Найти в Дзене
Под капотом

Как в сериале от Netflix про бога грома — Тора появилась девятка?

В эпической драме Netflix «Рагнарёк», где боги Асгарда оживают в телах норвежских подростков, среди ледников и фьордов есть один немой, но красноречивый персонаж — бежевый ВАЗ-2109, он же «девятка». Этот автомобиль — не случайная деталь реквизита, а гениальная находка создателей, работающая на контрасте. Почему выбор пал именно на этот раритетный хэтчбек? Создатель сериала, датский сценарист Адам Прайс (известный по сериалу «Правительство»), в интервью норвежскому изданию NRK объяснял, что мир «Рагнарёка» строится на конфликте старого и нового, экологии и загрязнения, бедности и богатства. Семья главного героя Магне — приезжие, они существуют на обочине жизни могущественного клана промышленников Йутульдов. Их социальный статус должен был быть передан визуально. «Нам был нужен автомобиль, который был бы полной противоположностью блестящим новым внедорожникам и электрокарам семьи Йутульд, — пояснил Прайс. — Машина, которая без единого слова говорила бы о своем владельце: «чужак», «небога
Оглавление

В эпической драме Netflix «Рагнарёк», где боги Асгарда оживают в телах норвежских подростков, среди ледников и фьордов есть один немой, но красноречивый персонаж — бежевый ВАЗ-2109, он же «девятка». Этот автомобиль — не случайная деталь реквизита, а гениальная находка создателей, работающая на контрасте. Почему выбор пал именно на этот раритетный хэтчбек?

Идея: Контраст как основа сюжета

-2

Создатель сериала, датский сценарист Адам Прайс (известный по сериалу «Правительство»), в интервью норвежскому изданию NRK объяснял, что мир «Рагнарёка» строится на конфликте старого и нового, экологии и загрязнения, бедности и богатства. Семья главного героя Магне — приезжие, они существуют на обочине жизни могущественного клана промышленников Йутульдов.

-3

Их социальный статус должен был быть передан визуально. «Нам был нужен автомобиль, который был бы полной противоположностью блестящим новым внедорожникам и электрокарам семьи Йутульд, — пояснил Прайс. — Машина, которая без единого слова говорила бы о своем владельце: «чужак», «небогат», «не от мира сего». Некрасивая, неэффективная, но с характером».

-4

«Машина матери должна была быть практичной, дешевой в обслуживании и абсолютно негламурной, — пояснял Прайс. — Она олицетворяет ее повседневную борьбу, тяжелый труд и то, что она одна поднимала сыновей. Это автомобиль, на котором ездят не потому, что хотят, а потому, что это все, что могут себе позволить».

Но почему «девятка»? Исторический контекст

Появление ВАЗ-2109 в Норвегии — не вымысел. В конце 1980-х и 1990-е годы эти автомобили, как и их предшественники, активно импортировались в Скандинавию. Они были популярны среди студентов, рабочих и тех, кто искал максимально доступный и простой в ремонте транспорт. Норвежские автомобильные журналы, например, «Bil», в своих обзорах того периода отмечали переднеприводную конструкцию «девятки» как более современную, но критиковали качество сборки.

-5

Для норвежского зрителя эта машина — узнаваемый символ небогатого прошлого, элемент ностальгии и конкретный социальный маркер.

Символика «девятки» в сюжете

  1. Живучесть. Машина старая, неидеальная, но она ездит. Она, как и семья Сейеров, держится из последних сил, но не сдается. Ее упрямство перед лицом технического и социального превосходства Йутульдов — это прямая отсылка к центральной для Норвегии идее «motstandskraft» (устойчивости, способности к сопротивлению) и врожденной «utholdenhet» (выносливости), которые высоко ценятся в национальном характере.
  2. Комедийный эффект и реальность. Сцены, где мать Тора управляет этой машиной, добавляют сериалу житейской достоверности и иронии. Ее заурядность контрастирует с разворачивающейся вокруг мифологической сагой.

Мнение съемочной группы

Актриса Генриетта Стинстрап, исполняющая роль матери Магне и Лауритца, в интервью для VG делилась впечатлениями от работы с автомобилем:

-6

«У меня сложились с этой машиной настоящие отношения, — рассказывала актриса. — Она была капризной, могла заглохнуть в самый неподходящий момент, и мне пришлось по-настоящему научиться с ней обращаться. Но в этом был ее шарм.

Таким образом, ВАЗ-2109 в «Рагнарёке» — это не ошибка реквизиторов, а тонко подобранная деталь. Ржавый советский хэтчбек в норвежском фьорде — это зримое воплощение внутреннего конфликта, социального расслоения и той грубоватой правды жизни, которая скрывается за мифами. И в этом его главная сила.