Давным-давно, во времена, когда библейская Вавилонская башня уже была позаброшена, но до рождения Римской империи оставалось ещё бессчётное число веков, на Ближнем Востоке существовала Асси́рия - государство-феномен, порождённое войной и войной же и сгубленное. Ассирия считается не только первой в истории державой в прямом смысле этого слова, но и первой страной, государственный строй которой уж больно напоминал самый настоящий фашизм в самой его людоедской форме. Заниматься перечислением бесконечных кровопролитных войн, набегов, переворотов, падений и возвышений в истории Ассирии значит не уважать себя, поэтому мы займёмся более полезным делом: выясним, почему же эта с виду непримечательная античная страна добилась гигантских достижений и до сих пор приковывает к себе внимание тысяч историков, писателей и просто любителей всяких древностей.
Инструкция по созданию идеального государства. Пункт I. Солдат много не бывает.
История Ассирии с её основания и до окончательной гибели, разделённая на четыре гигантские эпохи, длится более двух тысяч лет, а история ассирийского народа фактически продолжается и поныне, поэтому мы в первую очередь возьмём на изучение тот период, когда существовала так называемая Ново-Ассирийская держава. Именно в поздние годы данной эпохи (VIII-VII вв до н.э.) Ассирия стала тем самым монстром, тем оплотом грехов и злодейств, который мы знаем и о котором впоследствии с ужасом и презрением будет не раз упомянуто в Библии.
И первым столпом, на котором столетиями покоилось могущество Ассирии, разумеется, была огромная регулярная армия, имевшая власть едва ли не большую чем сам царь и высшая аристократия. В этом плане сия полития немало напоминала другую "империю зла" - Третий Рейх, где силовые структуры также обладали колоссальной властью и популярностью. Однако это выглядит совершенно нелогичным. Дело в том, что область на севере Месопотамии, в которой изначально располагалась Ассирия, была богата ресурсами: железом, медью, лесом, солью, а столица страны, город Ашшур, вообще находилась на перепутье торговых маршрутов из Междуречья в Палестину и была одним из богатейших городов Ближнего Востока со стабильно растущим населением. Но необходимо понимать историю этого народа: на протяжении многих веков ассирийское государство, из раза в раз делавшее ставку на "мягкую силу" и предпочитавшее купеческое платье солдатскому доспеху, несколько раз кровью платило за свою демократичность и полностью стиралось с лица Земли многочисленными противниками - аккадцами, арамейскими племенами, вавилонянами и прочими, и после каждого такого раза измученные поборами и насилием захватчиков ассирийцы, теряя независимость порой на несколько сотен лет, всё сильнее и сильнее склонялись из стороны мирной торговой республики к военной автократии. В самосознании ассирийского народа чётко обозначилась безграничная ненависть ко всему окружающему миру - агрессивному и огромному, что поспособствовало объединению ассирийцев вокруг общих, духовно скрепляющих идеалов - веры в бога Ашшура и могучего лидера - царя и натолкнуло их на необходимость в создании большого и сильного войска, чтобы противостоять любому врагу.
Основная заслуга в создании такого войска принадлежит великому ассирийскому правителю Тиглатпаласару III (правил в 745 -727 гг. до н.э.), окончательно превратившему страну в огромную машину террора, жившую войной и ради войны. Именно он создал первое в истории Античности крупное регулярное войско, постоянно пополнявшееся за счёт перетекания трудовых ресурсов из торгово-ремесленного и земледельческого сословий. Солдаты имели постоянное жалование, а также приобрели право получения в собственность от государства земельного надела. Экономические отношения внутри страны шаг за шагом упрощались и деградировали; все ресурсы огромной державы стали уходить на поддержание огромной армии и обеспечение инфраструктуры, используемой ей. Шутка ли - ассирийская дорожная система, по современным оценкам, насчитывала более 20 тыс. (!) км, из которых около 3 тыс. км были вымощены камнем и сырцовым кирпичом. К середине VII в. до н.э. ассирийская армия при населении империи в примерно 10,5 млн. человек насчитывала свыше 50 тысяч солдат (для сравнения - Древний Египет на пике могущества в эпоху Нового Царства мог выставить на войну не более 30 тыс. человек, из которых при этом почти три четверти составляли наёмники и ополченцы), поддержанных охраняющей несколько царских столиц гвардией в 5 тысяч бойцов и гигантским массивом вспомогательных и наёмных войск численностью более чем в 150 тыс. человек, которые по большей части исполняли роль стройбатов и почтовой службы.
Ассирийское войско по своему составу также достаточно сильно отличалось от войск прежних эпох. С прибытием на Южный Кавказ и затем на север Месопотамии в VIII в. до н.э. кочевых племён киммерийцев и скифов Ассирия начала активно закупать у этих народов то, чем богат каждый кочевой народ - лошадей. Это привело к настоящему буму конных войск в армии Ассирии. Постепенно необходимость в колесницах как замене полноценной кавалерии пропала, вследствие чего именно в Ассирии возникли полноценные рода войск: пехота, кавалерия и лучники. Вообще же на 200 пешцев к концу VII века до н.э. в армии Ассирии приходилось примерно 12 всадников и 5 колесниц. С учётом того, что регулярное войско державы насчитывало порядка 50 тысяч человек, это означает, что численность кавалерии составляла около 3-4 тыс. всадников.
Несмотря на наличие довольно многочисленной совершенной кавалерийской силы, ассирийцы значительно усовершенствовали ближневосточную колесницу, бывшую в те годы вынужденным аналогом постоянного конного войска. Для лучшей защиты экипажа были созданы высокие деревянные борта. Благодаря тому, что ассирийские края в отличие от южной Месопотамии и Египта были богаты железом, воины Ашшура стали обивать им колёса своих колесниц и даже разработали первую в историю окованную железом деревянную рессору, что обеспечило возможность развивать гораздо большую скорость без риска навернуться, наехав на случайный камень, и дало колеснице колоссальную устойчивость по сравнению со своими "собратьями". Был значительно увеличен размер самой "шайтан-повозки" и её расчёт: вместо парной команды - возничего и лучника, как было в Египте, или возничего с одним лучником и одним воином со щитом, как было в Вавилонии, ассирийцы создали команду из возничего и двух лучников, прикрытых со спины большим щитом ещё одного воина.
Особенно ассирийцы преуспели в осадном деле, которое они почитали куда больше прямых сухопутных столкновений. Именно сынам Ашшура принадлежит идея использования для ведения осад огромных многоярусных башен - тур, достигавших высоты 10-ти этажного здания, которые они изготовляли из древесины, бывшей в изобилии в их горных краях. Туры имели два предназначения: одни использовались как огромные передвижные огневые точки, с которых вёлся обстрел врага из катапульт и луков, другие - как средство десантирования войск прямиком на вражеские стены. Оба варианта были снабжены мощными таранами, наконечники которых изготавливались из огромного куска формованного железа. Численность гарнизона тур первого типа обычно составлял около 100 стрелков, вторых - от 200 до 300 воинов.
Химия также немало помогала Ассирии в её завоеваниях. Например, современные исследования показали, что в почвах на местах раскопок некоторых месопотамских и древнесирийских городов, достоверно разрушенных ассирийцами, были обнаружены большие отложения сульфатов, датируемые VIII-VII вв. до н. э., что прямо указывает на использование ассирийцами серной кислоты. Так как в природе серная кислота встречается чрезвычайно редко, со всей очевидностью сказать можно: химия в Ассирии находилась на столь высоком уровне, что ассирийцам за почти две тысячи лет до изобретения в IX веке подобной технологии персами был известен даже способ получения данной кислоты. Вероятнее всего, происходило это следующим образом: серный колчедан (FeS₂) обжигался при высокой температуре, в результате чего образовывался железный купорос, который также в свою очередь обжигался, что приводило к образованию серного газа, который впоследствии остужался и виде конденсата превращался в жидкую кислоту.
Поскольку серную кислоту вполне можно перевозить в таре из стекла, а стекло было придумано ещё в VI-м тысячелетии до н.э. в Египте, с её транспортировкой у ассирийцев, скорее всего, не возникало проблем. Применение столь ценного вещества сводилось к тому, чтобы эффективно разрушать глиняную кладку стен и башен вражеских городов. Кроме того, используя серу, добываемую, вероятно, с покрытой вулканами Сицилии, бывшую мировым центром серодобычи вплоть до XIX века, ассирийские мастера, догадавшись, как использовать её в бою, наладили производство тысяч начинённых смесью из данного вещества с селитрой зажигательных метательных снарядов. Массированная бомбардировка "серными бомбами", наводившими панику на осаждённых своим грозным видом и эффектностью, сделала обстрел городов в разы проще. Нефть также была хорошо известна завоевателям и добывалась ими из многочисленных месторождений Аравии.
Вкупе разработанные ассирийцами методы и технологии свершили настоящую революцию в мире осадного дела, позволив сынам Ашшура сократить привычную для того времени протяжённость осады в 15-20 лет до каких-то 20-30 дней и превратить собственные военные кампании в настоящий блицкриг. Если раньше у правителей Ближнего Востока в случае поражения в чистом поле был шанс отсидеться в крепостях, молясь о том, чтобы у врага просто напросто закончились припасы, то отныне Ассирия такую возможность уничтожила.
Пункт II. Большой Брат следит за тобой.
Разумеется, что одной только армии, и так 24/7 занятой бесконечными походами и силовым подавлением недовольных, было явно недостаточно для того, чтобы эффективно управлять державой. Острая необходимость в контроле за "чиновьичим племенем" и раскрытии тлеющих в провинциях заговоров против власти сынов Ашшура принудили великого Тиглатпаласара и его потомков к созданию масштабной разветвлённой системы внутреннего надзора, куда входила как часть ассирийской гвардии, имевшей лучшую подготовку и больший авторитет, чем обычные войска, так и специально созданные для разведки и контрразведки подразделения, набранные из потомственных ассирийцев, имевших солидное образование и хорошо понимавших обычаи и традиции покорённых народов.
Именно поэтому чаще всего в подобные структуры шли сыновья знатных купцов, порой с детства неоднократно путешествовавшие вместе с отцами в отдалённые страны и понимавшие, чем живёт, например, какой-нибудь сирийский Каркемиш или вавилонская Ларса. Известно, что служба внутренней безопасности Ассирии была разделена на три подразделения: одно занималось тайным надзором за местной аристократией и бюрократическим аппаратом, второе контролировало снабжение армии, выполняя роль интендантской службы, а третье организовывало подрывную деятельность во вражеских государствах, эффективно используя многочисленные внутренние противоречия в тех краях.
Перед вторжением в Египет в 674 г. до н.э. ассирийские разведчики, состоявшие преимущественно из выходцев из богатых торговых домов страны, ведущих коммерцию в этих краях, проведя беспрецедентную по масштабу и скрупулёзности операцию, в которой, по некоторым оценкам, участвовало свыше 3,5 тыс. шпионов и информаторов, детально изучили край фараонов, его укрепления на Синае и оптимальные пути продвижения войск по полуострову в долину Нила. Благодаря полученной информации, царь Салманасар III и его окружение смогли успешно провести кампанию и захватить важнейшие города Верхнего Египта без единого крупного сражения и практически без потерь, умело оттесняя и отрезая египетские войска от путей снабжения, блокируя крепости, захватывая оазисы и разделываясь с местной администрацией и почтовой службой, чем лишая противника возможности хоть как-то контролировать и понимать происходящее. Для полного завоевания Египта, одного из богатейших государств в тот период вообще в мире, от дельты Реки фараонов до самого Четвёртого Нильского порога ассирийцам пришлось потратить не более трёх лет.
Примечателен и иной случай: в 675 году до н. э. Хумбан-Халташ II, правитель крупного Эламского царства, расположенного к востоку от Междуречья, совершил набег на вассальный Ассирии вавилонский город Сиппар, после чего "умер, не обнаружив признаков болезни" - как полагают, он был убит ассирийской агентурой, сумевшей подкупить или стравить друг с другом практически всё высшее руководство страны. В качестве яда, вероятнее всего, была использована белена либо мышьяк.
Ему наследовал родной брат Уртаки (675—663 годы до н. э.), недовольный ассирийским владычеством в Междуречье и также совершивший набег на покорённую ашшуритами Вавилонию, где его поддержали местные князья, поднявшие восстание против поработителей. Однако вскоре по возвращении в Элам Уртаки все они единомоментно "внезапно умерли", то есть фактически были убиты агентами Ассирии. Ассирийским спецслужбам удалось в течение буквально нескольких недель в нескольких городах ликвидировать практически всю верхушку местной аристократии, господствовавшую на землях половины Вавилонии. За ними в могилу вскоре последовал и сам Уртаки, каким-то чудом перевернувшийся с лодки и попавший в пасть речного аллигатора.
Пункт III. Депортация - это полезно.
Одним из самых эффективных и доселе также не применявшихся никем способов контроля над покорённым населением были массовые депортации - явление, впоследствии ставшее невероятно популярным. После того, как ассирийцы осознали, что просто так убивать своих верноподданных это экономически совершенно нерационально, они перешли к практике переселения крупных народных масс в регионы с совершенно иными языком и культурой, где несчастные занимались строительством военной инфраструктуры, мостов, дорог и бесчисленных столиц. Переселённое население низводилось до положения полурабов. От обычных невольников их отличало лишь то, что продать переселенца было нельзя.
Ярчайшим примером данной политики была масштабная депортация целой области в 701 году до н.э., когда из завоёванной Палестины в разные концы империи в качестве рабочей силы ассирийской армией, предварительно разорившей и уничтожившей более 1 тыс. поселений и городов, было переселено более 200 тыс. галилеян, самаритян и финикийцев - около 20% вообще всего населения региона, включая почти всех землевладельцев и жрецов. Настолько масштабные меры, если не учитывать густонаселённые Индию и Китай, не предпринимались в истории вплоть до депортационной политики СССР в годы правления И.В. Сталина в 1920-40х гг. Считается, что из переселенцев до мест поселения из-за ужасающих условий в пути и скудного питания добралось менее половины.
Пункт IV. Идея правит балом.
Разумеется, ничего этого не было бы без фанатичной убеждённости ассирийцев, готовых сколько угодно воевать ради процветания собственной страны, в собственной богоизбранности и превосходстве над прочими народами. Все культуры и цивилизации той эпохи за исключением уважаемой при ассирийском дворе утончённой вавилонской, принёсшей в Ассирию культ бога Мардука, шестидесятеричную систему счисления и астрономию, считались сынами Ашшура тленом, мусором, прахом под ногами, недостойным даже упоминания, как и их носители. Важно отметить, что в своих "восхитительных" историях о завоеваниях и достижениях ассирийские цари, в отличие от правителей египетских, хеттских или эламских, намеренно никогда не описывали физических особенностей порабощённых народов и устройство их государств, а исключительно количество и качество вооружения и укреплений, как бы демонстрируя, что для помазанника Ашшурского все чужеземцы одним миром мазаны, а культура их не стоит и выеденного яйца.
Это означало, что для достижения своих целей по завоеванию и перестройке всего обозримого мира не жалко было бросить в жернова политики тысячи, а то и сотни тысяч ни в чём не повинных людей даже из тех государств, что были союзны Ассирии. Фактически, именно ассирийцы впервые додумались до такого страшного явления, как геноцид. Ассирийские алчность и коварство стали крылатыми выражениями. Разумеется, Ассирию, уже давно вышедшую за рамки обычной мести за многолетние унижения и теперь просто взбесившуюся, ненавидели все, кто имел неосторожность хоть как-то провзаимодействовать с ней, начиная от вавилонян и эламитов и заканчивая нубийцами и киприотами.
Все эти факторы позволили Ассирии из рядового, малопримечательного государства где-то в дебрях Междуречья превратиться в первую настоящую державу в истории человечества. Но как же конкретно ассирийцы воздвигли столь могучее государство и отчего оно пало так стремительно?
Продолжение следует...