В музее «Нехорошая квартира» я побывала ещё до того, как стала блогером, поэтому материала у меня по этой поездке сохранилось немного. С глубокой юности увлекаюсь творчеством писателя Булгакова, перечитала все его книги, а "Мастер и Маргарита", наверное, знаю почти наизусть :), так что, неудивительно, что меня потянуло побывать в этом музее и посмотреть, как там всё устроено.
ДЛЯ ТЕХ, КТО СОБЕРЁТСЯ ТУДА
Москву я тогда проезжала транзитом по дороге из Адлера домой и, вот, решила на заехать на Садовую в гости к Булгакову.
Для тех, кто собирается туда поехать на метро, скажу сразу, что выходить лучше на Маяковской, повернуть к Театру Сатиры и совсем недалеко от него слева войти в железные ворота, в том месте, где на доме будет красоваться табличка с номером «302 БИС». Пройти мимо этих ворот невозможно. Дальше, во дворе дома, всего два булгаковских места: театр и музей. Там, где памятник Коровьев и Бегемот – театр, в следующем подъезде – музей, то есть, та самая Нехорошая квартира, где происходили определённые действия романа «Мастер и Маргарита» и та самая, где проживал и придумывал этот роман сам Булгаков.
Я тогда была с чемоданом, правда не очень тяжёлым, но всё-таки... и мне помогли его затащить наверх ребята, с которыми я там же и познакомилась.
С чемоданами в этот музей ходить, конечно, не стоит, и не потому, что их поставить негде (о своём я договорилась с администрацией музее заранее по телефону), но я не учла, что квартира №50 находится аж на четвёртом этаже, и это ещё к тому, что дом с высокими потолками. Не знаю, дотащила бы я вой чемодан сама или таки сдалась бы где-то на втором этаже, но мне помог парень, сам вызвался и даже потом вниз хотел помочь стащить, но вниз я уже справилась сама. Этому спортивному парню я до сих пор очень благодарна, воистину, чудеса происходят даже в обыденное время вокруг Нехорошей квартиры.
БУЛГАКОВСКИЙ ПОДЪЕЗД
Подъезд, где находится эта квартира, является настоящим произведением искусств и поражает, и восхищает одновременно.
Все стены этого подъезда, с первого по четвёртый этаж, расписаны всевозможными рисунками и фразами, в основном, связанными с Булгаковым. В подъезд вход бесплатный, там живут люди, наверное, вполне обыкновенные, как все, конечно же, испорченные квартирным вопросом… Не знаю, как эти люди реагируют на окружающую движуху, но подъезд этот рекомендую посмотреть всем поклонникам Мастера и Маргариты, потому что зрелище это просто потрясающее.
МУЗЕЙ ПРО БУЛГАКОВА
Сама квартира внутри слегка разочаровывает, но, в основном тех, кто ожидает от неё нечто грандиозное, по-настоящему булгаковское. Нет, это обычная квартира времён великого советского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, с его личными вещами и вещами тех лет, поэтому, если честно, смотреть там особо не на что. Конечно, там постарались восстановить обстановку квартиры того периода, когда писатель проживал там и работал над романом. Просто нужно осознавать, что всё, что Вы изволите видеть в этом музее, всё очень ценно, особенно для тех, кто любит и почитает Михаила Афанасьевича. Наверное, с экскурсией ходить по квартире интереснее, хотя там всё расписано и вообще понятно.
Кота Бегемота, который живёт в этой квартире, наверное, до сих пор, я всё-таки нашла. Он тихо лежал под столом писателя, почти не двигаясь, потому что в тот день в Москве было очень жарко, а не догадалась я взять с собой кусочек мяса или колбаски, что выманить его. Может быть, на угощение кот бы и вышел, а так я не решилась его беспокоить, как мне ни хотелось его погладить. Всё-таки булгаковский Бегемот дорожил уважительным отношением к себе, как к коту, и я не стала портить впечатление о людях у этого, нынешнего, возможно, реинкарнированного Бегемота.
ТАК СТОИТ ЛИ ПОСЕТИТЬ НЕХОРОШУЮ КВАРТИРУ?
Я не пожалела тогда, что потратила посещение этого музея время и силы, и даже как будто ещё один пазл обязательных дел аккуратно лёг на душу, а после это ещё раз перечитала любимый роман, невольно представляя, как Булгаков работал над романом, как ловил неописуемый кайф от этой работы.
Думаю, Михаил Афанасьевич ушёл в тот момент глубоко в астральный мир, который сам же и придумал. Роман, конечно, гениален, продуман до мелочей, одно событие в нём плавно вытекает из другого, нет лишних слов, даже мелочи не упущены, и даже финал, который очень трудно сочинять, видимо, поэтому у многих писателей он получается скомканным и непонятным, здесь выписан чётко и ясно.
Чем старше я становлюсь, тем лучше понимаю всё, о чём рассказал Булгаков. Раньше думала, что про Союз Писателей он написал так от личной обиды, теперь точно понимаю, что каждое слово в романе – живая правда, прочувствованная и испытанная на собственной коже. И роман этот, вечный, видимо, никогда не потеряет свою актуальность, и Мастер, как почти все мужчины, слабовольный ребёнок, и Маргарита, как все женщины, немного ведьма, и Воланд со своею свитой всегда наблюдает за нами, искушая и смеясь над нашими пороками. Ничего не проси у сильных. А где они, сильные? Днём с огнём не сыщешь…
Считаю, что поклонники булгаковской прозы просто обязаны хотя бы раз в жизни посетить музей любимого писателя, и таких, полагаю, наберётся немало. У музея есть сайт с координатами музея, страница в ВКонтакте, где отвечают на вопросы. Всё очень просто. Так что, не сомневайтесь, идите и предавайте от меня привет Бегемоту!
******
Друзья, вчера в комментариях зашёл разговор об этом музее, и я вспомнила, что уже писала о нём статью и скопировала её на этот канал. Если есть вопросы по Абхазии, можно задавать и под этой статьёй, так что пишите, разберёмся. Спасибо, что вы со мной!