Имя выдающегося советского композитора армянского происхождения и талантливого педагога Арама Ильича Хачатуряна хорошо известно не только страстным почитателям классической музыки. Его гениальные музыкальные произведения без промедления обретали невероятную популярность. Восхитительные «Танец с саблями» и «Лезгинка» из балета «Гаяне», «Адажио» и «Вариации Эгины» из балета «Спартак», блистательный «Концерт для скрипки с оркестром покоряют сердца слушателей с первых звуков. Впрочем, данный перечень впечатляющих творений Хачатуряна, необходимо дополнить ещё одним произведением великого маэстро, которое очаровывает и пленяет человеческие души. Это «Вальс» из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
Историю вальса Арама Хачатуряна, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая история
В 1941 году исполнялось ровно сто лет со дня безвременной кончины великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. Московский театр им. Евгения Вахтангова к этой трагической годовщине решил возобновить постановку его бессмертной драмы «Маскарад». Занявший не так давно должность главного режиссёра Рубен Николаевич Симонов захотел поменять музыкальный материал, ранее звучавший в спектакле, а поскольку он хорошо был знаком с творчеством Хачатуряна, то сочинение музыки режиссёр поручил именно ему.
Арам Ильич, который в то время уже проявил себя как блистательный театральный композитор, умевший превосходно чувствовать и вживаться в сценические постановки, с удовольствием принял это предложение. Во-первых, он очень любил вахтанговский театр, а во-вторых, восхищался гениальным произведением прославленного поэта. Хачатурян видел этот спектакль в 1938 году и был немного удивлён, почему Александр Глазунов, сочинивший музыку к постановке Всеволода Мейерхольда, сам не написал вальс, а ведь о нём так взволнованно говорила главная героиня. В пьесе был использован знаменитый «Вальс - фантазия» М.И. Глинки.
К работе над заказом вахтанговского театра Хачатурян приступил без промедления и трудился очень увлеченно, хотя небольшие сложности он всё же испытывал и именно с сочинением вальса. Арам Ильич желал создать что-то новое, достойное, но в голове ничего стоящего не возникало. Нужная мелодия пришла на ум композитору неожиданно, вовремя сеанса, когда он позировал художнице, писавшей его портрет. Это тема в знаменитом вальсе стала второй. В дальнейшем музыка сочинялась очень быстро и 21 июня 1941 года она прозвучала на премьере драмы «Маскарад». А затем началась страшная война, которая предрешила участь спектакля. Однако в 1943 году композитор наиболее интересные номера из музыки к драме пересочинил для концертного исполнения и сформировал их в сюиту.
Интересные факты
• Свой восхитительный вальс к драме М. Лермонтова «Маскарад» композитор посвятил Алле Александровне Казанской – замечательной актрисе, исполнявшей роль Нины Арбениной.
• К большому сожалению, жизнь спектакля театра им. Е. Вахтангова по драме М. Лермонтова «Маскарад, премьера которого состоялась на самом кануне Великой Отечественной войны, была очень недолгой. Во время налёта вражеской авиации в ночь на 24 июля, спасая людей, погиб заслуженный артист России Василий Куза – исполнитель роли князя Звездича. Кроме того, здание театра во время этого обстрела было сильно разрушено.
• Художницу, писавшую портрет Арама Ильича Хачатуряна, во время сеанса позирования которой композитор «услышал» одну из тем своего знаменитого вальса, звали Евгения Владимировна Пастернак. Она была первой женой выдающегося поэта и автора знаменитого романа «Доктор Живаго» Пастернак Бориса Леонидовича.
• Михаил Лермонтов создал глубочайшую драму «Маскарад» будучи очень молодым человеком - в то время ему исполнился всего 21 год. Пьеса тут же попала под цензурный запрет, и, хотя драматургу пришлось трижды её переделывать, ни в печати, ни на сцене автор её так и не увидел. Цензура запрещала драму по той причине, что считала недопустимым критические замечания против энгельгардтовских костюмированных балов, которые посещали члены царской семьи. К тому же высказывалось мнение, что в драме описывался случай в действительности происшедший в Санкт- Петербурге.
• В 1982 году ученик Арама Хачатуряна армянский композитор Эдгар Оганесян создал партитуру к балету «Маскарад». В её основу была положена музыка к драме, а также фрагменты из других произведений выдающегося маэстро. Хореографический спектакль впервые поставили в театре оперы и балета г. Одессы. Премьерный показ состоялся весной того же 1982 года.
Содержание
Арам Хачатурян, составив свою сюиту из пяти наиболее ярких номеров, звучащих в музыкальном оформлении спектакля, открыл её именно вальсом. Это произведение по праву считается одним из наиболее эффектных творений композитора. Его музыка не столько танцевальна, сколько изобразительна, поскольку колоритно отражает весь драматизм лермонтовской пьесы. Мелодический материал вальса загадочно-прекрасен, но в то же время в нём чувствуется что-то демоническое.
Композиция, которую автор заключил в трёхчастную форму и выбрал для неё поэтически грустную тональность ля минор, открывается небольшим двенадцатитактовым вступлением. Уже с первых тактов музыка мгновенно захватывает слушателей. Настойчивые мотивы, словно качаясь на высоких волнах, подготавливают начальный раздел вальса. Его гибкая, неистово страстная и стремительно взлетающая мелодическая линия первых фраз произведения наполнена тревожными предчувствиями трагического исхода. Она, сопровождаемая сдержанным аккомпанементом и звучащая в исполнении скрипичной группы, непрестанно разрастается в динамичном движении. Следующая затем средняя часть первого раздела вальса по своему характеру значительно отличается от предыдущего музыкального материала. Развевающаяся мелодия, представленная двумя восьмитактовыми предложениями, живописно представляет картину пышного бала. Далее после короткой связка вновь возвращается первоначальный тематический материал, после которого начинается иной по своему темпераменту центральный сегмент композиции. Его ритмический рисунок более напоминает полонез и мазурку. Произведение, как и должно быть в трёхчастной форме, завершается репризным повторением первого раздела.
«Вальс» из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Это восхитительное произведение не оставляет равнодушным ни ценителей классической музыки, ни скептиков, которые не признают «серьёзной» музыки. Оно часто звучит на концертных площадках, а также в теле и радиоэфирах, захватывая сердца слушателей не только в нашем отечестве, но и за его пределами.