Найти в Дзене
Школа СССР 1975 - 1985

Физики и лирики. Начало 80х. Школа 877

Татьяне Агеевне, учителю физики, посвящается. Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе. /Б. Слуцкий,1959 год/ После начальной школы классное руководство нашего класса "А" перешло сначала "географичке", потом "математичке". В старших классах классное руководство "Ашек" возложили на учительницу физики. Татьяна Агеевна сильно отличалась от предыдущих: спортивная, стройная, носила костюмы и платья безупречного кроя и строчки, модная стрижка на вьющихся волосах. Физика — серьезный предмет, шутки, вроде, неуместны. Но все же запомнились забавные эпизоды. В кабинете физики стол учителя и кафедра для показа опытов располагались на некотором возвышении, поэтому ученики видны, как на ладони. Дверь в лаборантскую, где хранились приборы приоткрыта и видно, как лаборантка Лидочка наводила порядок. Ответственные, решающие дни в канун Нового года. Под конец второй четверти вызывали тех, у кого спорная оценка или трагично однозначная (чтоб измен

Татьяне Агеевне, учителю физики, посвящается.

Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.

/Б. Слуцкий,1959 год/

После начальной школы классное руководство нашего класса "А" перешло сначала "географичке", потом "математичке". В старших классах классное руководство "Ашек" возложили на учительницу физики. Татьяна Агеевна сильно отличалась от предыдущих: спортивная, стройная, носила костюмы и платья безупречного кроя и строчки, модная стрижка на вьющихся волосах.

Физика — серьезный предмет, шутки, вроде, неуместны. Но все же запомнились забавные эпизоды.

В кабинете физики стол учителя и кафедра для показа опытов располагались на некотором возвышении, поэтому ученики видны, как на ладони. Дверь в лаборантскую, где хранились приборы приоткрыта и видно, как лаборантка Лидочка наводила порядок.

Ответственные, решающие дни в канун Нового года. Под конец второй четверти вызывали тех, у кого спорная оценка или трагично однозначная (чтоб изменить патовую ситуацию). Леня и Сашка сосредоточено резались в "Морской бой", будто происходящее их не касается.

Фото из интернета
Фото из интернета

— Иди к доске! Да, ты, ты, нечего оглядываться, — из-за парты нехотя поднялся улыбающийся Ленька Голубев. Закадычный товарищ Саша Прядко ничем не мог ему помочь, только посмотрел ободряюще на прощание.

Ленька вышел строевым шагом и... запел, умело подражая Pink Floyd:

We don't need no education

We don't need no thought control!

No dark sarcasm in the classroom
Teachers leave them kids alone.

Помаршировав до кафедры, он вдруг бросился вприсядку.

— Нey, Teacher, leave them kids alone!

Это напомнило героический эпизод из фильма, как привели революционера на расстрел, а он решил, напоследок, спеть "Интернационал".

Мы сидели и ждали, что же теперь ему будет? Прощай, Новый год! Ох, и достанется ему дома!..

— Что это за ансамбль песни и пляски? Нет, голубчик, в покое, как в песне просят, я тебя не оставлю. Давай-ка разбирать задачу вместе...

Для лучшего запоминания учительница находила "запоминалки" — анекдоты или стишки, например:

1. Массу мы легко найдём,

Умножив плотность на объем.

2. Знает каждый пионер:

Сила тока У на эР (I=U/R).

3. Отец Вовочки на родительском собрании:
— Что ж поделаешь, сыну в одно ухо влетело, в другое вылетело…
Учитель физики:
— Ошибаетесь, звук в вакууме не распространяется…

Помню, как нам разрешили после урока покрутить ручку и получить "молнию" (как мне хотелось подставить между металлическими шариками палец — еле сдержалась). А как смешно стояли дыбом наэлектризованные волосы у мальчишек!))

Наша классная на уроках была физик-физиком: объясняла текущий материал, показывала опыты. А вне уроков учительница физики оказалась... лириком:

"Знаете, был в свое время спор между физиками и лириками. Некоторые "технари" утверждали, что в современном мире востребованы только разум, точные формулы — двигатели прогресса. А стишки, искусство неважны. Физики и математики, мол, могут писать стихи, а "гуманитарии" стать "технарями" не смогут. Я увлекалась в юности искусством, психологией, поэзией. Ходила на поэтические вечера в Политехнический музей. И так как была девушкой с характером, решила доказать, что смогу одолеть физику. И не только одолеть, но и преподавать ее."

Физический прибор для получения "молнии". Фото из интернета
Физический прибор для получения "молнии". Фото из интернета

Классной руководительнице было с нами не просто, досталась эдакая "сборная солянка": из четырех классов сформировали два и надо сделать единый коллектив. Придумала экскурсии по городу, в экскурсоводы выбирала шалопаев или "тихонь". Эти ребята серьезно готовились. И во время экскурсий мы не узнавали их, слушая интересные рассказы о достопримечательностях и исторических событиях, они открывались нам с другой стороны...

Многое всего было в школьные годы, плохое и хорошее. Выйдя за стены школы, все это стало казаться такими пустяками. Больше тридцати лет, пока была жива наша классная руководительница, встречались мои одноклассники вместе с Татьяной Агеевной. О чем говорили? О разной ерунде. Запомнился эпизод, как мы, тогда еще весьма далекие от пенсии, поинтересовались:

— Раскройте секрет, как Вам удавалось и удается до сих пор так отлично выглядеть? И расскажите, что Вы делаете на пенсии, не скучно?

— Спасибо вам, ребятки, за комплимент. В советское время я все шила сама, по журналам мод. А сейчас перешиваю. Скучать некогда: хожу в театр, покупаю абонементы в Консерваторию, много читаю...

Наша классная была Классной! Правда, многие поняли это только после окончания школы. Относилась она к нам как к своим детям. В любое время можно было позвонить Татьяне Агеевне или зайти, поделиться сомнениями, проблемами в семье или на работе. Она всегда внимательно выслушивала, давала дельный совет, старалась помочь и можно было быть уверенным, что это останется только между нами...

19.12.2025