Найти в Дзене

Нетипичный Осмёркин

Это рассказ о небольшой выставке полотен Александра Осмёркина (1892-1953) - классика отечественной живописи, представленного во всех значительных музеях бывшего СССР, художника "Бубнового валета", профессора московских и ленинградских ВУЗов 1920-40-х годов. Но выставка "Непрерывный художник", организованная галереей In Artibus, не была тотальной монографической выставкой А. Осмёркина. Это скорее напоминанием о нём тем, кто уже знаком с художником. Здесь не было его знаменитых пейзажей или картин, написанных по "соцзаказу". "Портрет дочери", 1947. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Представленные на выставке работы были написаны в 1940-50-е годы, и это, собственно, было главным условием подбора картин. Когда-то искусствоведы сокрушались по поводу того, что ранний, авангардный Осмёркин не оценен по достоинству. Что ж, авангард Осмёркина вскоре потеснил его же поздний период, период зрелого творчества. Вот зрелое творчество Александра Осмёркина мы и увидели. "Портрет же

Это рассказ о небольшой выставке полотен Александра Осмёркина (1892-1953) - классика отечественной живописи, представленного во всех значительных музеях бывшего СССР, художника "Бубнового валета", профессора московских и ленинградских ВУЗов 1920-40-х годов.

Но выставка "Непрерывный художник", организованная галереей In Artibus, не была тотальной монографической выставкой А. Осмёркина. Это скорее напоминанием о нём тем, кто уже знаком с художником. Здесь не было его знаменитых пейзажей или картин, написанных по "соцзаказу".

"Портрет дочери", 1947. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Изображена дочь Лидия - младшая дочь художника (род. 1939 г. )
Изображена дочь Лидия - младшая дочь художника (род. 1939 г. )

Представленные на выставке работы были написаны в 1940-50-е годы, и это, собственно, было главным условием подбора картин.

Когда-то искусствоведы сокрушались по поводу того, что ранний, авангардный Осмёркин не оценен по достоинству. Что ж, авангард Осмёркина вскоре потеснил его же поздний период, период зрелого творчества.

Вот зрелое творчество Александра Осмёркина мы и увидели.

"Портрет жены", 1939. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Изображена Елена Константиновна Гальперина (1903-1987), жена художника с 1928 года
Изображена Елена Константиновна Гальперина (1903-1987), жена художника с 1928 года

"..Осмёркин был всегда для меня пианистом - тонким и сложным мастером этого рода звуков" (из выступления А.М. Эфроса на вечера А.А. Осмёркина в МОССХе, 1945)

"Натюрморт с торсом Венеры", 1951. Собрание Инны Баженовой

-3

"Мне важно донести до сознания молодого художника, что этот могучий инструмент - краска - заключает в себе все возможности живописи, вплоть до тончайших вареров. Только сумма цветов даёт подлинный настоящий тон картины" (Из статьи А. Осмёркина)

"Портрет В. Басняцкой", 1946. Тульский музей изобразительных искусств

-4

"Сезанн так увлёк нас, что мы оторвались в некоторой степени от почвы, и тогда у меня возник период натуралистический, это было моей школой. (В Академии я никогда не учился, я учился у Машкова, я кровный сын "Бубнового валета"). )Из выступления А. Осмёркина на вечера в МОССХе, 30 октября 1945 г. )

"Фрукты в белой вазе", 1940. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово

-5

"В "Бубновом валете было несколько групп: были эпики - эпиком, человеком огромной силы был Машков...была другая группа - лирическая. Лириками были и остались Куприн, Фальк, Осмёркин - это младшее поколение в "Бубновом валете" (Из выступления А. М. Эфроса на вечера А.А. Осмёркина в МОСХе, 1945 г. )

"Натюрморт. Сухие листья", 1948. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Эти маковые головы "участвуют" в постановке не одного натюрморта! См. выше
Эти маковые головы "участвуют" в постановке не одного натюрморта! См. выше

"Это особое положение русского сезанизма сначала удивляет; потом его живучесть представляется оправданной" (Из выступления А. М. Эфроса на вечера А.А. Осмёркина в МОСХе, 1945 г. )

"Натюрморт с бутылкой пива", 1946. Собрание Инны Баженовой

-7

"..Это- подлинная живописная система, не уклоняющаяся ни в графизм, ни в декоративизм, ни в планиметрию, ни в конструктивистскую инженерию; художник чувствует себя здесь в естественной стихии: он находится среди живописи, а не в окрестностях её! (Из выступления А. М. Эфроса на вечера А.А. Осмёркина в МОСХе, 1945 г. )

"Натюрморт с дыней", 1948. Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки

-8

"Возраст мой 58 лет, но я, как верный солдат останусь с кистью, как он обязан оставаться с ружьем" ( Из письма А. Осмёркина П. И. Ивановскому, 1948).

"Волга. Рыбы", 1938. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

-9

"Я приехал...Впечатления разнообразные и противоречивые. Первое, что поразило - это въезд в Крым, Бахчисарай, кажется "Мекензиевы горы", Севастополь" (Из писем к Е. К. Гальпериной, Кореиз, 1937).

"Крым. Татарская деревня", 1938. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

-10

"Огромное колористическое богатство Крыма неисчерпаемо по красоте живописной". (Из писем А. Осмёркина к жене, Е.К. Гальпериной. Козы, 1938).

Рассмотрим татарку получше! Кстати, деревня эта, скороее всего, нынешнее Верхнесадовое. Так утверждает мой муж, который проводил летние каникулы у своих крымских родственников в Верхнесадовом
Рассмотрим татарку получше! Кстати, деревня эта, скороее всего, нынешнее Верхнесадовое. Так утверждает мой муж, который проводил летние каникулы у своих крымских родственников в Верхнесадовом

"Иногда выглянешь из своего окна на море, на горы, и не понимаешь - в какой-то воображаемой стране, всё так не похоже на наши "Вереи". (Из писем А. Осмёркина к Е.К. Гальпериной. Козы, 1938).

"Верея", 1937. Таганрогский художественный музей

А вот и Верея!
А вот и Верея!

В подмосковной Верее художника застало начало Великой Отечественной войны.

"Патриаршие пруды", 1947. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево"

-13

"Боже, как приятно жить на свете, если ничто не мешает заниматься живописью" (Из писем к Е. К. Гальпериной, Кореиз, 1937).

"Пейзаж. Плесково. Лето. Июнь",1953. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево"

Одна из последних работ художника
Одна из последних работ художника

В июне 1953 года, в этом самом Плескове, прямо во время работы над картиной ("Черёмуха. Плесково), у А. Осмёркина случилось кровоизлияние в мозг, и к вечеру он скончался.

"Автопортрет". 1941-1947. Собрание Романа Бабичева

-15

Выставка называется "Непрерывный художник": такое определение дал советский художник Сергей Герасимов, подчеркнув тем самым неиссякаемую творческую энергию Осмёркина и логику его художественной эволюции. Устроители выставки считают, что в этом определении есть и второй смысл.

Осмёркин - звено той невидимой цепи, по которой в искусстве передаётся непрерывность знания от художника к художнику, от мастера к ученику.

-16

ПС. Для написания статьи я использовала материалы, представленные на выставке. Кстати, там были работы учеников Осмёркина и его, так сказать, соратников. О них - в следующей публикации