Найти в Дзене

Декабристы в Сибири: апельсины, варенье и проценты с капитала

200 лет назад случилось восстание декабристов на Сенатской площади в стольном городе Санкт-Петербурге. В сегодняшних «воскресных чтениях» отрывки из книги Э. Павлюченко «В добровольном изгнании» о «тяжелом положении « ссыльных декабристов  и их жен в суровой Сибири». Помещенный  в Петропавловскую крепость Никита Муравьев пишет жене «…Моя участь несомненно улучшилась, я переведен в другую камеру.У меня хорошенькая комната на втором этаже с большим окном. Я отделен от соседа деревянной стеной, что дает нам возможность беседовать целый день, и даже я передаю через него мои мысли соседям с другой стороны.Мое здоровье очень хорошее, и сознаюсь, что я здесь чувствую себя несравненно оживленней, чем на прежнем месте…Из своего окна я вижу, как проходит мой шурин( Захар Чернышев) в баню. ..Пришли мне, пожалуйста, апельсинов и варенья, мне доставляет развлечение быть поставщиком моих соседей» А вот как «героические» жены декабристов отправлялись к ним в ссылку, в Сибирь: « на диво слаженный в

200 лет назад случилось восстание декабристов на Сенатской площади в стольном городе Санкт-Петербурге. В сегодняшних «воскресных чтениях» отрывки из книги Э. Павлюченко «В добровольном изгнании» о «тяжелом положении « ссыльных декабристов  и их жен в суровой Сибири».

Помещенный  в Петропавловскую крепость Никита Муравьев пишет жене «…Моя участь несомненно улучшилась, я переведен в другую камеру.У меня хорошенькая комната на втором этаже с большим окном. Я отделен от соседа деревянной стеной, что дает нам возможность беседовать целый день, и даже я передаю через него мои мысли соседям с другой стороны.Мое здоровье очень хорошее, и сознаюсь, что я здесь чувствую себя несравненно оживленней, чем на прежнем месте…Из своего окна я вижу, как проходит мой шурин( Захар Чернышев) в баню. ..Пришли мне, пожалуйста, апельсинов и варенья, мне доставляет развлечение быть поставщиком моих соседей»

-2

А вот как «героические» жены декабристов отправлялись к ним в ссылку, в Сибирь: « на диво слаженный возок, а в нем княгиня в сопровождении верных слуг-крепостных». «Опись вещам полковницы Нарышкиной, выезжавшей в Сибирь, занимает три листа большого формата:» в длинном клеенчатом ящике», в маленьком клеенчатом ящике», в двух «важах» и  «в висючем чемодане под козлами» поместилось 22 чепчика и соломенная шляпа, 30 пар женских перчаток. «2 вуаля», до 30 ночных рубашек. десятки пар чулок-бумажных, шелковых. шерстяных, « 1 картончик с буклями». медный самовар и многое другое».

«Да и в суровой дикой Сибири все женщины, даже наименее состоятельные , через год-другой устроились относительно неплохо, обзавелись собственными домами со штатом прислуги; мужья начали посещать их, а потом и жили вместе.»

-3

Добрая христианка и верноподданая  своего монарха Екатерина Уварова, имевшая вес в обществе,   трогательно заботилась о своем брате, борце и революционере  декабристе Михаиле Уварове, отбывавшем сибирскую ссылку:

-4

В 1832 году Уварова добилась разрешения ввести в ломбард или разменный банк 30000 рублей с тем, чтобы проценты с этого капитала шли на содержание Лукина в Сибири. В архиве хранится многочисленные расписки коменданта Лепарского о получении на имя Лукина писем с вложением тысячи рублей. Сибирские купцы для Михаила Сергеевича возят из Петербурга или Москвы пудами кофе. сахара, табак, свечи, десятками бутылки «Chatean ia Fite» высокого качества.В своих заботах сестра доходит до того, что отправляет в Сибирь четырехместный экипаж и даже фортепьяно».

Ну как вам «кровавый режим» Николая Первого?