Найти в Дзене
Юрий Кот

Русское экономическое чудо - нефть, газ и умный работящий народ!

Канал Графономика дал интересную статтстику: "Все много раз слышали про «польское экономическое чудо», суть которого — собрать деньги со всего ЕС, технологии из Германии, рабочие руки из Украины и направить на развитие этой восточноевропейской страны. Результат — ускоренный экономический рост, длящийся уже два десятилетия. Однако мало кто слышал о «российском экономическом чуде», а оно произошло: за последние два десятилетия прирост производительности труда в России аналогичен польскому — это расчёты Международной Организации Труда (МОТ) — структуры ООН. Методология МОТ достаточно прозрачна: берём ВВП в каждый конкретный год, делим на число трудящихся, получаем сумму ВВП, созданного рабочим местом в экономике, с поправкой на паритет и инфляцию (в реальных долларах 2021 года). Тут важно понимать контекст в котором произошло русское экономическое чудо: никто не дотировал российскую экономику, не открывал ей рынки, не создавал преференций. Напротив, Россия дотировала страны Европы и

Канал Графономика дал интересную статтстику:

"Все много раз слышали про «польское экономическое чудо», суть которого — собрать деньги со всего ЕС, технологии из Германии, рабочие руки из Украины и направить на развитие этой восточноевропейской страны. Результат — ускоренный экономический рост, длящийся уже два десятилетия. Однако мало кто слышал о «российском экономическом чуде», а оно произошло: за последние два десятилетия прирост производительности труда в России аналогичен польскому — это расчёты Международной Организации Труда (МОТ) — структуры ООН.

-2

Методология МОТ достаточно прозрачна: берём ВВП в каждый конкретный год, делим на число трудящихся, получаем сумму ВВП, созданного рабочим местом в экономике, с поправкой на паритет и инфляцию (в реальных долларах 2021 года).

Тут важно понимать контекст в котором произошло русское экономическое чудо: никто не дотировал российскую экономику, не открывал ей рынки, не создавал преференций. Напротив, Россия дотировала страны Европы и США через размещение своих ЗВР, постоянные утечки капиталов, а в ответ с 2014 года получала санкции, то есть ограничения. Более того, прямо сейчас российская экономика дотирует Китай и Индию, продавая туда нефть и газ с дисконтами. Дотирует Турцию, ОАЭ и Казахстан, покупая у них посреднические услуги на миллиарды долларов по подмене накладных. Дотирует Таджикистан, Армению и Казахстан, покупая подсанкционную продукцию через эти страны.

При этом есть очень распространённое заблуждение, что российскую экономику «пушат» лишь нефть и газ, и все жители страны — это такие северные шейхи, живущие на нефтяную ренту. Но против этого постулата работает пример Саудовской Аравии, где нефти на жителя больше, а производительность труда (ВВП по ППС) на одно рабочее место за последние два десятилетия резко снизилась. Другой пример — ресурсные Бразилия и Мексика: имея как природные, так и трудовые богатства, огромный рынок сбыта — США и инвестиции от туда же. Но эти страны не смогли сделать качественный скачок, аналогичный российскому (и польскому). То есть Россия живёт не только нефтью и газом.

Показателен пример Индии и Китая. Стартуя с одной базы в 2005 году, Китай за 20 лет обошёл Индию в производительности труда в два раза к 2025 году. Однако, пройдя огромный путь, средний китаец до сих пор создаёт вдвое меньший ВВП в год, нежели средний работающий россиянин, и в четверо меньший, нежели американец.

-3

Сколько бы лет Россия ни слазила с нефтяной иглы, нефтегазовый сектор — это основа нашей экономики. Так было, так есть и так будет.

🔸Первое — нефтегаз — создаёт 15–20 % ВВП и при этом занимает лишь 1,5 % рабочей силы. То есть 600 тысяч россиян своим трудом создают пятую часть пирога, который потом ровным слоем распределяется через пенсии, пособия и зарплаты по всей экономике страны.

🔸Второе — нефтегаз — основа российских инвестиций. Заметно больше половины всех прямых инвестиций в российской экономике приходится на компании, представленные в списке (список не полный, не представлены данные Ямал-СПГ). Поэтому их самочувствие определяет темпы развития остальной экономики. На эти инвестиции строятся заводы, дороги, трубопроводы и города.

🔸Третье — нефтегаз — это источник валютной выручки на которую потом покупаются станки, оборудование, автомобили и бананы.

🔸Четвертое — нефтегаз — это концентрированный капитал: годовая выручка «Газпрома» — 10,7 трлн рублей, столько же выручает 150 компаний «хвоста» рейтинга #ТОП400.

🔸Но российская экономика усложняется, постепенно растёт число переделов. Например, неплохо себя чувствуют производители удобрений — активно экспортирующие первый–второй передел природного газа, азотные удобрения. Постепенно развивается нефте-газохимия, экспорт трубного газа заменяется экспортом СПГ.

🔸Бенефициары дешевой энергии — производители чёрных и цветных металлов, стройматериалов и другой энергоёмкой продукции. Даже для АПК основные затраты — дизель для техники и газ — для отопления и сушки. Поэтому значение нефти и газа в России не надо преуменьшать. Это база российской экономики. И хорошо, что другие экономические субъекты постепенно начинает этой базой пользоваться и получать выгоду.

🔸Нефтяники и газовики в 2024 году чувствовали себя средне. С одной стороны, все крупные компании отработали с прибылью, с другой — темпы роста выручки на уровне инфляции (спасибо сделка ОПЕК+). Если рост был чуть быстрее, то, вероятно, он был восстановительным, как у «Газпрома».

🔸Сектор в эпицентре санкционного кризиса, принимая на себя удары повсеместных рестрикций. Однако это закономерно: Россия много лет целенаправленно выстраивала стратегию продажи нефти и газа за американские доллары при этом на очень ограниченное число рынков. И вся эта многолетняя стратегия буквально за один день «превратилась в тыкву».

То, что российский нефтегаз смог адаптироваться буквально за пару лет к новым рынкам, логистике, расчётам — это чудо. Разгребать завалы нужно будет еще несколько лет, однако в итоге этот стресс пойдет российскому нефтегазу и его смежникам на пользу".

" Здесь все важно и интересно.

Первое - углеводороды (энергия) действительно являются первичной стоимостью, на которой строится вся цепочка производства мировой стоимости.

Проще говоря, от цены на нефть и газ зависит цена конечного продукта на продажу для потребителя. Первичной стоимостью являются все природные ресурсы, но нефть и газ первые среди первых, потому что добыча природных ресурсов тоже требует энергии, то есть стоимость нефти и газа входит в первичную стоимость всех природных ресурсов.

Углеводороды создают инвестиционное пространство роста не только в России, как это отметила уважаемая Графономика, но и во всем мире. Чем выше цена нефти и газа, тем меньше темпы промышленного роста. Как пример можно привести расчёты аналитиков Credit Suisse, подсчитавших, что до начала украинского конфликта и санкционной войны с Россией Германия, закупая в России газ на 20 млрд долларов, производила на его основе прибавочную стоимость на 2 трлн долларов.

Стократная разница, на которой строилась вся экономика Германии, которая рухнула буквально на наших глазах после санкций и резкого подорожания газа. Специфика углеводородов, как основы всей цепочки производства мировой стоимости, хорошо описана в книге "Нефть и мир".

Крутаков называет эту специфику дефляционным эффектом, а нефть - дефлятором экономическим, доказывая, что игра с ценами на нефть приводит к глобальном скачку всех цен, то есть является игрой с нулевой суммой.

Второе - нефть и газ действительно не только энергия, но и нефтехимия. Уже в начале прошлого века "Стандарт Ойл" производила на основе нефти около 300 продуктов (краски, растворитель, анилин, свечи и т.д.). Сегодня таких продуктов намного больше. Это медикаменты, пластмассы, удобрения, гербициды и пестициды, подгузники и пустышки.

Мир вокруг нас создан нефтью и на основе нефти. Уберите нефтехимию и в мир вернется неурожайность, периодические вспышки голода и смертоносных эпидемий, средний возраст жизни человека резко обрушится. Нефть и газ - ценнейшие системообразующие ресурсы, и правильно их использовать, прежде всего, на территории России.

Ещё в начале прошлого века, когда Ротшильды предлагали качать на экспорт сырую нефть из Баку, русские промышленники ответили однозначно: Все добавочные продукты, производимые из нефти, должны производиться на территории России и силами русских.

Третье - Россия действительно сегодня является рентной страной (спасибо деиндустриализации 90-х годов). Это не хорошо и не плохо. Это факт. Факт, удержавший страну от срыва в пропасть и распада. Только колоссальные энергоресурсы позволили России устоять после краха 90-х и вернуть себе статус мировой державы (во многом случайно, по воле Бога, но это отдельная большая тема).

Вопрос не в том, что у нас много природных ресурсов. Вопрос в том, как мы используем свое глобальное конкурентное преимущество (природную рента). Одно дело, если бОльшая часть этой ренты идёт в офшоры, на покупки дворцов на Темзе и вилл на Сардинии. Другое - если она ведёт к росту внутреннего контура производства, инвестируется в промышленность, авиа- и машиностроение, о чем и пишет Графономика.

После начала санкционной войны с Россией процесс переформатирования национальной экономики действительно стал набирать обороты. Вопрос в динамике, то есть в долевом распределении природной ренты (личные интересы - общественная значимость). Здесь умолкаем..." - пишет канал Буровая.

А я вам хочу сказать, что мы недооцениваем не только возможности нашей страны, но и потенциала нашего народа. Данные размышления приотрывают завесу того, почему мы не по зубам Западу. Это для нас не повод расслабиться. Учитывая саму ситуацию, наш народ в массе своей ещё даже не начинал напрягаться. Это возможность осознать и целеустремлённость включить передачу повыше в нашем движении к благополучия и победе.