Перед нами — макет одного из самых смелых и необычных проектов в истории советской авиации. В 1940 году конструкторское бюро Георгия Бериева, знаменитое своими летающими лодками, представило проект двухбалочного гидросамолета-истребителя и штурмовика Б-10М. Это была попытка создать универсальную боевую машину, способную действовать там, где не могли базироваться обычные самолеты.
Конструкция, опередившая время
Самая поразительная особенность Б-10М — его радикальная двухбалочная схема, больше характерная для послевоенных самолетов. В центральной гондоле размещались кабина пилота и мощное вооружение, а два хвостовых балки несли оперение. Но главной инновацией была силовая установка.
Самолет планировалось оснастить двумя новейшими по тем временам двигателями Климов М-107 мощностью 1650 л.с. каждый. Они устанавливались в тандем — один за другим — в центральной гондоле и вращали два соосных воздушных винта через сложную систему валов. Такая схема позволяла достичь рекордной мощности при минимальном лобовом сопротивлении.
Невероятные амбиции и суровая реальность
Расчетные характеристики Б-10М выглядели фантастически:
- Заявленная скорость: 818 км/ч
- Вооружение: одна 20-мм пушка ШВАК в носу, шесть 7,62-мм пулеметов ШКАС в крыле и бомба ФАБ-250 массой 250 кг.
Однако эти цифры, особенно скорость, скорее всего, были недостижимы для гидросамолета в 1940-х годах. Специалисты отмечают, что соосные винты и тандемная установка двигателей создавали бы огромные технические сложности, а лобовое сопротивление поплавков и конструкции все равно оставалось бы значительным.
Почему проект остался на бумаге?
Начало Великой Отечественной войны поставило крест на многих перспективных, но сложных разработках. Промышленности требовались простые и надежные машины, которые можно было быстро запустить в серию. Экзотический Б-10М в эти рамки не вписывался.
Наследие проекта
Несмотря на то, что Б-10М так и не поднялся в воздух, он стал важной вехой. Этот проект демонстрирует, насколько смелыми и нестандартными были поиски советских авиаконструкторов накануне войны. Многие идеи, опробованные в этом проекте, позже нашли применение в других самолетах.
Б-10М навсегда остался в истории как символ амбиций и инженерной дерзости эпохи, когда авиация совершала революционный скачок.
В общем штурмовик в серию не пошел, как и гидросамолёт А-10М Морской бородавочник.