Найти в Дзене

Сайя, переживший величие. Внезапный ракурс благодаря "Дюне" Ф. Герберта

Автор Nадежда Перечитываю «Дюну» Фрэнка Герберта, и застопорилась на следующих строках: «Человек, переживший величие, должен чувствовать миф, в котором он находится. И он должен обладать сильным чувством сарказма. Именно это позволяет ему не верить в собственные притязания. Сарказм — это всё, что позволяет ему двигаться внутри себя. Без этого качества даже случайное величие погубит человека. Застопорилась, потому что внезапно поняла — вот она, одна из замочных скважин к Сайе. Я читала много мнений, что как-то он слаб и не интересен после коварного змея-цередворца первой части «Хроник Асдаля». Сдулся Сайя. Не тот. И я начинала многословно объяснять, почему это не так, говорила о его внутреннем росте, сравнивала первого Сайю с подростком, прощупывающим мир, тогда как второй — зрелый муж... Много всего говорила. А Герберт немногословно попал в яблочко. На то он и гений. Его язвительные монологи, направленные на свои же действия, его смех, его безжалостность к себе «прятался как дурак»,

Автор Nадежда

Перечитываю «Дюну» Фрэнка Герберта, и застопорилась на следующих строках:

«Человек, переживший величие, должен чувствовать миф, в котором он находится. И он должен обладать сильным чувством сарказма. Именно это позволяет ему не верить в собственные притязания. Сарказм — это всё, что позволяет ему двигаться внутри себя. Без этого качества даже случайное величие погубит человека.

Застопорилась, потому что внезапно поняла — вот она, одна из замочных скважин к Сайе.

Что общего у Сайи и Пола Атрейдиса? То, что им власть и война вообще не сдались. Обстоятельства, мать их... И вот они считай боги. Со всеми вытекающими.
Что общего у Сайи и Пола Атрейдиса? То, что им власть и война вообще не сдались. Обстоятельства, мать их... И вот они считай боги. Со всеми вытекающими.

Я читала много мнений, что как-то он слаб и не интересен после коварного змея-цередворца первой части «Хроник Асдаля». Сдулся Сайя. Не тот.

И я начинала многословно объяснять, почему это не так, говорила о его внутреннем росте, сравнивала первого Сайю с подростком, прощупывающим мир, тогда как второй — зрелый муж... Много всего говорила. А Герберт немногословно попал в яблочко. На то он и гений.

А Джунги гений, что это всё понял, прочувствовал и рассказал кинематографическим языком
А Джунги гений, что это всё понял, прочувствовал и рассказал кинематографическим языком

Его язвительные монологи, направленные на свои же действия, его смех, его безжалостность к себе «прятался как дурак», «глупец» - это именно то, что ему, пережившему то самое мифотворческое величие в первой части истории, позволяет не погубить своё «я», своё развитие, «двигаться внутри себя».

Вот например, на протяжении "Меча Арамуна" Сайя часто ведёт себя как аутсайдер, неудачник, но это только потому, что он играет не на своём поле. Он специально поставлен Тогоном в условиях, в которых он заведомо в невыигрышном положении.

Останавливает ли это его ? Нет. Хотя он не может пробежать по лесу, не запутавшись в собственных ногах. Он не способен защитить себя с помощью меча при схватке с воином. И что? Это его даже не трогает. Он делает что должен, что может, не тратя времени или сожалений на то побочное, чем счёл нужным пренебречь, выбирая свой путь. Всё, он выбрал! Истинно золотое качество того, кого мама назвала Гынха.

Сайя знает, что только в темноте можно увидеть свет
Сайя знает, что только в темноте можно увидеть свет

А иногда он кажется более хитроумным, чем есть на самом деле. Можно сказать, это его проклятие. О нём слишком хорошо или слишком плохо думают. Но он всего лишь человек в одном месте и в одно время. Очень умный. Но не всеведущий. И он оказывается в ситуациях, когда всё, что можно делать при помощи ума - это осознать свою беспомощность. В полной мере. И что, сесть и и поплакать? Нет. Признать и идти дальше. И попробовать не наступать на старые грабли, если то будет возможно в сложившейся ситуации.

Сайю часто переоценивают и ещё чаще недооценивают. Думаю, это очень утомительно - жить в таких условиях.

А умирать в таких условиях вообще невыносимо
А умирать в таких условиях вообще невыносимо

Так, я, например, думала, что он понял, какой яд пьёт - хотя бы по запаху. Но нет, он умирал тогда всерьёз. И уже это является потрясением. Я не могла в такое поверить. Он же умный, как так? Где эти привычные сценарные ходы, когда умник всех надурил, где твист? Нету. Не может он один яд без запаха отличить от другого яда без запаха. Пришло время умереть — и умер, как смог. Без веры в собственные притязания — потому что притязания это глупость.

Жаль, Тогону он этого не смог объяснить — тот бы прожил подольше. И это то, что, кажется, Ын Сом понимает интуитивно.

Сайя действительно иногда напоминает безумца - это пугает. Пугает его безжалостное к себе отношение, пугает его непрекращающееся развитие. Пугает его реалистичное, лишённое иллюзий восприятие настоящего...

Думаю, иногда он просто устаёт от происходящего вокруг. Но это всё потому, что Сайя очень остро чувствует миф, в котором находится. И, полный иронии и сарказма к происходящему, использует их как вечный двигатель, как точку опоры — движется внутри себя.

И как же сладостно за этим наблюдать — и учиться у него.

Обладатель сильного чувства сарказма - к своему и нашему удовольствию
Обладатель сильного чувства сарказма - к своему и нашему удовольствию

#мечарамуна #хроникиасдаля #дорама #лиджунги #сайя #фэнтези #дюна #сарказм #ирония #цитаты