Найти в Дзене
Рязанский кремль

Символика храмов Рязанского кремля

Взгляд на церковную архитектуру современного человека в корне отличается от восприятия жителя древнерусского города. В те времена для зодчего архитектура была лишь средством воплощения религиозной картины мира. Мысль о творении Богом вселенной уподобляла храм микрокосмосу: четыре стены храма - четыре стороны света, купол и своды - небосвод, крест с сияющими лучами, идущими от центра, - солнце. Золотое пятиглавие Богоявленской церкви. Храмовый ансамбль Рязанского кремля уникален разнообразием архитектурных стилей разных эпох. Архангельский собор являет собой образец раннемосковского зодчества, Успенский построен в стиле нарышкинского барокко, Христорождественский собор - в русско-византийском стиле. Богоявленская церковь принадлежит к группе традиционных приходских храмов 17 века, а одновременно с ней построенная церковь Святого Духа - к редким двушатровым храмам. Рязанский кремль с высоты птичьего полета. И в каждом храме Рязанского кремля можно выделить главную идею, нашедшую свое

Взгляд на церковную архитектуру современного человека в корне отличается от восприятия жителя древнерусского города. В те времена для зодчего архитектура была лишь средством воплощения религиозной картины мира.

Мысль о творении Богом вселенной уподобляла храм микрокосмосу: четыре стены храма - четыре стороны света, купол и своды - небосвод, крест с сияющими лучами, идущими от центра, - солнце.

Золотое пятиглавие Богоявленской церкви.
Золотое пятиглавие Богоявленской церкви.

Храмовый ансамбль Рязанского кремля уникален разнообразием архитектурных стилей разных эпох. Архангельский собор являет собой образец раннемосковского зодчества, Успенский построен в стиле нарышкинского барокко, Христорождественский собор - в русско-византийском стиле. Богоявленская церковь принадлежит к группе традиционных приходских храмов 17 века, а одновременно с ней построенная церковь Святого Духа - к редким двушатровым храмам.

Рязанский кремль с высоты птичьего полета.
Рязанский кремль с высоты птичьего полета.

И в каждом храме Рязанского кремля можно выделить главную идею, нашедшую свое воплощение в символике архитектурных форм.

Спасо-Преображенский собор - символ сотворенного Богом мира и символ рая.

Белый цвет стен храма символизирует свет, созданный Богом в первый день творения: “И сказал Бог: “Да будет свет”. И появился свет" (Бытие 1:3).

Белый цвет является также символом рая, который Бог "насадил...на востоке".

Спасо-Преображенский собор. Фото А.Б. Карева
Спасо-Преображенский собор. Фото А.Б. Карева

Поэтому и восточная часть православного храма - алтарь - символически отождествляется с раем. Рай представлялся людям как цветущий чудесный сад. В архитектурной символике собора идея рая выражена в декоративном убранстве стен и иконостаса, где присутствует разнообразный растительный орнамент.

Фрагмент изразцов, украшающих апсиду Спасо-Преображенского собора.
Фрагмент изразцов, украшающих апсиду Спасо-Преображенского собора.

Замечательная белокаменная резьба Успенского собора Рязанского кремля, резьба его иконостаса также раскрывает именно эту идею: храм есть рай.

Фрагмент царских врат иконостаса и белокаменная резьба на фасаде Успенского собора. Фото А.Б. Карева
Фрагмент царских врат иконостаса и белокаменная резьба на фасаде Успенского собора. Фото А.Б. Карева

Христорождественский собор - символ корабля спасения. Он плывет сквозь бури житейского моря к Богу, спасая души верующих и проводя их к Небесному Иерусалиму. В Рязанском кремле именно Христорождественский собор наиболее соответствует форме корабля.

Христорождественский собор. Фото А.Б. Карева
Христорождественский собор. Фото А.Б. Карева

Уже с первых веков христианства храмы строились прямоугольными по образу Ноева ковчега, спасшего праведников от потопа. Так и храм спасает верующих от духовного потопа греха и ведет их к спасению. Кого Господь призвал, кто взошел на корабль, те и спасаются.

Внутри собора
Внутри собора

Архангельский собор - символ Богочеловека Иисуса Христа. Русские зодчие переносили богословское понятие Церкви как мистического тела Иисуса Христа, в котором соединились божественная и человеческая природы, на само здание храма.

Архангельский собор. Фото А.Б. Карева
Архангельский собор. Фото А.Б. Карева

Притвор храма представляет земное, материальное тело человека и Христа как начало пути спасения, вход в Церковь. Центральная часть символизирует преображенную человечность Христа, путь верующих к спасению. Алтарь - это Царство Божие, Божественная слава и прославленное Тело Христово, где происходит Евхаристия.

Своды Архангельского собора, расписанные Н.В. Шумовым. Фото А.Б. Карева
Своды Архангельского собора, расписанные Н.В. Шумовым. Фото А.Б. Карева

Церковь Святого Духа - символ двух пещер, связанных рождением и воскресением Иисуса Христа. Этот храм, стоящий на набережной Рязанского кремля, имеет две апсиды.

Две апсиды церкви Святого Духа. Фото А.Б. Карева
Две апсиды церкви Святого Духа. Фото А.Б. Карева

Два шатра с золотыми главами символизируют две природы Иисуса Христа - божественную и человеческую, а также единство двух миров - небесного и земного. Православный храм воплощает важнейшую христианскую идею: Иисус Христос, обожив человеческую природу, Своим вознесением на небо восстановил единство мира земного и небесного.

Церковь имеет два шатра. Таких храмов в нашей стране сохранилось очень мало. Большая часть была перестроена или разрушена в реформу патриарха Никона. Фото А.Б. Карева
Церковь имеет два шатра. Таких храмов в нашей стране сохранилось очень мало. Большая часть была перестроена или разрушена в реформу патриарха Никона. Фото А.Б. Карева

Успенский собор - символ преображенного мира, нового неба и новой земли. Красный цвет стен собора - это цвет Пасхи, цвет воскресения. В церковных песнопениях поется - "красная Пасха".

Успенский собор. Фото А.Б. Карева
Успенский собор. Фото А.Б. Карева

На иконах красным цветом изображаются серафимы ("серафим" на иврите "пылающий", "огненный"). По христианским представлениям, они ближе всех находятся к Богу, им открыта Его любовь - ею они пламенеют. Красный цвет Успенского собора и есть символ любви Божией, преображающей весь мир.

Купола Успенского собора
Купола Успенского собора