред и разнобой!

На сайте «Российского писателя» накануне съезда был опубликован «ПРОЕКТ обращения к делегатам XVIII съезда писателей СПР» с отталкиванием от повестки грядущего съезда, в которой не было волнующих очень многих писателей животрепещущих вопросов. Да, съезд решал утилитарные задачи, которые чётко сформулировал во вступительном слове оргсекретарь Николай Иванов, и делегаты проголосовали за внесение уточнений – ЕДИНОГЛАСНО.

Авторов обращения можно было понять: информация о готовящемся съезде была усеченная, неконкретная, поскольку сайты СПР дают официозные информашки и рапорты о проведённых массовых (и не очень) мероприятиях, а вот насущные проблемы – не обсуждаются, организационно-творческие вопросы – не ставятся. Создана большая, как говорят, дирекция (окна в здании на всех этажах горят!), но никто от неё не выступает в СМИ (даже куцых), не делится планами работы. Отсюда – растущее непонимание и недовольство.
Но я призвал коллег: «Давайте дождёмся съезда!». И в ограниченных выступлениях делегатов и подобранных выступающих многие проблемы были действительно обозначены. Меня больше всего угнетало, что не заходило даже речи о некоторых важнейших вещах (писал и перед 17-м съездом в СМИ!).
Имеющиеся два (или три?!) сайта Союза писателей России, как их игрушечно и тяжеловесно ни строй и ни украшай, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ писательским полноценным СМИ, тем более конвергентным! Но выступавший Юрий Козлов вдруг обронил фразу о возвращении не только издательства «Художественная литература» под крыло Союза писателей России, но и… «Литературной газеты». Это – принципиально. Заместитель директора СПР Владислав Гемст, который занимался прежде как менеджер радио «Комсомольская правда», рассказал со слайдами о развитии сайта, но выглядел не очень убедительно: он ведь медийщик, экономист по образованию, потому некоторые его пассажи звучали смешно: «Регионы России с 1934 года мечтали о том, чтобы рассказывать о своих делах, и вот такой раздел с кнопками появился». Дело же не в любовании конструкцией сайта, а в его наполнении. Кто станет главным редактором? Если Григорий Шувалов, то толку, по-моему, не будет – его, небось, от красного знамени СП СССР – покоробило...

Гораздо убедительнее на трибуне был Юрий Поляков, который сказал о необходимости возрождения подлинной, а не тусовочной критики, и выразил недоумение: почему бы на новом сайте не завести раздел «Слово критика», где появлялись бы проблемные статьи, нелицеприятные рецензии, профессиональные, а не рекламные обозрения. Тут бы и опыт работы Гемста на радио пригодился – надо делать выразительные подкасты, давать звучащее слово писателям! Авторы обращения пишут: «Необходимо разобраться со статусом дирекции, и исправить устав так, чтобы были чётко определены ответственные за наполнение официальных сайтов Союза, и они были подотчётны и избираемы писателями». А зачем это в устав вносить? – ЦК КПСС, например, всегда направлял своих представителей в СП СССР, но секретари по творческой работе строили свою работу в интересах всех писателей, а не кураторов на Старой площади.

Например, на новом сайте предусмотрены разделы о деятельности творческих Советов (роль их весьма велика – надо же выстраивать приоритетные направления работы, отбирать и утверждать важнейшие мероприятия и всероссийские конкурсы, которые требуют финансирования!), но сами Советы – не утверждены. Так, Юрий Поляков заявляет поэтам, что Совет по поэзии возглавит Геннадий Краников, но на сайте появилась информации о какой-то конференции под эгидой Совета по поэзии, но модератором на ней выступала и красовалась… упомянутая Анна Ревякина. Какие трудности с чёткой организацией собственной творческой деятельности?!

Что касается требования провести поимённое голосование членов правления, избранных девять месяцев назад на 17-м Съезде списочно, хочу заверить неравнодушных коллег, что это ничего бы не дало. Вот – наглядный пример: ушёл из жизни писатель-патриот с далёкой Камчатки Александр Смышляев, вместо него Владимир Мединский предложил ввести… московского актёра и типичного «якобы поэта», как я называю – Влада Маленко. Вот почитайте, как он строит из себя лирика и пробует писать о любовных ласках: «А ты целуешь, чтобы не солгал, и языка рассасываешь ковшик…» (бр-р, что за натуралистическая деталь, зачем? – А.Б.).

И что же? – делегаты единогласно за него проголосовали, не предложили хоть кого-то из дальнего региона! Так вот, убеждён, что решил Съезд тратить время на поимённое голосование каждого члена правления – все бы до единого прошли под взглядом руководства. Даже Константина Богомолова переизбрали бы. Кстати, вышел разочарованно из зала, а скандальный режиссёр даёт интервью типичной телевизионщице с выпученными глазами и «мокрой причёской» – она ж никого другого, кроме мужа Собчак, тут и не знает в кулуарах. Богомолов важно говорит: «Съезд писателей, конечно, дело неплохое…».

Да, неплохое. Узнал сам кое-что важное и любопытное. Так, бывший министр культуры Украины Дмитрий Табачник, который переехал в Крым, доложил, что буквально в конце ноября принято решение Совета министров: в собственность Союза писателей возвращается бывший Дом творчества «Коктебель» – все недоразграбленные 40 объектов! Отсвет красного знамени настиг: ведь там, наверное, новые владельцы обосновались. Надо искать пути возрождения и инвесторов. Так что у чиновников дирекции СПР на окладах – полно своих задач на бывшем поле деятельности Литфонда. Нужно чёткое разграничение функций и отчётность перед писателями.

Tags: ЛитпроцессProject: SuzhdeniaAuthor: Бобров А.
Год выпуска: декабрь 2025:
suzhdenia.ruspole.info/node/17944