Найти в Дзене
Julia Bolshakova

Только один упал в обморок

Эксперимент Эндрю Юра и Джеймса Джеффрея Эксперимент Эндрю Юра и Джеймса Джеффрея: попытка «оживить» мертвеца с помощью гальванизма 4 ноября 1818 года в анатомическом театре Университета Глазго состоялся один из самых резонансных и жутких экспериментов эпохи раннего гальванизма. Два шотландских врача и исследователя — Эндрю Юр (Andrew Ure) и Джеймс Джеффрей (James Jeffray) — провели опыт по гальваническому воздействию на труп казнённого через повешение убийцы Мэтью Клайдсдейла (Matthew Clydesdale). В конце XVIII — начале XIX века научное сообщество было охвачено энтузиазмом по поводу «животного электричества» — явления, открытого Луиджи Гальвани. Его опыты с лягушачьими лапками показали, что электрический ток способен вызывать мышечные сокращения даже в мёртвых тканях. Это породило волну экспериментов и надежд: многие учёные и обыватели всерьёз полагали, что электричество может вернуть жизнь умершему организму. Литературным отражением этих идей стал роман Мэри Шелли «Франкенштейн» (18
Эксперимент Эндрю Юра и Джеймса Джеффрея
Эксперимент Эндрю Юра и Джеймса Джеффрея

Эксперимент Эндрю Юра и Джеймса Джеффрея: попытка «оживить» мертвеца с помощью гальванизма

4 ноября 1818 года в анатомическом театре Университета Глазго состоялся один из самых резонансных и жутких экспериментов эпохи раннего гальванизма.

Два шотландских врача и исследователя — Эндрю Юр (Andrew Ure) и Джеймс Джеффрей (James Jeffray) — провели опыт по гальваническому воздействию на труп казнённого через повешение убийцы Мэтью Клайдсдейла (Matthew Clydesdale).

В конце XVIII — начале XIX века научное сообщество было охвачено энтузиазмом по поводу «животного электричества» — явления, открытого Луиджи Гальвани. Его опыты с лягушачьими лапками показали, что электрический ток способен вызывать мышечные сокращения даже в мёртвых тканях. Это породило волну экспериментов и надежд: многие учёные и обыватели всерьёз полагали, что электричество может вернуть жизнь умершему организму.

Литературным отражением этих идей стал роман Мэри Шелли «Франкенштейн» (1818), где учёный создаёт живое существо из мёртвых тканей с помощью некой «электрической энергии». Хотя Шелли не детализировала научный механизм, её книга зафиксировала общественные страхи и ожидания, связанные с гальванизмом.

Ход эксперимента

Труп Клайдсдейла, казнённого за убийство Александра Лава, доставили в анатомический театр спустя всего 10 минут после повешения. Юр и Джеффрей использовали вольтов столб (раннюю батарею) и металлические стержни, чтобы подавать ток на различные нервы и мышцы тела.

Вот как сам Эндрю Юр описывал результаты в своих записях:

«Каждый мускул тела взволновался судорожными движениями, напоминающими сильную дрожь от холода… При перемещении <находившегося под напряжением> прута от бедра к пятке… нога резко распрямилась с такой силой, что чуть не опрокинула одного из помощников, тщетно пытавшегося её удержать…

При возбуждении надглазничного нерва каждый мускул на его лице одновременно пришёл в страшное движение; ярость, ужас, отчаяние, тоска и жуткие усмешки отвратительно сменяли друг друга на лице убийцы, намного превосходя самые смелые творения Фюзели или Кина <самого знаменитого готического художника и прославленного трагического актера того времени>.

В этот момент несколько зрителей были вынуждены покинуть помещение из‑за страха или тошноты, а один джентльмен упал в обморок».

Мышечные сокращения:

Нога распрямилась с такой силой, что едва не сбила с ног помощника.

Пальцы двигались «так быстро, как пальцы скрипача»

Лицевые гримасы: стимуляция надглазничного нерва вызвала череду ужасающих выражений — от ярости до мучительной усмешки.

Имитация дыхания: при воздействии на диафрагмальный нерв грудь и живот начали ритмично подниматься и опускаться, создавая иллюзию дыхания.

Реакция публики и научное значение

Эксперимент вызвал шквал эмоций:

часть зрителей в ужасе покинули зал;

один человек потерял сознание;

среди медиков и обывателей распространились слухи о «воскрешении мертвецов».

С научной точки зрения опыт Юра и Джеффрея:

подтвердил, что электрический ток может возбуждать нервы и мышцы даже после смерти;

показал, что реакция зависит от времени, прошедшего с момента смерти (чем раньше — тем сильнее эффект);

заложил основы для будущих исследований в области реанимации и нейрофизиологии.

Этот эксперимент стал одним из последних громких опытов в духе «гальванической лихорадки». Вскоре подобные демонстрации начали считать этически спорными и даже «сатанинскими», что привело к их постепенному исчезновению.

Тем не менее, они:

повлияли на развитие электромедицины (например, дефибрилляции);

вдохновили художественные образы (от «Франкенштейна» до современных научно‑фантастических сюжетов);

напомнили о тонкой границе между наукой и этикой в исследованиях жизни и смерти.

Таким образом, эксперимент Юра и Джеффрея остался не только курьёзом истории, но и важным этапом в понимании взаимодействия электричества и живой ткани.