Не всегда покинутые места напоминают оста(т)нки цивилизации. Бывает, что отсутствие людей идёт на пользу недостроям и заброшкам хотя бы в туристическом плане.
Пожалуй, самый известный в мире город-призрак — это Ангкор-Ват в Камбоджи. По факту это храмовый комплекс, возведённый ещё в прапраправека, но стабильно собирающий внимание туристов со всего света. Вход в город-храм-призрак возможен только в составе групп и в сопровождении гида, но кого это когда останавливало? Популярности Ангкор-Вата способствовали два фактора: его таинственность, даже закрытость, и кинематографичность. На территории храмового комплекса снимали «Лару Крофт» (первую, каноническую, с Анджелиночкой). А таинственность объясняется постоянно проводимыми на территории Ангкора археологическими работами — исследования комплекса продолжаются и поэтому некоторые локации просто закрыты для посещения (а мы помним, что ужасно интересно всё то, что неизвестно). Но это не мешает нищим со всей страны (Камбоджа — очень бедная страна, не оправившаяся до сих пор от террора красных кхмеров, поэтому для очень и очень многих местных жителей попрошайничество - единственный способ выживания) приезжать сюда и тянуть руки к проходящим туристам, а ночью спать где придётся (приходится обычно внутри Ангкор-Вата). Фактически это даже не город, но как будто и город. Он призрак, но живее всех живых. И один из самых фотографируемых объектов в мире благодаря уникальной прекрасно сохранившейся архитектуре: каждое утро и вечер тысячи туристов делают снимки солнца над заострёнными крышами древнего комплекса (на приспособленных под это дело локациях творится адище с толкотнёй и ором).
На постсоветском пространстве самый главный город-призрак — это Припять (в глобальном поп-культурном смысле Чернобыль). Кино и фантастическая литература превратили покинутый городок в место, где живут мутанты, куда прилетают НЛО и откуда берут начало все страхи. Сериалы и полнометражные фильмы сделали из трагедии аттракцион, ведь заполненный радиацией город — это полноценная декорация для шикарных хорроров. Ну и для лайфстайл-видосов: Припять облюбовали сталкеры, снимающие полноценные доксериалы в покинутых домах. Это страшно и интересно — энтузиасты восстанавливают разрушенные дома и квартиры, живут в них, скрываясь от патрулей, и заодно поставляют очень годный контент по мотивам своих авантюр. Сталкеры, по большому счёту, не показывают что-то новое — архитектура в Припяти типичная, советская, серая, — но налёт ужаса и опустошения делает из однообразных панелек и заброшенных больниц что-то потустороннее, как-будто даже и не совковое. Колесо же обозрения стало киносимволом ужаса (выдуманного) этих мест, на фоне которого часто шастают (в фильмах) собаки-мутанты. А что люди? Обычные люди живут в зоне отчуждения — возделывают огороды, держат кур, встречают редких гостей, не думают про радиацию.
Ну а теперь давайте про менее известные города-призраки, которые можно посетить и в некоторых даже пожить.
Анаклия, Грузия
В прекрасной Грузии самый популярный из курортов — это Батуми. Переполненный в сезон, шумный и, честно говоря, не особо интересный. В своё время руководство республики решило перенаправить туристические потоки, открыв невиданный по размаху курорт Анаклия на месте одноимённого посёлка. Звучали заявления, что такого Чёрное море ещё не видело — и дорого, и богато, и с размахом обещали отстроить инфраструктуру для платёжеспособных товарищей. Говорят, что в планах было возвести жилья на полмиллиона человек и заселить его исключительно экспатами (айтишниками, поэтами, журналистами, фотографами и другими б̶е̶з̶р̶а̶б̶о̶т̶н̶ы̶м̶и̶ творческими удалёнщиками). Слова не расходились с делом — территория с привлечением инвестиций стала активно осваиваться и облагораживаться, открытые впопыхах отели принимали гостей. Концепты развития нового курорта были до неприличия амбициозными. Часть из них начали даже реализовывать и, к чести, сделали многое — проложили широченные проспекты и обустроили шикарную набережную, украшенную коваными деревьями, упаковали центр курортного городка в малоэтажную застройку, навтыкали роскошных гостиниц. Дальше проект забуксовал, и сегодня, кроме лютого ветра, по курорту почти никто не гуляет. Самое примечательное во всём городке — это построенное футуристическое здание ресторана, издалека напоминающее то ли глаз, то ли летающую тарелку на ножке. И ресторан, и набережную спроектировал российский архитектор Александр Бобыкин в конце десятых годов, но в 2011-м весь курорт впал в спячку, но не летаргическую — в 2020 году в футуристическом ресторане был смонтирован лифт, а в 2024 году продолжались строительные работы на набережной.
Акармара, Абхазия
Война разорила всю Абхазию — регион стал магнитом для сталкеров, исследующих заброшки. Даже в центре Гагры есть огромный старинный дом, позабытый-позаброшенный людьми, которые тысячами проходят мимо. Есть в частично признанной республике и целые покинутые города. Их несколько, но чаще всего туристов возят в Акармару (арендовать минивэн с индивидуальным сопровождением на весь день можно примерно за 15 тысяч рублей) — заброшенный шахтёрский городок, утопающий в зелени. Основанный в 1938 году, посёлок активно развивался и считался элитным: дома и общественно значимые здания возводили не в типичной для СССР стилистике, а более помпезно, вычурно, нарядно и с легкой копипастой с европейской архитектуры (проектировали и строили часть зданий пленные немцы, отсюда и плагиат). То, что осталось в городке сегодня, пытаются сохранить как аттракцион для туристов. Но всё равно заброшенные шахты и заводы, дома и дворец культуры, магазины и высокие красивые заборы постепенно поглощает природа, хотя здесь ещё теплится жизнь: по некоторым данным, в городе-призраке проживает около 30 человек. Договоритесь — они пустят на постой.
Forest City, Малайзия
Землю для нового ультрасовременного города буквально отвоевали у воды — все здания Forest City стоят на искусственных островах, созданных на болотистой прибрежной земле. Проект представили в 2006 году, через десятилетие запустили строительство, потратив на это $100 миллиардов. На бумаге всё было волшебно — Forest City должен был состоять из небоскрёбов с умной системой органического охлаждения с садами на фасаде, полем для гольфа, тенистыми парками и прочими атрибутами красивой жизни мегаполиса. В построенных небоскрёбах должны были разместиться до 700 тысяч человек, но что-то пошло не так. А что пошло не так? Вмешались политические силы, которые, как известно, посильнее природных: правительство Китая запретило тратить более $50 тысяч в год вне своей страны, поэтому продажи недвижки в новом городе Малайзии очень сильно упали. Где связь, спросит читатель? Она прямая — Forest City задумывался как резиденция для китайского среднего класса, который вдруг оказался невыездным для этого проекта. А малайзийцы просто не в состоянии купить эти хоромы — цены на апартаменты в чудо-городе доходят до $1,4 миллиона.
Неустойчивая почва тоже дала о себе знать: на современных зданиях поползли трещины, после случилась пандемия, и продажи квартир просто рухнули. В то время в городе проживало не более 500 человек, сегодня, по некоторым данным, до 9000 человек, включая обслуживающий персонал. Хотя обслуживать тут, прямо скажем, нечего: огромные моллы стоят пустые, в небоскрёбах пустуют целые этажи, в аквапарке нет воды, а на пустынные пляжи повылезали крокодилы (но они в обслуживании не нуждаются). Но не бросать же вложенные деньги и отстроенные небоскрёбы? Квартиры здесь продолжают втюхивать, а привлекательности городу пытаются придать гольф-турнирами и фестивалями. Здесь даже снимали реалити для Netflix, но жителей это не особо прибавило — люди считают место жутким и безжизненным. Упомянутые сады на зданиях тоже присутствуют, но они стихийные и самозанятые. Ну а так заезжай и живи, никто не будет против.
Автор материала: Денис Фокин