Взгляд на церковную архитектуру современного человека в корне отличается от восприятия жителя древнерусского города. В те времена для зодчего архитектура была лишь средством воплощения религиозной картины мира.
Мысль о творении Богом вселенной уподобляла храм микрокосмосу: четыре стены храма - четыре стороны света, купол и своды - небосвод, крест с сияющими лучами, идущими от центра, - солнце.
Храмовый ансамбль Рязанского кремля уникален разнообразием архитектурных стилей разных эпох. Архангельский собор являет собой образец раннемосковского зодчества, Успенский построен в стиле нарышкинского барокко, Христорождественский собор - в русско-византийском стиле. Богоявленская церковь принадлежит к группе традиционных приходских храмов 17 века, а одновременно с ней построенная церковь Святого Духа - к редким двушатровым храмам.
И в каждом храме Рязанского кремля можно выделить главную идею, нашедшую свое воплощение в символике архитектурных форм.
Спасо-Преображенский собор - символ сотворенного Богом мира и символ рая.
Белый цвет стен храма символизирует свет, созданный Богом в первый день творения: “И сказал Бог: “Да будет свет”. И появился свет" (Бытие 1:3).
Белый цвет является также символом рая, который Бог "насадил...на востоке".
Поэтому и восточная часть православного храма - алтарь - символически отождествляется с раем. Рай представлялся людям как цветущий чудесный сад. В архитектурной символике собора идея рая выражена в декоративном убранстве стен и иконостаса, где присутствует разнообразный растительный орнамент.
Замечательная белокаменная резьба Успенского собора Рязанского кремля, резьба его иконостаса также раскрывает именно эту идею: храм есть рай.
Христорождественский собор - символ корабля спасения. Он плывет сквозь бури житейского моря к Богу, спасая души верующих и проводя их к Небесному Иерусалиму. В Рязанском кремле именно Христорождественский собор наиболее соответствует форме корабля.
Уже с первых веков христианства храмы строились прямоугольными по образу Ноева ковчега, спасшего праведников от потопа. Так и храм спасает верующих от духовного потопа греха и ведет их к спасению. Кого Господь призвал, кто взошел на корабль, те и спасаются.
Архангельский собор - символ Богочеловека Иисуса Христа. Русские зодчие переносили богословское понятие Церкви как мистического тела Иисуса Христа, в котором соединились божественная и человеческая природы, на само здание храма.
Притвор храма представляет земное, материальное тело человека и Христа как начало пути спасения, вход в Церковь. Центральная часть символизирует преображенную человечность Христа, путь верующих к спасению. Алтарь - это Царство Божие, Божественная слава и прославленное Тело Христово, где происходит Евхаристия.
Церковь Святого Духа - символ двух пещер, связанных рождением и воскресением Иисуса Христа. Этот храм, стоящий на набережной Рязанского кремля, имеет две апсиды.
Два шатра с золотыми главами символизируют две природы Иисуса Христа - божественную и человеческую, а также единство двух миров - небесного и земного. Православный храм воплощает важнейшую христианскую идею: Иисус Христос, обожив человеческую природу, Своим вознесением на небо восстановил единство мира земного и небесного.
Успенский собор - символ преображенного мира, нового неба и новой земли. Красный цвет стен собора - это цвет Пасхи, цвет воскресения. В церковных песнопениях поется - "красная Пасха".
На иконах красным цветом изображаются серафимы ("серафим" на иврите "пылающий", "огненный"). По христианским представлениям, они ближе всех находятся к Богу, им открыта Его любовь - ею они пламенеют. Красный цвет Успенского собора и есть символ любви Божией, преображающей весь мир.