Найти в Дзене
BMWLAND_official

Volkswagen впервые за 88 лет закрывает завод в Германии

Германия, колыбель европейского автопрома, переживает тревожные времена. Концерн Volkswagen объявил о закрытии завода в Оснабрюке — впервые за 88 лет компания останавливает производство на своей территории. Фабрику открыли в 2002 году специально для выпуска премиальных кроссоверов. На пике мощностей здесь собирали до 200 тысяч автомобилей в год. Теперь конвейер встанет минимум на четыре недели — с 18 декабря 2025-го. Причина? Энергокризис на фоне прекращения поставок дешёвых энергоносителей из России, инфляция, падение спроса на автомобили с ДВС и общий кризис в Европе. История завода: от нулевого цикла к лидеру Завод в Оснабрюке, что в Нижней Саксонии, Volkswagen построил с нуля. Строительство стартовало в конце 1990-х, а запуск состоялся 20 апреля 2002 года. Изначально фабрика предназначалась для модели Volkswagen Touareg — первого внедорожника концерна. Это был амбициозный проект: инвестиции превысили 1,1 миллиарда евро, было создано 3000 рабочих мест. К 2008 году мощности выросли
Оглавление

Германия, колыбель европейского автопрома, переживает тревожные времена. Концерн Volkswagen объявил о закрытии завода в Оснабрюке — впервые за 88 лет компания останавливает производство на своей территории. Фабрику открыли в 2002 году специально для выпуска премиальных кроссоверов. На пике мощностей здесь собирали до 200 тысяч автомобилей в год. Теперь конвейер встанет минимум на четыре недели — с 18 декабря 2025-го. Причина? Энергокризис на фоне прекращения поставок дешёвых энергоносителей из России, инфляция, падение спроса на автомобили с ДВС и общий кризис в Европе.

История завода: от нулевого цикла к лидеру

Завод в Оснабрюке, что в Нижней Саксонии, Volkswagen построил с нуля. Строительство стартовало в конце 1990-х, а запуск состоялся 20 апреля 2002 года. Изначально фабрика предназначалась для модели Volkswagen Touareg — первого внедорожника концерна. Это был амбициозный проект: инвестиции превысили 1,1 миллиарда евро, было создано 3000 рабочих мест.

К 2008 году мощности выросли. Здесь начали собирать Porsche Cayenne — партнёры Volkswagen и Porsche делили платформу. На пике, в 2019-м, завод выпускал около 200 тысяч машин ежегодно: 40% — Cayenne, остальное — Touareg и позже Taycan. Фабрика славилась инновациями: здесь внедрили гибкие линии, способные переключаться между выпусками разных моделей за несколько часов. Они оснащены роботами KUKA и системами Industry 4.0.

Почему закрывают?

Решение шокировало. Последний раз Volkswagen останавливал завод в Германии — в 1937-м, во времена предвоенного кризиса. С тех пор фабрики работали даже в войну и пандемию.

Главный виновник — энергокризис. С 2022 года Германия отказалась от российского газа, который раньше обеспечивал 55% поставок. Цены на электроэнергию взлетели в 10 раз: с 30 евро за МВт/ч до 300 евро. Заводы Volkswagen, включая Оснабрюк, жрут энергию тысячами мегаватт — на сборку одного Touareg уходит около 5 МВт.

На втором месте — спад продаж. В Европе спрос на бензиновые и дизельные внедорожники падает на фоне +15% роста электрокаров, но Touareg и Cayenne всё ещё на ДВС. Китайский рынок, где эти модели популярны, стагнирует из-за конкуренции с BYD и другими локальными брендами. Touareg ждёт рестайлинг, Cayenne — новая генерация, но запуск всего этого отложен.

Не стоит забывать и про новую линию США. Трамп ввёл 25% пошлины на импорт из ЕС, а это бьёт по экспорту VW в Штаты, где продаётся более 20% Porsche Cayenne.

Всё это сильно давит: инфляция, рост цен на энергию, забастовки поставщиков. Volkswagen теряет 10 тысяч евро на каждой машине только из-за логистики. Профсоюз IG Metall требует гарантий для 11 тысяч сотрудников, но компания обещает только пособия.

Глобальный фон: ЕС вводит пошлины на китайские электрокары, Трамп грозит новыми тарифами США. Немецкий автопром в кризисе — Stellantis и Ford уже сокращают мощности.

Последствия для Volkswagen и Германии

Закрытие Оснабрюка — сигнал тревоги. Концерн планирует сократить 35 тысяч рабочих мест в ближайшее время. Акции VW упали на 4% после новости. Фабрика полностью встанет на Рождество и Новый год, но откроется ли в январе — большой вопрос.

Для сотрудников это боль: средняя зарплата 55 тысяч евро в год, но без работы останется только пособие в 60% от оклада, не говоря об окончательном увольнении. Местные власти опасаются цепной реакции: кафе, поставщики, семьи.

Что можно сделать? VW придётся инвестировать порядка 10 миллиардов евро в электромобили. Оснабрюк может перестроиться под Taycan или новые SUV на платформе PPE. Но на это потребуются годы.

Германия теряет статус «автомобильной нации». Доля автопромышленности в экспорте ЕС — 25%, и Китай обгоняет. Канцлер Шольц обещает субсидии, но профсоюзы не верят и грозят забастовками.

BMW в той же лодке

BMW тоже в кризисе: завод в Мюнхене сократил смены на 20%, Дингольфинг встал на две недели. Z4 и X5 страдают от тех же проблем — энергозатраты + 15% к стоимости автомобиля, экспорт в США под угрозой.

Автопром ждёт перезагрузка. Будет ли это уроком для Европы? Время покажет.