С 1 декабря Минпромторг принял соответствующие поправки в систему уплаты утилизационного сбора. Сколько придётся заплатить за BMW X5 при растаможке? Почему все массово пересядут на Lada? И так ли страшен чёрт, как его малюют? Обо всём в статье.
Что такое утильсбор?
Утилизационный сбор – это специальный единоразовый платеж, который уплачивается при производстве или ввозе авто на территорию РФ.
Цель сбора — компенсировать будущие расходы на переработку и утилизацию автомобилей, фактическая — пополнение бюджета и поддержка отечественного автопрома.
За какие ТС нужно уплатить утильсбор?
За все — и те, которые произведены в РФ, и те, что привезены из-за рубежа. В большинстве случаев уплачивать утильсбор самостоятельно не нужно — он уже включён в стоимость авто.
Но есть ситуации, когда вам придётся самим рассчитать сумму утильсбора и заплатить за утилизацию:
- вы ввозите машину из-за рубежа без посредников;
- вы покупаете машину у человека, который освобождён от уплаты сбора (например, у репатрианта, беженца, дипломата);
- вы купили машину у того, кто должен был уплатить утильсбор, но не сделал этого.
Если ПТС выдан до 1 сентября 2012 года, то отметки об утилизационном сборе не будет и уплачивать утилизационный сбор не нужно (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 128-ФЗ).
Что изменилось с 1 декабря
На самом деле повышение «утиля» должно было вступить в силу 1 ноября, но:
«С учетом интересов тех граждан, которые могли заказать и оплатить автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л.с. уже после публикации проекта нормативно-правового акта с новыми параметрами или столкнуться с непрогнозируемыми задержками в доставке транспортных средств, принято решение о переносе предполагаемого вступления постановления в силу на один месяц — с 1 декабря 2025 года (вместо 1 ноября 2025 года)», — рассказали в Минпромторге.
И вот уже 1 декабря в силу вступили новые правила расчёта утильсбора для автомобилей. Вот ключевые изменения:
- Коэффициент теперь зависит не только от объема двигателя и возраста, как до 1 декабря, но теперь и от мощности;
- Льготная ставка сохраняется только для машин личного пользования с двигателем до трёх литров и мощностью до 160 л.с.;
- Для автомобилей с мощностью двигателя более 160 л.с. — утильсбор рассчитывается по коммерческому тарифу.
Что это значит?
В РФ есть две системы уплаты утильсбора — для физлиц (действуют льготные ставки) и юрлиц. Разница между этими ставками — сотни, а то и миллионы рублей. Изменения в большей степени коснутся физлиц, которые захотят купить авто мощностью более 160 л.с.
Для машин с мощностью ≤ 160 л.с. сумма утильсбора осталась прежней — для физических лиц: 3 400 ₽ для новой машины и 5 200 ₽ для авто старше 3 лет. Если мощность выше 160 л.с., для физлиц применяется «коммерческий» тариф — сумма утильсбора становится сопоставима с ценой самого авто.
Изменения коснутся любителей мощных иномарок и всех юрлиц.
Поэтому сейчас уже наблюдается рост спроса на автомобили с мощностью ниже 160 л.с., только так у простых смертных есть шанс сэкономить сотни тысяч рублей.
Скоро во всех дворах страны. В ход пойдёт тяжёлая артиллерия
Обстановка на рынке в регионах:
«Сейчас в Тюмени наблюдается рост спроса на иномарки с мощностью двигателя ниже 160 л.с. В этом сегменте, к слову хватает автомобилей с достойным соотношением цена-качество. Среди самых популярных моделей, которые тюменцы заказывают в Китае и Южной Корее — Volkswagen Passat, Geely Coolray, Subaru Forester, Toyota Corolla, Mitsubishi Outlander и Nissan X-Trail», — рассказал автоэксперт в беседе с URA.RU
Как следствие — на вторичном рынке автомобилей замечен рост цен на б/у машины. Похоже, спрятаться от повышения цен не получится.
Согласно новым правилам, сумма коммерческого утильсбора рассчитывается так:
Утильсбор = Базовая ставка × Коэффициент
Где:
- Базовая ставка — 20 000₽ (для легковых) и 150 000₽ (для грузовиков, прицепов, автобусов и т.д.).
- Коэффициент — зависит от объёма двигателя, возраста авто, типа таможенного оформления, категории авто и допустимой массы.
Утильсбор для юридических и физических лиц:
Льготный тариф — почему дилерам уже не получится провернуть свои схемы?
Корректировки в систему уплаты утильсбора ввели как раз из-за серых схем, которые использовали дилеры. Многие компании оформляли импорт на физлиц, чтобы попасть под льготный тариф и не платить сотни тысяч за утильсбор. Сейчас так сделать вряд ли получится, и вот почему.
Льготный тариф накладывает на покупателя некоторые ограничения:
- Владелец не может продать авто в течение года после ввоза.
- Воспользоваться льготным утильсбором физлицо может только один раз в год. Если вы решите привезти ещё один автомобиль, то за второй придётся платить по коммерческим тарифам.
- Уплатить льготный утильсбор можно только за автомобили с объёмом двигателя до 3 литров.
Выводы
Выходит, что за новую Mazda CX-5 (2.0 л, 155 л.с.) физлицо уплатит утильсбор в размере 3400 рублей, а юридическое — 667 400 рублей.
Но! Если вы захотите что-то помощнее, вроде BMW X5, то утильсбор уже рассчитывается для вас как для юрлиц. И здесь сумма уже выходит кусачая — 2 764 000 рублей. На эти деньги можно взять целый Москвич 3 и ещё останется.
Выход есть — смотреть в сторону автомобилей с мощностью двигателей до 160 л.с. Но если всё же хочется в гараж Volkswagen Tiguan, Toyota RAV4 и другие популярные иномарки, то готовьте миллионы и носовые платочки.
И самое интересное…
Утильсбор продолжит расти. С 1 января его увеличат ещё на 25%, и далее — планируется ежегодный прирост на 10-20%. К 2030 году утильсбор станет равен 10 млн. Может, лучше прямо сейчас уже пересесть на велосипеды — что думаете?
Итог итогов
Если искали запчасти, расходники на свою ласточку — добро пожаловать в APEX. В наличии ещё мотоциклы, квадроциклы — кстати, хорошая альтернатива авто. Дешевле точно.
Также продаём авто — пишите, если будут вопросы. В наличии масло для Toyota/Lexus — 100% оригинал (Япония).
Больше новостей из автомира, обзоров техники и полезностей — в нашем телеграм-канале. Встречаемся там.
В комментариях открываем истеричечную — пишите, что думаете насчёт утильсбора? Коснулись ли уже изменения вас?