Найти в Дзене
Союз Женщин России

Союз женщин России проводит бесплатные психологические онлайн-консультации на Портале "Женщины России"

Сегодня наш психолог Майол Таисия Андреевна отвечает на следующий вопрос: Как поддержать ребёнка 11 лет, который извечно переживает за оценки!? Причем, в целом учится хорошо, но даже редкая четверка выбивает из колеи. Мы никогда ща оценки дома не ругали, но учительница при классе обычно оценки всех объявляет и мне кажется, что больше переживает сын именно за реакцию одноклассников, так как для него быть отличником равно как будто быть крутым. Пр. Этом постоянно дома проговариваем, что не в оценках ценность, и что друзья не перестанут ним дружить из-за четвёрки, он же дружит не с теми, кто исключительно пятёрки получают...но как-то не особо он меня слушает... (авторские орфография и пунктуация сохранены) 💙 Все ответы экспертов опубликованы с разрешения авторов вопросов. Напоминаем, что все консультации анонимны. Ответ нашего эксперта Здравствуйте! Понимаю Вашу тревогу - когда ребёнок остро реагирует на оценки, это тяжело и для него, и для семьи. В Вашем случае важно сначала разобратьс

Сегодня наш психолог Майол Таисия Андреевна отвечает на следующий вопрос:

Как поддержать ребёнка 11 лет, который извечно переживает за оценки!? Причем, в целом учится хорошо, но даже редкая четверка выбивает из колеи. Мы никогда ща оценки дома не ругали, но учительница при классе обычно оценки всех объявляет и мне кажется, что больше переживает сын именно за реакцию одноклассников, так как для него быть отличником равно как будто быть крутым. Пр. Этом постоянно дома проговариваем, что не в оценках ценность, и что друзья не перестанут ним дружить из-за четвёрки, он же дружит не с теми, кто исключительно пятёрки получают...но как-то не особо он меня слушает...

(авторские орфография и пунктуация сохранены)

💙 Все ответы экспертов опубликованы с разрешения авторов вопросов. Напоминаем, что все консультации анонимны.

Ответ нашего эксперта

Здравствуйте!

Понимаю Вашу тревогу - когда ребёнок остро реагирует на оценки, это тяжело и для него, и для семьи. В Вашем случае важно сначала разобраться, что именно за этим стоит, а затем мягко помогать сыну выстраивать более устойчивое отношение к успехам и неудачам.

В этом возрасте оценка сверстников становится очень значимой: для Вашего сына «быть отличником» - это не только про учебу, но и про статус в группе, про ощущение «крутости». К тому же перфекционизм и страх оценки часто выглядят как повышенная ответственность - ребёнок боится подвести других или выглядеть хуже. Объявление оценок вслух в классе усиливает давление - реакция одноклассников становится видимой и пугающей.

Что можно сделать дома? Прежде всего подтверждайте его эмоции, не отрицая их: «Вижу, тебе неприятно из‑за четвёрки. Понимаю, ты расстроен». Это помогает снизить тревогу гораздо лучше, чем логические доводы сразу. Обсуждайте ситуацию в спокойный момент: аккуратно спрашивайте, что именно его пугает: боится ли он осуждения сверстников или подводит самооценка. Делитесь собственными примерами, когда Вы чувствовали себя растерянно и уязвимо: расскажите о своих промахах и о том, как Вы с ними справлялись. Это показывает ребёнку, что ошибки – естественная часть жизни любого человека.

Научите ребёнка простым техникам саморегуляции. К примеру, такую дыхательную практику: представьте, что перед Вами стоит праздничный торт со свечой. Нужно вдохнуть носом, а затем медленно и плавно выдыхать ртом, будто задуваешь свечу так, чтобы она слегка покачивалась, но не гасла. Это упражнение учит контролировать дыхание, удлинять выдох и тем самым мягко снижать уровень возбуждения. Или такое упражнение:

Вместе разбирайте оценку как информацию, а не приговор: что именно привело к четвёрке и какие конкретные шаги помогут в следующий раз. Конкретика даёт ощущение контроля и уменьшает тревогу. Предложите ребёнку представить, что у него в животе спрятан воздушный шар. На вдохе он медленно надувает его, живот становится круглым, а на выдохе шарик сдувается, и живот снова втягивается. Такая практика тренирует диафрагмальное дыхание, которое глубоко расслабляет и успокаивает.

Отрепетируйте реакции на возможные комментарии сверстников: полезно иметь пару коротких фраз, которые помогут закрыть тему и не раздувать ситуацию («Так получилось, и ладно»; «Я работаю над этим»). Хвалите усилия и стратегии, а не только результаты. Это смещает фокус с оценки на процесс.

Обсуждайте с сыном, какие качества он ценит в друзьях - верность, поддержка, честность - и мягко выясняйте, действительно ли его окружение судит только по отметкам. Иногда мы проецируем собственные страхи на других.

Наконец, поговорите с учителем в доброжелательном тоне: объясните, что публичное объявление оценок сильно тревожит ребёнка, и предложите альтернативы - индивидуальная обратная связь, буклеты с оценками, или чтобы сын сам подходил за результатами. Небольшие организационные изменения в классе могут значительно снизить давление.

Если же тревога мешает адаптации (избегание школы, проблемы со сном и аппетитом, частые панические реакции) и вышеизложенные меры не помогают, имеет смысл обратиться к школьному психологу или детскому психологу. Специалист поможет глубже понять источники тревоги и предложит практические техники для работы с перфекционизмом и самооценкой.

🔘Задать свой вопрос эксперту можно здесь. Анонимно. Онлайн. Бесплатно.

Ответ будет доступен на нашем портале "Женщины России".

#союзженщинроссии #сжр #вопроспсихологу