В апостольских посланиях проводится различие между духовными и душевными людьми. Духовные люди, ведомые Святым Духом, способны воспринимать и реализовывать спасительные истины. Душевные люди, руководствующиеся мирской мудростью и естественными силами, не принимают божественной мудрости, которая для их земного разума может казаться абсурдной.
Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам указывает, что духовный человек обладает способностью к всеохватывающему суждению, в то время как о нем самом судить не может никто. В естественном состоянии человеческий дух пребывает в латентном ( скрытом) состоянии, и только воздействие Святого Духа пробуждает его, делая владыкой души и тела.
Духовность рассматривается как высшее проявление человеческой сущности
В православной традиции духовность рассматривается как высшее проявление человеческой сущности, в отличие от душевности, которая может быть как положительной, так и негативной. Православие подчеркивает, что истинная ценность человека заключается в его духовности, которая ведет к разрыву с грехом и соединению со Святым Духом.
В современной культуре термин «духовность» часто используется некорректно, ассоциируясь с высшими проявлениями душевности. Однако христианские учителя указывают на недостаточность душевности без подлинной духовности, которая является неотъемлемым аспектом человеческой природы, созданной по образу Божию.
Научно-технический прогресс, несмотря на свои достижения, может быть использован во зло, если он не сопровождается духовным развитием. Аналогично, искусство, которое изначально призвано возвышать человека, может деградировать и развращать его, если не будет руководствоваться духовными принципами.
Для достижения истинной духовности человек должен стремиться к единению с Богом, обуздывая плотские и душевные страсти, и направляя свои духовные дары на служение божественным целям. Это включает в себя развитие веры, благоговения, любви к Богу и ближним, а также постоянное очищение души через исповедь и смирение ума перед божественными истинами.
Для достижения духовного совершенства человеку необходимо не только усердно изучать Священное Писание и исполнять Божьи заповеди, но и регулярно вести диалог с Богом посредством молитвы, а также заниматься изучением творений святых отцов. Важно стремиться к углублению духовной жизни через постоянное молитвенное общение с Богом, что способствует обретению благодати посредством участия в Таинствах Православной Церкви. Таким образом, человек начинает жить вечной жизнью уже на земле, как было сказано: «Сия же есть жизнь вечная: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
Духовный человек может успешно заниматься земными делами, включая науку, технику, искусство и другие виды деятельности, при условии, что его деятельность не будет сопровождаться гордыней. Гордыня может привести к утрате духовности и переходу на уровень душевности.
Целью человеческой деятельности должно быть прославление Бога, а не самого себя. Например, благочестивый плотник, который искренне верует, может быть не только талантливым мастером, но и художником. Если его ремесло вдохновляет его на постоянное благодарение Бога за дарованные способности, он сохраняет духовность, несмотря на высокую душевность. Однако, если он возгордится своими достижениями и начнет хвастаться ими, это может привести к отдалению от Бога и снижению уровня духовности.
Аналогичная ситуация может возникнуть в любой сфере деятельности. Многие талантливые люди, обладая высокими душевными качествами, не достигают духовности из-за гордыни и становятся рабами низменных страстей. Например, великий художник может быть пьяницей, выдающийся врач — сребролюбцем, виртуозный скрипач — развратником, ученый — гневливым, а талантливый писатель — завистником.
Ярким примером душевности без духовности является Фридрих Ницше, человек с утонченной душевностью, но абсолютно лишенный духовности. Благодаря своей демонически-талантливой душевности он создал оригинальные произведения, которые, однако, оказали пагубное влияние на множество людей. В этом контексте особенно актуальны слова Христа: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15).
Примером для подражания должны служить святые, являющиеся наиболее духовными представителями человеческого рода. Они, обладая порой незначительными дарованиями, достигали высокого уровня богопознания и становились образцами целомудрия, смирения, терпения и человеческого совершенства.
Не каждый человек способен стать святым, но каждый должен стремиться к духовному совершенству, что является его предназначением.
Элементарная духовность выражается в ежедневном покаянии в грехах, памятовании о Страшном суде, частых и горячих молитвах, изучении Священного Писания, смирении, терпении, любви к Богу и ближнему, воздержании от осуждения и злых слов, борьбе с низменными наклонностями, искоренении злобы, гнева, ненависти, гордости, сребролюбия и других душевных страстей.
Христианство представляет собой духовную практику, предполагающую постоянную борьбу с внутренними искушениями и демоническими воздействиями (см.: Еф. 6:11–12).
Верующий должен стремиться к духовному совершенству, стремясь стать не только верным последователем Христа, но и активным участником в духовной борьбе. Он должен использовать предоставленные Богом духовные спасительные истины для противостояния злу и искушениям.
Духовное развитие является ключевым аспектом христианской жизни
Духовное развитие человека определяется не его эмоциональной или интеллектуальной развитостью, а его духовным состоянием.
Святитель Феофан Затворник подчеркивает, что естественность душевных проявлений не должна препятствовать духовному развитию. Ошибка заключается в доминировании телесных и душевных аспектов над духовными.
Духовность представляет собой высшую форму человеческой жизни, направленную на постижение невидимого, вечного и божественного. Она отличает человека от других живых существ и является основой его истинного бытия. Духовное начало определяет человека как носителя высших ценностей и стремлений.
Человек, обладающий духовным началом, находится на пути к истинному предназначению. Духовность является нормой человеческой жизни, и ее наличие делает человека истинно человечным.
Духовные люди, достигшие высокого уровня духовного развития, имеют возможность реализовать свое предназначение и обрести спасение. В то же время, люди, ориентированные на душевные ценности и пренебрегающие духовным развитием, рискуют оказаться в плену темных сил. Гордыня и пренебрежение духовными ценностями могут привести к утрате способности воспринимать божественное, а так же и к духовной деградации.
Апостол Павел о душевных ценностях
Согласно апостолу Павлу, человек, ориентированный на душевные ценности, не способен постичь божественное откровение, поскольку оно требует духовного восприятия (см.: 1 Кор. 2:14).
Таким образом, духовное смирение является ключевым условием для постижения высших духовных истин.
Бог часто обличал и обличает возгордившихся душевных людей через смиренных духовных людей, что духовное достоинство не определяется внешними достижениями или статусом: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 27–29).
Одним из наиболее серьезных последствий отсутствия духовности является утрата вечного спасения. Духовный человек обладает привилегией быть обителью Святого Духа, который, согласно святому Симеону Новому Богослову, представляет собой «душу нашей души». Данная привилегия не распространяется на людей, ориентированных исключительно на душевные аспекты бытия.
Согласно апостолу Павлу, человек, не обладающий Святым Духом, не является христианином: "Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим.8:8-9).
Такой человек может подчинить свои душевные качества плотским устремлениям и использовать свои таланты для прославления исключительно телесного аспекта человеческой природы. В результате вместо духовного познания, к которому призваны все люди, возникает так называемое «плотское мудрование», описанное апостолом Павлом следующим образом: «Живущие по плоти имеют плотские помышления, а живущие по духу — духовные. Плотские помышления — это смерть, а духовные — жизнь и мир… Плотские помышления вызывают вражду против Бога, поскольку не подчиняются закону Божию и не могут этого сделать… Живущие по плоти не могут угодить Богу… Если же Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, обитает в вас, то Тот, Кто воскресил Христа, оживит и ваши смертные тела Своим Духом, который пребывает в вас» (Рим. 8:5–11).
Радостное воскресение в вечном спасении
В этом радостном воскресении для вечной блаженной жизни, то есть в вечном спасении, примут участие лишь те, чьи души в земной жизни ожили для веры и благочестия и которые достигли духовного состояния.
Они будут обладать истинной радостной небесной жизнью после земной. Это чудо совершает в человеке Сам Святой Дух посредством Своей благодати, как утверждает святой Симеон Новый Богослов: «Именно это было конечной целью воплощенного домостроительства, то есть именно для этого воплотился Сын Божий, Бог Слово, и стал Человеком, чтобы души верующих в Него приняли благодать Святого Духа как душу… и чтобы проявились таким образом как возрожденные, перерожденные и обновленные Святым Крещением и стали тем, кем был первый человек до грехопадения, освящаясь благодатью Святого Духа в уме, совести и всех своих чувствах, так чтобы впоследствии не было растленной падением жизни, которая привлекала бы желания души к плотским и мирским влечениям» (см. также Рим. 6:4–11).
Человек является истинным венцом творения Божия только в том случае, если он духовен, то есть если в его душе пребывает Святой Дух Божий. В противном случае, при всей своей высокой душевности, такой человек мертв духом, как метко выразился епископ Феофан: «Как у души нет жизни без тела, так и без Святого Духа нет духовной жизни в душе».
Эта мысль подтверждается последним антифоном воскресного богослужения 4-го гласа: «Святым Духом всякая душа оживотворяется и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством сокровенно». Таким образом, оживотворенный человек воскресает для вечного блаженства. В то же время недуховные люди, не возрожденные для благодатной жизни во Христе, воскреснут для осуждения (см. Ин. 5:29).
Конечная участь душевных и духовных людей
Конечные судьбы духовных и душевных людей в христианском учении различаются: духовные люди достигают цели своего земного существования и обретают спасение, тогда как душевные люди погибают. Душевный человек, если он противостоит Богу и духовности, оказывается в плену темных сил, которые затуманивают его разум и лишают способности ощутить превосходство духовности над душевностью.
И в заключении хочется привести слова из послания апостола Павла:(1Кор.2:1-8,15-16): "И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. "
Какой путь выберем мы?
ГЛАВНОЕ НАШЕ БОГАТСТВО - ВСЕЛЮБЯЩИЙ И МИЛОСЕРДНЫЙ БОГ!!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!!!
***
Дорогие друзья, подписчики и гости канала, если вам понравилась эта статья, пожалуйста ставьте лайк (пальчик вверх), поделитесь ею с друзьями и близкими людьми. Подписывайтесь на мой БЛОГ, чтобы получать новые интересные материалы первыми!
Благодарю дочитавших до конца!
Все статьи канала здесь - Православный чтец.
На моём канале вы можете послушать церковные песнопения на всякую требу, заходите по ссылке: https://dzen.ru/suite/30a2a13f-615a-4569-815b-47dd1a1529a1