Во времена создания «Одиссеи» (VIII в. до н.э., начало архаической эпохи) государственное устройство в Древней Греции представляло собой протополис, т.е. полис в зачаточном состоянии. Все держалось на личном авторитете, военной силе и соблюдении обычаев конкретного наследственного правителя (басилея). В его отсутствие система мгновенно разваливается, что мы и видим на Итаке, когда Одиссей 10 лет пытается добраться до дома: совет старейшин бессилен, народное собрание бездействует, а женихи пытаются захватить власть через брак, нарушая все нормы. Одиссей с Телемахом у свинопаса Евмея Не будет преувеличением утверждать, что в те времена ксения (ξενία) — ритуализированное гостеприимство — была основой цивилизации. Это своего рода священный договор между хозяином и гостем, освященный Зевсом.
В условиях географической раздробленности и постоянных опасностей, ксения выполняла важнейшие функции:
— правоохранительную (гарантировала защиту чужеземца в чужой земле),
— дипломатическую (создав