На прошлой неделе я впервые побывала в Московском Доме Музыки и он произвёл на меня невероятное впечатление.
Это чудесное место, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Я даже не представляла, что на набережной Москвы-реки есть такой храм искусств, как Дом Музыки.
В Дом Музыки я, может быть, так и не попала бы, если бы там не проходил концерт оркестра русских народных инструментов имени Некрасова. Дело в том, что я тоже когда-то была участницей подобного творческого коллектива и с отличием окончила музыкальный колледж по классу баяна, а затем Челябинскую Государственную академию культуры и искусств по классу оркестрового дирижирования. И хоть я давно не работаю по специальности, а любовь к музыке живёт во мне и по сей день.
Дом Музыки
Московский международный Дом Музыки находится в столице на Космодамианской набережной и найти мне его не составило особого труда.
Как оказалось, Дом Музыки был открыт в Москве относительно недавно. Он распахнул свои двери в 2002 году и стал первым и единственным в России центром исполнительских искусств по аналогии с Кеннеди-центром в Вашингтоне.
Но мне кажется Московский Дом Музыки выглядит ещё более впечатляющим, чем любое другое учреждение культуры. Он занимает огромную территорию, на которой расположены четыре зала - Светлановский, Шнитке, Камерный и Театральный. А концерт оркестра народных инструментов имени Некрасова состоялся в зале Шнитке.
Воскресенье
В Дом Музыки я приехала почти за два часа до начала концерта. В места, в которых я никогда не бывала, я всегда прихожу заранее на случай, если в дороге произойдут непредвиденные обстоятельства или мне придётся долго искать цель своего визита. И признаться, когда я дошла до набережной Москвы-реки, я ошибочно приняла стоящую рядом высотку за Дом Музыки.
А потом я перешла через дугообразный мостик и поняла, что Дом Музыки скрывается за высоткой и представляет из себя целый комплекс зданий.
Теперь мне предстояло найти один из четырёх залов, в котором состоялся концерт народного оркестра - зал Шнитке. Но тут на помощь мне пришли зелёные стрелочки с надписями.
Космодамианская набережная
Как оказалось, для того, чтобы зайти в зал Шнитке, надо обойти Дом Музыки. А для этого надо было спуститься к набережной Москвы-реки, что я и сделала.
Я насладилась великолепным видом, который открывается с Космодамианской набережной на уже знакомые мне достопримечательности. Известная во всём мире сталинская высотка на Котельнической набережной на сей раз предстала передо мной совсем с иного ракурса. Я же привыкла видеть её с Большого Москворецкого моста, а теперь она возвышалась передо мной с Космодамианской набережной.
При свете огней Дом Музыки выглядит особенно эффектно и деревья на набережной придают ему таинственность и загадочность.
Квартет музыкантов
Новогоднему настроению способствуют светодиодные фигуры на территории Дома Музыки. Но даже они имеют самую прямую связь с музыкой.
В светодиодных человечках без труда можно узнать исполнителей на музыкальных инструментах.
Слева направо устроился квартет, в состав которого входят исполнители на контрабасе, трубе, гитаре и саксофоне.
Зал Шнитке
Концерт начинался в семь вечера, но пускать в здание зала имени Шнитке начали в шесть. По обыкновению, в целях безопасности все гости Дома Музыки прошли через рамку металлоискателя. А мой рюкзак попросили открыть и проверили его содержимое.
До начала концерта у меня было более, чем достаточно времени, чтобы погулять по фойе и рассмотреть обстановку здания, в котором находится зал Шнитке.
Моё внимание привлекло художественное полотно, в котором без труда можно было узнать Арлекино.
А по обе стороны от картины стоят довольно необычные скульптуры, которые надо изучить детально, чтобы уловить их суть.
Меланхолия - неприятное и непонятное состояние человека. И именно так называется одна из скульптур, которая стоит в фойе здания.
Но зато экспозиция "Мужской портрет" выглядит понятной и лаконичной.
Зелёная фигура из текстиля, дерева и металла под названием "Девушка с коромыслом" тоже привлекла моё внимание.
В красном силуэте без труда можно узнать "Девушку с веслом".
В фойе также работал буфет, но мне было не до него. Мне не терпелось поскорее пройти в зал Шнитке и вновь увидеть до боли знакомые мне русские народные музыкальные инструменты, на которых я когда-то играла.
В зале Шнитке
Среди первых зрителей я прошла в зал и начала его изучать. Зал Шнитке оказался небольшим. Он больше напоминает конференц-зал, и он мне напоминает малый зал в музыкальном колледже, в котором я училась.
Моё место было в четвёртом ряду и я порадовалась, что не дальше. Мне же хотелось получше рассмотреть музыкантов оркестра русских народных инструментов и вспомнить годы учёбы в музыкальном колледже и академии культуры и искусств!
Оркестр
В семь вечера на сцену начали выходить участники оркестра и моё сердце наполнилось особой теплотой. Какими же родными мне они показались! Я как будто знала всех этих музыкантов всю свою жизнь! Как будто сидела с ними бок о бок в оркестре!
Я вновь увидела домры, балалайки, и, конечно же, баян, на котором училась.
Академический оркестр русских народных инструментов имени Некрасова Телерадиоцентра "Орфей" был основан в победоносносном 1945 году и в этом году он отметил 80-летний юбилей.
В честь выдающегося дирижёра Николая Николаевича Некрасова, который руководил оркестром около сорока лет, творческому коллективу Телерадиоцентра "Орфей" было присвоено его имя. А с 2023 года художественным руководителем и дирижёром является Евгений Волчков. На мой взгляд, он настолько эмоциональный и артистичный, что является главным украшением оркестра русских народных инструментов имени Некрасова.
Дирижёр - это и лицо оркестра, и артист, и руководитель коллектива. Он ведёт за собой целый оркестр. Он вожак! И Евгений Волчков блестяще исполняет функции дирижёра. А в музыкальном училище и в академии музыки имени Гнесиных он учился по классу домры. За высокое исполнительское мастерство немецкие критики назвали Евгения Волчкова "Паганини на домре".
Концерт
Зрительный зал Шнитке был полон. Не было ни одного свободного места и я проверяла это на сайте Дома Музыки незадолго до начала концерта. Все билеты были проданы.
Концерт состоял из двух отделений и на сцене зала Шнитке прозвучала музыка Италии, Испании и стран Латинской Америки. Практически все эти произведения у всех на слуху и мне приятно было услышать их в исполнении оркестра народных инструментов.
Бытует мнение, что если речь идёт об оркестре русских народных инструментов, то такой музыкальный коллектив способен исполнять только фольклор, но это далеко не так. Оркестру народных инструментов, как и симфоническому, подвластно всё, и в этом можно было убедиться на концерте в Доме Музыки.
Оркестр народных инструментов даже исполнил отрывок из известной оперы Жоржа Бизе "Кармен". И это было исполнено так мощно, так блестяще, словно звучал целый симфонический оркестр.
O sole mio
Особый восторг у зрителей вызвали песни на итальянском языке. Они у всех на слуху. Их эмоционально исполнил Александр Захаров в сопровождении оркестра народных инструментов.
"Аранхуэс"
Не менее эмоциональным и задушевным было исполнение песен на испанском языке. И все они отлично нам знакомы. Одна лишь "Аранхуэс" Жоакуина Родриго чего стоит.
Невозможно передать словами, какие чувства пробудила у меня эта песня. Казалось, сами небеса исполняли "Аранхуэс" - настолько это было проникновенно.
"Гранада"
Грандиозная и величественная "Гранада" известна всем. Это словно гимн Испании, её страстному народу, богатой культуре, менталитету. "Гранаду" блестяще исполнил Александр Захаров в сопровождении оркестра русских народных инструментов имени Некрасова.
"Свадьба Луиса Алонсо"
Бурю эмоций абсолютно у всех зрителей вызвало известное всем произведение Херонимо Хименеса "Свадьба Луиса Алонсо". Его блестящее энергичное звучание полностью передаёт праздничный испанский дух.
"Голубка"
Кубинская народная песня известна всем. И она всегда входит в репертуар исполнителя на домре, потому что её обработка принадлежит известному российскому домристу Александру Цыганкову.
На сцене зала Шнитке тоже прозвучала задушевная, но такая кокетливая мелодия "Голубки", которую я помню со времён учёбы в музыкальном колледже.
Астор Пьяццолла
Король аргентинского танго в представлении не нуждается. Его музыка никого не может оставить равнодушным. Она у всех на слуху. Я обожаю танго Астора Пьяццоллы и несколько из них исполняла, когда училась в музыкальном колледже.
А на сцене зала имени Шнитке прозвучало одно из самых известных танго Астора Пьяццоллы "Adios nonino". Солист на гармонике под названием бандонеон в духе аргентинского танго исполнил бессмертный шедевр Короля танго.
Финал
Заключительное произведение в исполнении оркестра народных инструментов имени Некрасова на мотивы бразильского карнавала было феерическим, как и подобает коллективу такого уровня. Евгений Волчков показал свой блестящий дирижёрский талант во всей красе. Зрители долго не хотели отпускать творческий коллектив и его руководителя со сцены.
Я провела восхитительный вечер под сводами Дома Музыки.
Оркестр русских народных инструментов имени Некрасова под управлением Евгения Волчкова всколыхнул мои воспоминания и затронул самые тонкие струны души.
Благодарю за внимание. Буду искренне признательна за лайки и подписку на мой канал. Впереди вас ждёт много интересного.