Найти в Дзене
Читающий Чиж

Священный договор: уроки гостеприимства из гомеровского мира

Во времена создания «Одиссеи» (VIII в. до н.э., начало архаической эпохи) государственное устройство в Древней Греции представляло собой протополис, т.е. полис в зачаточном состоянии. Все держалось на личном авторитете, военной силе и соблюдении обычаев конкретного наследственного правителя (басилея). В его отсутствие система мгновенно разваливается, что мы и видим на Итаке, когда Одиссей 10 лет пытается добраться до дома: совет старейшин бессилен, народное собрание бездействует, а женихи пытаются захватить власть через брак, нарушая все нормы. Одиссей с Телемахом у свинопаса Евмея Не будет преувеличением утверждать, что в те времена ксения (ξενία) — ритуализированное гостеприимство — была основой цивилизации. Это своего рода священный договор между хозяином и гостем, освященный Зевсом.
В условиях географической раздробленности и постоянных опасностей, ксения выполняла важнейшие функции:
— правоохранительную (гарантировала защиту чужеземца в чужой земле),
— дипломатическую (создав
Оглавление

Во времена создания «Одиссеи» (VIII в. до н.э., начало архаической эпохи) государственное устройство в Древней Греции представляло собой протополис, т.е. полис в зачаточном состоянии. Все держалось на личном авторитете, военной силе и соблюдении обычаев конкретного наследственного правителя (басилея). В его отсутствие система мгновенно разваливается, что мы и видим на Итаке, когда Одиссей 10 лет пытается добраться до дома: совет старейшин бессилен, народное собрание бездействует, а женихи пытаются захватить власть через брак, нарушая все нормы.

Одиссей с Телемахом у свинопаса Евмея
Одиссей с Телемахом у свинопаса Евмея

Не будет преувеличением утверждать, что в те времена ксения (ξενία) — ритуализированное гостеприимство — была основой цивилизации. Это своего рода священный договор между хозяином и гостем, освященный Зевсом.

В условиях географической раздробленности и постоянных опасностей, ксения выполняла важнейшие функции:

правоохранительную (гарантировала защиту чужеземца в чужой земле),
дипломатическую (создавала сети межобщинных связей),
религиозную (гость считался посланником богов, его оскорбление — кощунством),
социальную (формировала общечеловеческую солидарность поверх племенных границ и социальных условностей).

Семь ступеней ксении

Одиссей у Алкиноя, царя феаков
Одиссей у Алкиноя, царя феаков

Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» рассказывает об идеальном ритуале. Нам сегодня он может показаться крайне странным, но в те времена, нарушая его, ты шел против богов, и ничего хорошего это не сулило.

  1. Прием странника (даже незнакомого) без вопросов о личности (встреча Одиссея феаками).
  2. Омовение ног и предложение чистой одежды (эпизод с омовением ног Одиссея Евриклеей).
  3. Пир — обильное угощение до выяснения деталей (у феаков).
  4. Дарение подарков — обязательный элемент (даже от циклопа Полифема Одиссей ждет подарков).
  5. Расспросы о имени и происхождении — только после трапезы (Одиссей далеко не сразу открывает свое происхождение Алкиною, царю феаков).
  6. Предоставление ночлега (и у феаков, и в образе нищего в своем доме).
  7. Обеспечение безопасного сопровождения или помощь в продолжении пути (феаки отправили Одиссея на своем корабле до самой Итаки).

«Одиссея» как трактат о гостеприимстве

Одиссей и царица Арета (супруга Алкиноя)
Одиссей и царица Арета (супруга Алкиноя)

Эпос построен на контрастах соблюдения и нарушения ксении.

Совершенная ксения:

Навсикая и феаки — принимают неизвестного, изможденного Одиссея, одаривают и доставляют на родину.

Евмей — свинопас, воплощающий суть ксении: беднейший, но соблюдающий все ритуалы с неизвестным нищим.

Нестор и Менелай — примеры идеальных хозяев в первых песнях.

Нарушения ксении:

Циклоп Полифем — пародия на ксению: вместо трапезы для гостя делает гостя трапезой.

Женихи Пенелопы — системное нарушение: живут в доме Одиссея, растрачивают его богатства, домогаются хозяйки, оскорбляют гостей(замаскированного Одиссея). Их финал — тотальное истребление.

Почему традиция сакрального гостеприимства разрушена?

Одиссей и царевна Навсикая
Одиссей и царевна Навсикая

Можно сказать, что к этому привело развитие цивилизации. Государственные институты взяли на себя защиту прав человека, города стали расти и стала появляться анонимность отдельного человека, гость стал клиентом, которому можно что-то продать, исчезла вера в универсальные законы человеческих отношений (доброты, справедливости, чести и пр.), и, как следствие, появился страх, закрытость и индивидуализм.

В итоге, в нашем обществе гость должен доказать свое право на прием, а не хозяин — доказать свое право быть хозяином. Да, античная версия гостеприимства кажется немного излишней в современных реалиях, но ее экзистенциальный смысл —
признание человечности в Другом, способности видеть в незнакомце не угрозу, а возможность для проявления своей человечности — это важно во все времена.

Вспомним, что первым словом Одиссея на родной Итаке после двадцатилетних странствий было обращение к незнакомцу (Афине в образе юноши) с просьбой о помощи:

Друг, ты в земле незнакомой мне, страннику встретился первый;
Радуйся, сердце ж на милость свое преклони; сбереги мне
Это добро, и меня самого защити; я как бога,
Друг, умоляю тебя и колена твои обнимаю:
Мне отвечай откровенно, чтоб мог я всю истину ведать,
Где я? В какой стороне? И какой здесь народ обитает?...

И его спасение началось именно с того, что незнакомец эту помощь оказал.

_____

Друзья, приглашаю на встречу моего книжного клуба по "Одиссее" Гомера (13 декабря, 15.00): https://knizhnyy-klub-shelest-mys.timepad.ru/event/3666727/