В предыдущей статье автор попенял рядовому Косолапову, что он до сих пор пользуется враждебным Инстаграмом**, тем более, для передачи данных визуализации из спецподразделения. А мог бы использовать российские аналоги, разумеется, с разрешения командования. Да, наши площадки и средства общения пока не совсем идут в ногу с мировыми технологиями, но они есть, и наверняка будут совершенствоваться. Автор уверен, что появятся у нас мессенджеры лучше, интереснее, удобнее, функциональнее, чем их прототипы. И нужны именно свои, национальные IT-изделия, а не чужие. Почему?
Тут очень просто. Мы вступили в период основательных политических и военных встрясок, и конца этому пока не видать. Потому что, как когда-то писал Юлий Ким:
"Суровые годы уходят
Борьбы за свободу страны!
За ними другие приходят
Они будут тоже трудны..."
Причём, вступили мы в эту конфликтную стезю прямиком из эры потребления глобальных информационных продуктов, широко распространённых по всему миру. А когда выяснилось, что Россия, благодаря своему желанию избавиться от враждебных режимов на границе, Западу теперь неугодна, то оказалось, что передовые информационные технологии, занесённые на нашу почву, не так уж и хороши. Более того, они могут оказаться опасными.
Под любым предлогом их могут отключить в любой момент, прямо из США или любой западной страны-разработчика. Кроме того, само наше государство воспринимает их враждебно, считает, что они являются разносчиками деструктивной пропаганды, идей терроризма, вредоносного контента от мошенников.
Многие ли сейчас в России используют некогда удобный WhatsApp**? Только те, у кого есть специальные сервисы (впрочем, и их вскоре объявят незаконными, работа над этим уже идёт полным ходом).
А когда-то этим удобным сервисом пользовались десятки миллионов россиян. Но государство решило, что они не подконтрольны ему, несут негатив, и милостиво решило избавить нас от них. В быстро меняющемся мире оказалось, что никакой информационной свободы не существует, любые источники информации считываются на раз, вплоть до ФИО отправителя и его геолокации, и в России, и за рубежом. Нужно привыкать, что любое общение и передача данных сейчас будут контролироваться. Время такое нынче, непростое. Передача любых данных через иностранные программы и вовсе подвержена многим рискам.
А государство тут право, потому что любая информационная политика, даже несмотря на неудобства пользователей – это элемент национальной безопасности. Пользователи побухтят, да и привыкнут к ограничениям, а национальная безопасность станет сильнее. Товарищи, вам что важнее, национальная безопасность государства или собственный сиюминутный комфорт, подверженный атакам шпионов и мошенников? Мы уходим от зависимости иностранного влияния, вот что важно, и это нужно понимать.
И это не только наша проблема. С подобными проблемами сталкиваются и другие государства. Например, Израиль. Это государство тоже шло на поводу глобализации и почти все израильтяне интегрированы в WhatsApp**, это одно из основных средств общения граждан. А так как страна воинственная и военизированная, то и все военнослужащие тоже интегрированы в WhatsApp**.
И только недавно высшее военное руководство схватилось за голову: через WhatsApp** в ЦАХАЛ передаются секретные данные! Графики, ротации, фотографии секретных объектов, места дислокации и передвижения подразделений. А в чатах, где всё это выкладывается, находятся и бывшие военнослужащие, что создает риск утечки.
И всё это происходит фактически бесконтрольно, а сам мессенджер не связан с протоколами безопасности армии.
Между тем, ЦАХАЛ активно ведёт боевые действия с соседями, а разведкам противника важны любые тактические детали – численность солдат, расписания, расположение техники. И добыть их, оказывается, легче простого. Израильское командование спохватилось, а национального военного мессенджера у них и нет. А чтобы его разработать – на это уйдут годы.
Комментирует эксперт РОЦИТ, специалист по борьбе с экстремизмом и блогер Алексей Трифонов:
"Важно понимать, что проблема зависимости не ограничивается только военной сферой. Современные войны ведутся одновременно на поле боя и в информационном пространстве, где решающую роль играют фейки, дезинформация и психологическое воздействие.
И отказ от контроля над цифровыми платформами означает потерю способности управлять информационными потоками.
Именно поэтому Россия рассматривает создание собственных экосистем не как изоляцию, а как элемент национальной безопасности, как военной, так и гражданской".
Поговаривают, что в недрах военного ведомства уже вовсю кипит работа над российским военным мессенджером (программой для безопасного общения и передачи данных). И даже название у него уже есть, но об этом автор пока не расскажет, это секретный секрет. Как появится – сразу осветим, с разрешения командования, разумеется.
Впрочем, министр Обороны Белоусов сегодня на Коллегии МО озвучил общую часть ранее секретной информации. Он заявил, что в войсках внедряется система "Свод" для объединения должностных лиц в рамках единого защищенного информационного пространства. Эта система состоит из нескольких важнейших компонентов информационной безопасности.
Национальная безопасность – это отлично, и автор всецело за неё, руками и ногами. Жаль только, что компании-разработчики не позаботились об этом заранее. Но и эта проблема лечится временем и трудом. Появятся и у нас национальные удобные и функциональные сервисы, что гражданские, что военные. Важно, чтобы этот вопрос государством контролировался. Сумели же сделать удобные Госуслуги. И до отличных российских мессенджеров дело обязательно дойдёт.
* Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ
** Компания-владелец Meta признана экстремистской и запрещена в РФ