Новый год — удивительный повод взглянуть на праздник глазами науки. Мы спросили преподавателей нашего вуза, какие исследования, открытия и научные парадоксы могут стоять за магией этого праздника. От химии фейерверков и биологии новогоднего стресса до астрономии зимнего солнцестояния и традиций — предлагаем узнать, как наука объясняет и даже усиливает волшебство самого долгожданного времени года.
Химический фейерверк
Если вы давно хотели узнать, почему новогодний фейерверк светится разными цветами, то для вас этот магический процесс объясняет Фёдор Ярошенко, доцент кафедры химии твёрдого тела и нанопроцессов химического факультета.
Разные цвета в фейерверках получаются благодаря особым металлам в их составе. Каждый металл светится своим цветом при нагревании. Огромный жар от взрывчатой смеси в фейерверке даёт электронам колоссальный приток энергии. Электроны «возбуждаются» — они прыгают на более высокие, неустойчивые орбиты. Возбуждённые электроны, возвращаясь назад на свои обычные орбиты (это и рождает цвет), выбрасывают избыток энергии в виде света определённого цвета.
Цвет строго зависит от вида металла. Разным металлам для «прыжка» электрона нужна разная энергия, поэтому и свет они испускают разного цвета. Стронций — красный, натрий —жёлтый, калий — фиолетовый, барий — жёлто-зеленый, а медь — сине-зелёного цвета.
Таким образом, цветная россыпь в небе — это не чудо, а контролируемая физика и химия: взрыв нагревает металлы, а они, в свою очередь, испускают свет строго определённого цвета, заложенного в их природе.
«Оливье»-индекс
На вопрос об «Оливье», стоимость которого в декабре рас-тёт быстрее криптовалют, отвечает Илья Данилов, заведующий кафедрой прикладной экономики факультета экономики и управления.
Высокая стоимость продуктов для салата «Оливье» — это инфляция или спекуляция на ностальгии? Это, прежде всего, здоровье! Так как только после «Оливье» (если вечеринка удалась и вы в нём уснули) первого января кожа лица мягкая и бархатистая! Ну, а если серьёзно, то к чему привязана крипта — непонятно, а салат «Оливье», несмотря на санкции Евросоюза, никогда нас не покинет, так как его мы уже делаем намного лучше, чем изначально. Он уже даже не картавит!
В итоге стоимость салата «Оливье» растёт, потому что пришло его время! Спрос резко возрос, а это значит, что можно повышать цены на все компоненты! Просто закон спроса и предложения! Крипта пользуется относительно постоянным спросом, а «Оливье» — продукт сезонной направленности! Это как краска для яиц на Пасху, цветы мимоза на 8 Марта или любая продукция с сердечками на 14 февраля.
Магия северного сияния
О том, какое астрономическое явление можно назвать самым «новогодним» и почему, нам расскажет астрофизик, доцент кафедры общей и теоретической физики физического факультета Сергей Замоздра.
Самым зрелищным «новогодним» явлением на небе является полярное сияние. Но оно не совсем астрономическое: явление происходит не в космосе, а в нашей собственной атмосфере, на сравнительно небольшой высоте. Мы наблюдаем не сам космический процесс, а его эффект на Земле.
Во время солнечных вспышек и корональных выбросов массы в космос летят потоки заряженных частиц (солнечный ветер). Этот солнечный ветер, долетев до Земли, взаимодействует с её магнитным полем. Частицы направляются к магнитным полюсам и врываются в верхние слои атмосферы. На высотах от 80 км эти частицы сталкиваются с молекулами кислорода и азота, заставляя их излучать свет. Это и есть видимое сияние.
В декабре-январе в Арктике стоит полярная ночь или очень длинные тёмные ночи. Это и есть идеальные условия для свечения. Хотя технически они происходят в земной атмосфере, их причина — важный астрономический процесс: взаимодействие солнечного ветра с нашей планетой. А длинные декабрьские ночи создают идеальные условия для их наблюдения.
Полярное сияние — напоминание о том, что мы часть удивительной системы, где есть место природной магии.
Чтобы не было плохо
О том, почему нам так плохо после праздничных застолий и как это предотвратить, рассказывает Вадим Цейликман, профессор кафедры общей и клинической патологии факультета фундаментальной медицины.
Когда мы перебираем с выпитым и съеденным, то сначала мы наказываем нашу микробиоту, а потом микробиота наказывает нас. В праздники мы едим много жирного и сладкого, но мало овощей, поэтому полезные бактерии, которые любят клетчатку, голодают. А вредные бактерии, которые любят сахар и жир, начинают бесконтрольно размножаться. Алкоголь добавляет драматизма, ударяя по защите нашего организма. Спирт повреждает стенки кишечника, и в кровь проникают токсины. Результатом становится тошнота, слабость и туман в голове — это не только действие алкоголя, но и реакция иммунитета на вредные бактерии. Если такие атаки часты, то может развиться хроническое воспаление, снизиться иммунитет и даже ухудшиться настроение (связь «кишечник–мозг»).
Для того чтобы помочь микробиоте восстановиться, нужно вернуть клетчатку: овощи, зелень, каши. Обязательно нужно добавить такие пробиотики, как кефир, квашеная капуста и йогурт. Для детоксикации соблюдайте водный баланс. И, конечно, на время нужно забыть про сахар и фастфуд, чтобы не подкармливать «вредных» жителей.
Лучший подарок организму после застолья — своевременная умеренность, которая сохраняет здоровье и позволяет встретить Новый год с ясной головой и лёгким телом.
Новый год — старая жизнь
Есть ли психологическое объяснение нашей тяги к новогодним обещаниям начать всё с нуля? Рассказывает Елена Куба, старший преподаватель кафедры специальной и клинической психологии ИОиПП.
Каждый из нас хоть раз в жизни говорил: «Всё! С Нового года начинаю новую жизнь!» А уже к февралю (или даже раньше) энтузиазм куда-то исчезает. Желание начать всё сначала берётся из календаря. Новый год — это мощная психологическая граница. Прошлое остаётся по ту сторону праздника, а впереди — целый год возможностей. Наш мозг обожает такие отметки: понедельник, день рождения, 1 сентября. Они дают иллюзию, что начать заново будет проще.
Мотивация исчезает быстро, так как в начале года она яркая, эмоциональная, но очень хрупкая. Её хватает от пары дней до недели. Она похожа на фейерверк: вспыхнула красиво и погасла. После праздников мы сталкиваемся с суровой реальностью. А цели типа «стать миллионером» мы переоцениваем на старте. Мы можем представлять себе яркую картинку идеального себя, но не видим тех тысяч маленьких шагов, которые к нему ведут. Мозг предпочитает быстрые удовольствия (посмотреть сериал) и цепляется за старые, удобные привычки.
Чтобы превратить новогодний порыв в реальные изменения, нужно не полагаться на волшебство первого января, а строить систему. Не «похудеть на 10 кг» (цель), а «гулять 30 минут в день и готовить полезный ужин три раза в неделю» (система). Мозгу легче согласиться на маленькое действие. Фиксируйте даже крошечные успехи. Будьте в ресурсном состоянии, нельзя выполнять большие поручения, сложные дела, если вы не выспались и истощены.
Новогодние обещания — сигнал о том, что мы хотим перемен. Просто подходить к ним нужно не как к волшебному заклинанию, а как к проекту: с реалистичным планом, маленькими шагами, добротой к себе и готовностью идти не рывками, а устойчивым шагом.
Философский вопрос
Новый год — это иллюзия? Ведь время течёт непрерывно. Что наука говорит о нашем восприятии времени? На этот вопрос даёт ответ Вера Казанцева, доцент кафедры философии факультета Евразии и Востока.
В работе «Аромат времени» философ Бён-Чхоль Хан пишет, что китайцы веками измеряли время с помощью ладана, придумав ладанные часы, использовавшиеся вплоть до XIX столетия. Возможно, именно китайцам принадлежит представление о том, что время может быть воспринято в форме аромата.
С моей точки зрения, Новый год — один из самых ароматных временных промежутков. Для большинства из нас этот праздник пахнет домом, ёлкой, мандаринами, булочками с корицей. Он пробуждает самые светлые чувства и воспоминания. В современных условиях сжатия и рассеивания личного времени субъекта празднование Нового года в семейном кругу позволяет нам остановиться, выдохнуть и подзарядиться позитивной энергией тёплого общения. Если бы Нового года не было, то ради всего этого его нужно было бы придумать, даже если время течёт непрерывно.
Вера Пластинина, фото Сергея Таскаева и Фёдора Ярошенко