Найти в Дзене

Декабрьский парад аниме

Оглавление

💥 Аниме, наполненные до краёв больными отношениями

Как хорошо, что Лариша оставляет на своём канале анонсы на несколько месяцев вперёд. Это очень порой помогает не только тщательно подготовиться к очередному параду, но и переосмыслить основной посыл статьи и поменять скорректировать идею материалов под удачную форму и повод. Что касается последнего обстоятельства, это и правда очень хорошо получается, когда есть приличное количество время, и более чем за месяц ты можешь несколько раз всерьёз обдумать свои творческие замыслы и найти им подходящее применение.

Основная идея, ради которой пишется данная статья, изначально должна была раскрыться на двух, максимум, на трех аниме и выйти значительно раньше по времени и представлять собой рассуждение на более узкую тему. В то же время, хотя формулировка темы "аниме, наполненные до краёв" в отличие от многих других тем для парадов с канала Лариши на первый взгляд является очень удобной для меня, но именно множество вариантов для определения основного параметра сравнения стало тем, что затрудняло выбрать этот параметр и набрать подходящее число тайтлов. Однако, как говорится, все сошлось в одной точке, и это очень хорошо.

Перед тем, как приступать к параду, обозначу важные моменты. Больные отношения часто уравнивают с абьюзивными, и это вполне оправдано. Но! Я хочу подробнее раскрыть тему и поговорить о нескольких важных тайтлов, которые не сводятся только к абьюзу и только к романтике, поэтому в качестве главного критерия я буду использовать словосочетание именно "больные отношения", потому что не всегда в описываемых мною примерах речь будет идти об отношениях между парнем и девушкой, о любви и о классическом фансервином заигрывании со зрителями через любовь. Тема более глубокая и сложная, синонимичным словосочетанием в этом контексте будет "неправильное, деструктивное взаимодействие".

Далее я разберу два достаточно известных тайтла, два других менее известных, но по-своему культовых и одно старое короткое и по нынешним меркам осуждаемое аниме. Как же хорошо, что есть замечательное слово "яой", которое в ходу не у всех и которым можно заменить более привычные и осуждаемые формулировки. Что ж, приступим.

1. "Дневник будущего" - классика больных отношений в привычном любовном формате М + Ж. Сейчас много обсуждают парней типа сыночек-корзиночнк и боевых девушек, которым как раз и нужен такой парень, хотя внешне они вроде бы обозначают совершенно другое. Парни-корзины тоже, с виду, часто страдают от девушек вот этого типа, но, в жизни нередко хватаются за них как за спасительный круг.

После просмотра данного аниме я нашла русский кавер на 2 опенинг, и там были такие слова: "Я люблю тебя за то, что ты всегда рядом". Также на протяжении всего хронометража не единожды обозначалась настоящая причина нахождение вместе Юки Амано и Юно Гасай: он всех слабее в игре на выживание, привык почти всегда тушеваться по жизни даже без игр, и ему необходим рядом некто вроде Юно. Самой Гасай нужен тот, кто будет бояться жить сам по себе, у которого будет частично внутренняя пустота, кто будет рад спрятаться за неё, кто будет согласен быть рядом с ней и пользоваться её помощью, даже если особо того не хочет.

В своё время этот кадр с Юно Гасай, ставший мемом, был буквально на каждом шагу, а Юно очень долго оставалась топ-вайфу.
В своё время этот кадр с Юно Гасай, ставший мемом, был буквально на каждом шагу, а Юно очень долго оставалась топ-вайфу.

Многие осуждали "Дневник будущего" ещё в год его выхода за сверхжестокостью, соседствующую с наивностью романтических моментов и тупостью прохождения игр на выживания. Но самые прозорливые отмечали, что, как ни относись к "Дневникам", характер Юно и история постепенного сползания ее "крыши" демонстрируются пугающе правдоподобны. Я бы ещё добавила, что динамика извращенных отношения Юки и Юно тоже в целом выглядит реалистично. И, если Юно, несмотря на определённые манипуляции в сторону своего Юки-куна, на протяжении всей истории и даже нахождения в нескольких измерениях остаётся ему верна и честна насчёт этих отношений с самой собой, то вот наблюдать за переменой в отношении к девушке со стороны Юкитэру забавно, тревожно, а моментами даже противно: начинается всё со страха Юно, затем переходит к ощущению дискомфорта от её присутствия рядом (мол, пусть помогает, но не стесняет своим присутствием, когда не надо), затем попытки понять и вроде бы даже осознать влюблённости в неё, затем стремление разгадать загадку и снова страх, потом злость, что она не дает нормально общаться с друзьями, затем согласие на полное использование её стремления быть рядом и защищать, потом вера в себя тогда, когда Гасай остаётся единственным союзником. Меня еще при первом просмотре больше всего покоробила сцена из серии с другой парой возлюбленных, где Юки решает сознательно похвалить Юно, чтобы она его защищала и делала это более эффективно, а она, прекрасно видя его истинные мотивы, соглашается быть той, кого он не любит, но в ком нуждается. Етить, твою ж...

-3
2."Дьявольские возлюбленные" - а тут у нас классика более фривольных тайтлов по жанру и реализация тёмных фансервисных образов: гаремник с шестью разными и опасными по своему парней, стремящихся подчинить, но по-своему и услужить бедной, но хорошей скромной самоотверженной девушке, у которой есть якобы скрытая внутренняя сила. На самом деле у неё есть умение смиряться с любой жестью, происходящей в ее жизни, неумение хоть как-то бороться с посягательствами в свою сторону, стремление оправдывать насильников и синдром постоянной жертвы. ДВ - это синтез вайбов "Сумерек", "50 оттенков серого" и типичных низкопробных аниме-гаремников, где вокруг никчёмной героини все пляшут, а она такая хорошая скромняшка наподобие Анестейши Стилл, которой авторы вроде как позволяют приручить не просто смесь из Эдварда Каллена и мистера Грея, а шесть разных ипостасей этой смеси, низведенных до состояния пубертатных животных, каждый из которых оправдывается травмами из детства.

В современном мире уже давно существует понятие "запретного удовольствия". Вот это словосочетание из всех аниме, да и не только, у меня по-настоящему ассоциируется только с "Дьявольскими возлюбленными". Я еще когда находилась на первой трети просмотра около десяти лет назад, мне уже было крайне стыдно и больно это смотреть, но тогда я читала, что аниме сделано по какой-то супер-пупер игре, и дальше будет глубже и интереснее. Но, как вы понимаете, глубже и осмысленнее не стало, а никаких более ремейков или дополнений с тех пор не вышло, в видеоигры я играть не умею и учиться не собираюсь (хотя ничего плохого против них не имею, просто совершенно не мой формат).

Ладно хоть этот крайне сомнительный опыт пригодился спустя много лет для данной статьи.

Сердцевина парада, обзор внутри обзора.
Сердцевина парада, обзор внутри обзора.
3. "Сладкая жизнь" - а вот это аниме, пожалуй, самое выверенное в моей подборке, причем больные отношения здесь представлены в разных видах и, хотя смотрятся выпукло и вычурно, но выключить данный тайтл вовсе не хочется, как в случае с "Дьявольскими возлюбленными". Все варианты зависимости связаны друг с другой сквозной нитью, имеют внятное развитие и чёткий посыл, что это не норма и так жить нельзя, хотя многим героям в какой-то момент сочувствуешь, несмотря на тот треш, что они творят, начиная с главной героини.

Здесь у нас зависимости разного формата, интенсивности и детерминированности. В первую очередь это главная героиня Сато, выращенная безумной тетей, мазохисткой и проституированной женщиной, которая искренне не понимает, что она делает не так, и по-своему любит и заботится о племяннице.

-5

Один из учителей Сато в школе - тайный мазохист и педофил, но он любит не причинять насилие, а претерпевать его, вот такой слом стереотипа, тем не менее не перестающий показывать учителя в опасном свете, хотя бы потому, что у него есть жена и ребёнок, нормальные люди, которые не подозревают о его истинных пристрастиях и потому пребывающие на хрупкой грани благополучия. Становится подельником Сато, как и тётя. Как видно из описания, эти двое также имеют схожие предпочтения в интимной сфере.

Сато случайно находит маленькую девочку, Шио, и, будучи настолько очарованной её изяществом и невинностью, пребывая в ужасном одиночестве при внешней активной социализации, что не может побороть свою одержимость и пленяет Шио в своей квартире. Занятно, что девочка в силу возраста не осознает сложившуюся ситуацию как пленение, они с Сато по-настоящему привязаны друг к другу, и Шио не стремиться от неё сбежать, до поры до времени она даже не задаёт никаких вопросов.

-6

Сато же вынуждена шифроваться и перед своей малышкой, и в школе, и на работе. Она уже давно подработает официанткой в кафе, но сейчас вынуждена брать дополнительную нагрузку на себя, чтобы поддерживать необходимый уровень совместной уровень жизни с Шио.

Один из её коллег, парень становится жертвой изнасилования со стороны начальницы (да, здесь тоже слом стереотипа в половой принадлежности жертвы и насильника), после чего становится зашуганным, опустошённым и заторможенным. После того, как едва-едва стал возвращаться к нормальной жизни, подвергается повторному насильно уже со стороны тёти Сато, причем та скорее всего не относится к своим действиям как к насилию, ведь её саму неоднократно ему подвергали, пусть ей оно и нравится, а сам мальчик не успел разобраться что к чему и в его случае особенно хорошо показан риск повторного насилия в сторону бывших жертв и сбитые ориентиры таких людей.

-7

Наконец, Шио во многом потому не задает вопросы и верит всему, что говорит ей Сато, что родилась и выросла в деструктивной вместе со старшим братом, которых бил отец, а её саму ранее изнасиловал, и родители обоих заставили парня-насильника женится на своей жертве (самого отца тоже долгое время унижал и бил дедушка). Мать, терпя побои и унижения долгие годы, в конце концов, травит отца и сбегает с детьми, но у ней не остаётся ресурсов на то, чтобы хоть как-то заботиться о них, поэтому сначала она воспроизводит насилие уже в их сторону, а потом, пугаясь этих действий, бросает их на произвол судьбы.

Для старшего брата, ровесницы Сато, поиск сестры и намёки на не совсем здоровое к ней отношение становится идеей фикс. Шио для него - символ потерянного неслучившегося счастливого детства и после утраты обоих родителей единственный член семьи.

Жестокий отец показан в виде зловещей тени. Вообще цветовая гамма в этом аниме, визуальные решения крайне хороши и говорят подчас даже больше, чем диалоги.
Жестокий отец показан в виде зловещей тени. Вообще цветовая гамма в этом аниме, визуальные решения крайне хороши и говорят подчас даже больше, чем диалоги.

Аниме "Сладкая жизнь" - это треш и кошмар, но при этом треш визионерский и отлично сделанный. Как уже было сказано, оно предлагает зрителю понаблюдать за анамнезом извращений и зависимостей разного пошиба и придти к неутешительным выводам:

- Почти все герои являются не просто жертвами насилия или тревожных пограничных влечений, они обладают ими потому, что стали свидетелями прямо или косвенно чего-то подобного в раннем детстве. Только о том, как учитель Сато дошёл до такого состояния, если правильно помню, особо не говорится, но я уже 5 лет назад смотрела, может там и было сказано, или в первоисточнике известно, но мангу "Сладкая жизнь" я не читала. Как бы то ни было, и склонность к становлению жертвой насилия, и стремление проявлять одержимость у всех этих людей возникло ничуть не на пустом месте.

- Что особенно цепляет во время просмотра, так это осознание того факта, что все они (кроме разве что тёти Сато, да и то она может привести себя в относительный порядок, когда нужно) интегрированы в социум и производят впечатление вполне нормальных и даже успешных людей. Лишь небольшие детали и особенности поведения могут их выдать. Потому и понять, что они могут действовать противозаконно, представлять опасность для других и другие люди однажды могут подвергнуться опасности с их стороны, крайне трудно. Это наглядно видно на примере лучшей подруги Сато, которая просто оказалась в ненужное время в ненужном месте и моментально стала угрозой для Сато, которую она довольно хладнокровно впоследствии задушила и выдала за свой труп, устроив пожар на своём этаже, дабы скрыть следы преступлений. При этом за помощью она обращается частично к тёте и учителю, и этим также отлично показано что

-9

- такие больные люди отлично чувствуют друг друга, образуя с ними временные союзы и выстраивая сети общения. А вот нормальных людей они воспринимают скорее как чужих, хотя с некоторыми могут поддерживать вполне искренние доброжелательные отношения, а в определённые моменты рассматривать с позиции хищника. В то время, как такие хищники могут очень быстро адаптироваться к опасным для себя моментам, находить таких же союзников, а для обычных людей убедительно играть роль успешно социализированных членов общества или даже жертвы, для по-настоящему нормального человека мышеловка может захлопнуться очень быстро, так что глазом моргнуть не успеешь.

- Кстати, наиболее здравомыслящим из всех условных извращенцев является старший брат Шио, который её ищет, и, хотя инцестуальные намёки в его мыслях присутствуют, грани он в них не переходит, и за сестрёнку в случае спасения можно не волноваться. Он наиболее устойчив в борьбе со своими демонами и целеустремлёнен в поисках Шио, потому что получил довольно продолжительный опыт жизни в полной семье, пусть он был тяжёлым, а родители представляли для него опасности. В свои годы он способен понимать, что это далеко не норма, а папа и мама, какими бы они не были, запомнились ему как реальные образцы значимых взрослых, ведь они несмотря на всё творимое насилие, защищали своих детей от равнодушного мира. То, что Шио жива и является последним человеком из этой семьи, которую надо продолжать искать, не дает сломаться парню под гнетом обстоятельств и позволяет сохранять островки трезвого восприятия внутри себя. Этого нет ни у Сато, ни у ее тети, ни у парня, ставшего жертвой начальницы.

-10

К слову, он единственный испытывает естественные симпатии к подруге Сато, которую она впоследствии убила. По отношению к ней он не демонстрирует одержимости, попыток проявить насилие, гендерные стереотипы и тому подобное. И это также подтверждает тезис, приведённый выше.

Вот только, когла он узнает, что это Сато похитила Шио, о том, какая она хищная психопатка, умеющая обернуть ситуацию в свою пользу, и убившая единственного человека, который проявлял к нему доброту и к кому он испытывал сильную симпатию, повышает мотивацию низвергнуть Сато и отомстить ей. Так начинает его помешательство, отложенное ранее из-за более менее благоприятных обстоятельствах, в которых он находился.

Название аниме - "сладкая жизнь" - само по себе является хорошей метафорой. Сато, парень, переживший насилие, и брат Шио - все они тянутся к маленькой невинной девочке как к чуду, как к сакральному образу, который сможет своей святостью заглушить их боль и заставить забыть обо всех проблемах. При этом они не стремятся силой её захватить, бить, мучить и подвергать насилию, но от того, их одержимость и оттенки зависимости от Шио не становятся лучше. Да, Сато первая соблазнилась Шио, и стала проявлять себя по-взрослому, работая, заботясь о ней и изыскивая пути обеспечения безопасности для них обеих. Что-то подобное попытались бы устроить и парни, может, со своей спецификой. Но само это отношение к Шио лишает её субъектности и в то же время делает её ультимативной целью и средством для обретения спасения и нормальности для каждого из них, тем самым поощряет стремление снять с себя ответственность за борьбу с травмой, тьмой внутри себя и попыткам выстроить здоровые отношения с самим собой и окружающим миром.

-11

- Главная героиня Сато своим образом и типом волос очень напоминает Юно Гасай, но в отличие от последней она не идет во все тяжкие, по крайней мере до поры до времени, ценит чужие жизни и мирное сосуществование рядом с другими, и проявляет угрозу и агрессию до тех пор, пока их такому счастливому житью с Шио не начинают угрожать извне. Например, того парня из кафе она несколько раз спасла и пригрозила начальнице, что всерьёз испортит репутацию и жизнь, если она ещё примется обижать слабых. Отношение к Шио со стороны Сато более чистое, искреннее и жертвенное, чем у Юно Гасай к своему Юкитеру.

- Опять же, если сравнивать с "Дневниками будущего" и другими тайтлами из списка, все зависимости показаны более чётко, с явным осуждением и транслированием их общественной опасности. Нет излишней демонстрации жестокости, но и неправдоподобного для таких историй хэппи-энда тоже нет. Сато погибает, потому что в той точке, к которой она в итоге пришла, спасения для, очевидно, быть не может. Ее тётя окончательно поддается своим демонам, парень - жертва насилия окончательно ломается. Учитель остаётся работать в школе, потому как держит себя в руках и не решится сделать то, что нарушит его репутацию и навредит жене с ребёнком. Более менее удовлетворительный финал для Шио со старшим братом, который, наконец, её нашёл и навещает в больнице. Вот только уже для Шио прошедшие события не прошли бесследно, она помнит и любит Сато, которая беззаветно заботилась о ней, а от брата успела отвыкнуть. Она, то ли смеясь над ним, то ли пытаясь утешить саму себя, то ли обнаруживая признаки психического расстройства, то ли предвосхищая собственную опасность для других в будущем, говорит, что внутри неё душа Сато и она сама стали единым целом, а также бережно хранит некоторые вещи своей "возлюбленной". Это очень реалистичный финал, оставляющий множество пищи для размышлений и тревожные мысли после просмотра.

-12
4. "Школьные дни" - тот самый культовый треш-гарменик из нулевых, созданных по мотивам видеоигры. Из остальных четырех аниме более похож на "Дьявольских возлюбленных" и "Сладкую жизнь". Но, если зависимости, показанные в предыдущем тайтле, были разнообразные не сводились только к какому-то одному типу травмы, то в "Школьных днях" и травмы-то как таковой и нет (в игре первоисточнике ч прошлом одной из главных героинь подразумевается расстление со стороны соседа, но тоже крайне мельком и всего один раз). Зато есть помешанность на сексе, манипуляции, причем довольно дуболомные и дешёвые со стороны одного офигевшего от своей безответственности парня и стыдное поведение множества девушек, которые не стесняются сами себя предлагать, отчасти обращаясь с парнем, как с призом, и уводя его, как барашка, друг у друга из-под носа. Причем в этой истории имеет место и крепкая дружба с детства, и девичья солидарность, и девичь же жгучая ревность и травля по отношению к одной самой чистой и непохожей на остальных, и попытки парней с одними одноклассницами выстроить взаимовыгодные дружеские отношения, с другими - нежную любовь, с третьми реализовать похоть и больше ничего.

Обманутые ожидания, неумение правильно понять и оценить ситуацию, как и собственные чувства, невозможность проявить гордость, использование боли и несчастия другого человека для собственной выгоды, и, как вишенка на торте, раздутое самомнение и оборзевшее в край поведение ближе к концу тайтла далеко не самого умного и крутого парня, которые привели к трем трагедиям и наверняка нескольким печалям у второстепенных персонажей.

Не бойтесь общаться, но бойтесь сближаться и доверять таким, как Макото. Именно про таких, как он, говорят, что их простота хуже воровства.

-13
5. Наконец, "Рыбка в ловушке" - самое старое и самое скандальное аниме из этого списка, вышедшее в формате единственной 40-минутной ОВы.

Не буду долго говорить про это аниме, и даже не потому что оно весьма осуждаемое в плане ограничения ЛГБТ-контента. Дело в том, что тема больных отношений там раскрывается довольно просто и без лишних подробностей и сводится к тому, что, кто вынужден подчиняться вышестоящим и ограничивать себя в самовыражении, рано или поздно найдётся того, кто станет для него такой же игрушкой, каким был или до сих пор является он сам. Название также имеет важный символизм. Во-первых, рыбка не может не попасться в сети, весь вопрос в том, что есть опытные рыболовы, а есть те, через которых лёгко проскочить. Во-вторых, оба главных героя являются такими "рыбками в ловушке", каждый по-своему. Темы возможного стокгольмского синдрома между жертвой и насильником, а также различий между публичным благостным образом знаменитости и тем, какой он на самом деле, идут в довесок.

____________

Приятно просмотра, занимайтесь своим ментальным здоровьем и помните, что оно - результат ваших личных мыслей и действий в первую очередь.