Судьба Эраста Гарина была непростой, а конец жизни – и вовсе трагическим. Но вот уже много десятилетий зрители наслаждаются яркими ролями артиста и сопереживают его героям.
Ранние годы Эраста Гарина
Эраст Павлович Гарин (при рождении – Герасимов) родился 28 октября (10 ноября – по новому стилю) 1902 года в Рязани. Он был актером, театральным и кинорежиссером, сценаристом. За свою карьеру он удостоился званий Заслуженного артиста РСФСР (1950, Народного артиста РСФСР (1964), Народного артиста СССР (1977). Был награжден орденом «Знак почета» (1939) и орденом Трудового Красного Знамени (1974), а в 1941 году получил Сталинскую премию.
Отец Эраста был лесничим, а свой театральный талант мальчик унаследовал от матери, Марии Михайловны. Ее девичью фамилию актер возьмет в качестве сценического псевдонима.
У Эраста Гарина была сестра Татьяна. Она ушла из жизни в 1951 году в возрасте 53 лет.
У Гарина были непростые бабушки – одна владела угодьями близ села Дмитровский Погост и несколькими домами в Рязани, а вторая любила собирать гостей и играть в карты. На ее вечера съезжалась вся местная знать.
Эраст Гарин с отличием окончил Рязанскую гимназию, после чего, в 1919 году, отправился добровольцем в Красную армию. Уже тогда молодой человек почувствовал тягу к сцене и стал выступать в составе труппы рязанского гарнизонного театра.
В 1921 году этот театр отправился на гастроли в Москву. На спектакле присутствовал сам Всеволод Мейерхольд – знаменитейший режиссер того времени, который создал свою актерскую систему.
Всеволод Эмильевич заприметил паренька, внешность которого была буквально создана для комедийных ролей, и пригласил его учиться к себе.
Эраст Гарин не растерялся и поступил на учебу в Государственные высшие режиссерские мастерские, которыми руководил Мейерхольд. Одновременно он стал выходить на сцену театра, и Всеволод Эмильевич быстро понял, что перед ним – настоящий бриллиант.
Первые роли Эраста Гарина
Свои первые серьезные роли в театре Эраст Гарин сыграл в спектакле «Д.Е.) («Даешь Европу!»). Это было обозрение политической ситуации в мире, исполненное в жанре иронии. Автор не ошибся, использовав множественное число – дело в том, что в этой постановке Эраст Павлович сыграл аж семь ролей сразу! После премьеры он стал одним из ведущих актеров театра.
А спустя год к Эрасту Гарину пришла настоящая театральная слава – в 1925-м он сыграл Гулячкина в комедийной пьесе «Мандат».
По сюжету, семья Гулячкиных пытается приспособиться к новому укладу жизни, но не может забыть своего мещанского прошлого и мечтает о тех временах, когда «настанет старое время». На протяжении всего спектакля зал постоянно взрывался хохотом и аплодисментами – настолько яркой и живой была игра Эраста Гарина.
В 1926 году Эраст Павлович сыграл «Хлестакова», этот спектакль тоже шел с аншлагами.
Спустя более, чем десять триумфальных лет в театре Мейерхольда, в 1936 году, Эраст Павлович решил отправиться в самостоятельное плавание, выйдя из-под крыла Всеволода Эмильевича. Он перешел работать в Ленинградский театр комедии, который в наши дни называется Санкт-Петербургским академическим театром комедии имени Н.П. Акимова. В этом театре он будет работать актером и режиссером до 1949 года.
Гарин и Мейерхольд закончили свое сотрудничество мирно, а в жизни и вовсе остались друзьями.
В 1938 году театр Мейерхольда закрыли, самого его подвергли гонениям – в июне 1939 года Всеволода Эмильевича арестовали. Жена Мейерхольда пожаловалась в органы, после чего ее убили неустановленные лица.
Мейерхольда объявили врагом народа и приговорили к расстрелу. 1 февраля 1940 года состоялось заседание суда по его делу, а уже 2 февраля приговор был приведен в исполнение. Ему было 66 лет.
В 1956 году внучка режиссера добилась того, чтобы деда реабилитировали, его честное имя было восстановлено.
Когда в жизни Мейерхольда наступили черные дни, Эраст Гарин не отвернулся от давнего друга, несмотря на смертельный риск – дружить с теми, кто попал под колесницу НКВД, было очень опасно. Свой последний вечер на свободе Всеволод Эмильевич провел именно с Гариным: они обсуждали совместный кинодебют – фильм «Женитьба».
Эта лента была снята в 1937 году, с успехом прошла по кинотеатрам страны, но после начала расследования в отношении Мейерхольда картину запретили: ее изъяли из кинотеатров, прокатные копии и негатив уничтожили. До сих пор специалисты не сумели разыскать ни единой копии фильма «Женитьба».
После всего произошедшего Эраст Гарин вернулся в театральную режиссуру. Он поставил спектакль «Сын народа» и исполнил в нем главную роль. Эту работу зрители приняли очень тепло, и было решено снять фильм по мотивам спектакля. Фильм назвали «Доктор Калюжный».
Но великий и ужасный худсовет, который вершил судьбы актеров, запретил снимать Эраста Гарина в главной роли – члены комиссии сочли, что внешний вид артиста не соответствует образу положительного советского человека. Пришлось подбирать другого. В итоге эту роль сыграл актер Борис Толмазов, который мастерски скопировал повадки Эраста Гарина, тем самым отдав должное его таланту.
Когда фильм вышел на экраны, Эраст Павлович вместе с женой перебрался в Москву, где они вместе стали работать на студии «Союздетфильм» - теперь это Киностудия имени М. Горького.
В первые месяцы войны киностудию эвакуировали, и Эраст Павлович вернулся в столицу лишь в послевоенное время.
За свою карьеру Эраст Гарин выступил более, чем в двух десятках спектаклей, в последний раз он вышел на подмостки в 1956 году – это была роль в спектакле «Тень» по Е. Шварцу.
Эраст Гарин в кино
Впервые на телеэкранах Эраст Павлович появился в 1934 году – он сыграл роль адъютанта Каблукова в картине «Поручик Киже». Спустя три года был фильм «Женитьба», о котором говорилось выше, и с этого времени артист стал очень много сниматься. Картины с участием Эраста Гарина выходили ежегодно даже во время войны.
Конечно же, наиболее известной ролью Гарина стал наивный и добрый король в фильме «Золушка» (1947). Фразы, произнесенные незабываемым голосом Эраста Павловича, поклонники его творчества запоминают и цитируют:
- Ухожу! Ухожу немедленно в монастырь, если мои придворные ведут себя так плохо. Прощайте, сударыня!
- Мальчик-то как разрезвился!
- Связи связями, но надо же, в конце концов, и совесть иметь! Когда-нибудь спросят: «А что вы, собственно говоря, можете предъявить?» И никакие связи не помогут сделать ножку – маленькой, душу – большой и сердце – справедливым.
После этого фильма у Эраста Павловича было еще несколько второстепенных, но ярких ролей, в том числе – дедушка Кати в фильме «Девушка без адреса» (1957), профессор Мальцев в фильме «Джентльмены удачи» (1971), другие удачные образы. Всего в фильмографии актера более 40 работ.
Вместе со своей женой Хесей Локшиной Эраст Павлович срежиссировал восемь фильмов и написал сценарии к трем из них.
Помимо этого, Эраст Гарин озвучил почти полсотни героев мультфильмов. Его голосом говорят Гусь Мартин в «Заколдованном мальчике» (1955), Профессор в мультике «12 месяцев» (1956), Король Салерно в мультфильме «Исполнение желаний» (1957), Епископ в мультфильме «Дикие лебеди» (1962), Рак в «Дюймовочке» (1964), Ослик Иа из «Винни-Пуха» (1972) и многие-многие другие нарисованные персонажи.
В последние годы своей творческой карьеры Эраст Павлович был вынужден сосредоточить свои силы именно на озвучании. Дело в том, что в 1966 году, на съемках ленты Веселые расплюевские дни», Эрасту Павловичу неудачно попали в глаз крепким снежком. В результате этой травмы врачи были вынуждены удалить артисту глаз, а второй со временем почти перестал видеть.
Режиссеры перестали приглашать Эраста Гарина в свои фильмы, что, конечно же, было для него очень тяжелым ударом. Но артист взял себя в руки и, помимо работы над мультфильмами, переключился на сотрудничество с радио. Именно он положил начало такому жанру как монодраматический звуковой спектакль.
Личная жизнь Эраста Гарина
Личная жизнь Эраста Гарина походила на мелодраму. В ней было все – любовь, измены, страсти кипели, артист разрывался между работой и своими женщинами.
Первой женой Эраста Гарина стала режиссер и сценарист Хеся Александровна Локшина. Молодые люди познакомились у Мейерхольда. Они вместе учились, вместе писали сценарии, и совместное творчество переросло в романтические отношения. В 1922 году они поженились.
Современники этой пары вспоминали, что Эраст Павлович был абсолютно неприспособленным в бытовом плане. Все хозяйственные заботы легли на плечи Хеси Александровны. Однако она часто болела и те периоды, которые жена проводила в больнице, Эраст Гарин проживал в беспомощности и неухоженности.
Жизнь шла своим чередом, день проходил за днем, но однажды все изменилось. В 1935 году в театре Мейерхольда появилась 21-летняя Любовь Фейгельман. Увидев ее, Эраст Гарин потерял голову.
Девушку не смутил тот факт, что за ней ухаживает чужой муж, который на 12 лет старше нее, и они стали тайно встречаться. Эти отношения не закончились как мимолетная интрижка – спустя три года Любовь Саввишна родила актеру дочку.
Счастливый молодой отец, поддавшись чувствам, бросил свою Хесю и стал сожительствовать с Любой. Дочь назвали Ольгой, Эраст Гарин дал ей свою фамилию.
Еще до расставания с Эрастом Хеся пыталась сохранить семью – она увезла мужа в Ленинград, надеясь, что расстояние между ним и его пассией заглушит его пылкую страсть. Однако, все было напрасно – Гарин тосковал по своей возлюбленной, писал ей письма и помогал деньгами.
Но спустя шесть лет отношений, в 1941 году, артист понял, что не может жить без своей Хеси. Он отправился к ней, повинился, и бывшая супруга приняла Гарина обратно. Современники вспоминали, что она очень любила своего Эраста и не представляла рядом с собой никого другого. До конца жизни Хеся Александровна ни разу не упрекнула своего мужа в бесчестном поступке, а он всю свою жизнь поддерживал дочь и активно общался с нею.
Спустя несколько лет Любовь Фейгельман, которая стала известной под фамилией Руднева, стала успешным театроведом. В последние годы своей жизни она много болела. Дочь Эраста Гарина выбрала профессию искусствоведа, а также писала детские книжки.
Последние годы Эраста Гарина
Некоторые источники пишут, что свои последние годы Эраст Павлович провел в Рязани – там у него была квартира. Артист все время проводил в постели, окончательно утратив зрение. Он пребывал в депрессии, очень переживал, что его бросили и забыли.
Однако в 1979 году артист принял участие в съемках документального фильма о жизни и творчестве Вячеслава Тихонова.
В свои последние дни Эраст Павлович перестал разговаривать, жестами показывая, что ему нужно. Перед самой смертью вдруг поинтересовался, как сложилась жизнь Любы и их общей дочери.
Эраста Гарина не стало 4 сентября 1980 года. Ему было 78 лет. Артиста похоронили на Ваганьковском кладбище. Хеся Александровна пережила супруга на два года, а Любовь Фейгельман ушла из жизни в 2003-м.
Отшумела известность, прошла слава, утихли страсти, кончилась сама жизнь… Грустно осознавать, что все проходит, жаль, когда забывают великих артистов, и они уходят в забвении и одиночестве.
Но снова и снова у зрителей замирает сердце, когда добрый король, глядя на нас с экрана своим особенным взглядом, произносит фразу, которую несколько поколений нашей страны знает наизусть:
- Обожаю! Обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец…
На нашем канале вы найдете множество историй о судьбах актеров советского кино.
А если вы хотите подарить своему ребенку волшебный мир, населяющий радугу, проходите по ссылке, приобретайте мою книгу и отправляйтесь в путешествие!
https://www.litres.ru/67101609/?lfrom=977881207&ref_offer=1&ref_key=e3da1be1678969e1481df659e49a2a8fbfac988adf0a5b18e9529b6075b76dba
Доступна бесплатная ознакомительная часть
Приятного чтения!
Ваш Автор