Взяться за написание этого материала меня заставило случайно увиденное в интернете обращение настоятеля одного из русских храмов за финансовой помощью на ремонт крыши в его храме.
Меня зацепил этот глас о помощи, потому что в этот день я проходил мимо ограды московского Покровского монастыря, что напротив моего дома, в котором ежедневно бывают тысячи людей, ждущих помощи от Матроны Московской, точнее, от её мощей.
Готовя статью, заглянул в интернет. Привожу лишь несколько таких же призывов о финансовой помощи настоятелей храмов из разных уголков страны, появившихся в разные годы в интернете:
"Храм в селе Костенеево нуждается в срочном ремонте кровли Иоанно-Предтеченский храм села Костенеево, один из старейших в Елабужском благочинии, требует срочного вмешательства.
Деревянная церковь в честь святого Иоанна Предтечи, построенная между 1722 и 1736 годами, нуждается в замене кровельного покрытия.
Историческая ценность этого храма неоспорима. Церковь не закрывалась даже в сложные периоды советской эпохи и до сих пор остаётся местом регулярных богослужений. В стенах храма хранятся ценные святыни: мощи святого апостола Андрея Первозванного (здесь и далее выделено автором), святого мученика Трифона, частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова.
РТ, Елабужский район, с. Костенеево".
Следующий зов о помощи:
"В храме в красноярском Солнечном протекает крыша. Прихожан просят помочь деньгами на ремонт. Видео с призывом разместили в телеграм-канале храма Воскресения Христова.
Настоятель храма в Солнечном Александр Смирнов рассказал, что им приходится подставлять тазы и вёдра, когда во время осадков с крыши буквально льёт так, будто её нет вовсе. В планах было расписать своды церкви, но теперь вопрос стоит хотя бы о сохранении того, что есть внутри. В здании нужно полностью перекрывать кровлю".
А это уже давняя просьба о помощи из Москвы (не знаю, была ли нужная помощь оказана):
"4 апреля, 2013.
Прихожане храма Всемилостивого Спаса обращаются к Вам с просьбой оказать финансовую поддержку по ремонту крыши в сохранившемся здании корпуса бывшего Скорбященского женского монастыря в Москве.
В храме Всемилостивого Спаса в Москве протекает крыша!
Прихожане храма Всемилостивого Спаса обращаются с просьбой помочь в ремонте крыши в сохранившемся здании корпуса бывшего Скорбященского женского монастыря в Москве.
Здание корпуса является памятником русской архитектурной культуры конца XIX века, от попечения о котором отказалось государство. …катастрофическая ситуация с крышей ставит под угрозу всю приходскую деятельность. Порой приходится ставить ведра под струи просочившейся дождевой или талой воды. Аварийность достигла критической отметки.
Согласно предварительной смете для ремонта крыши требуются 529 938 рублей".
Обращаю внимание на эту сумму. Мы далее к ней вернёмся.
А вот ещё один храм. И ему нужен ремонт, но настоятель и паства помощи не просили. Или я что-то пропустил.
Сравните хотя бы только заборы: у этого храма, и у Покровского монастыря.
С той многодавней мольбой о помощи из столицы перекликается сравнительно недавняя, схожая, из древнего Козельска:
20.02.2024, 11:00
Один из старейших храмов Козельска просит о помощи в восстановлении. Стропильная система храма, которой по некоторым оценкам более двухсот лет, на глазах превращается в труху.
А это глас из Брянска:
"Объявлен сбор средств на реконструкцию кровли храма!
Уважаемые прихожане!
Повторяю пост от июля 2022 года о ремонте кровли. Годы идут, средств пока нет на то, чтобы начать ремонт, трещины становятся всё глубже. КРЫША ТЕЧЁТ.
Храм в честь Вознесения Господня просит Вашей помощи в срочном сборе средств на аварийный ремонт кровли".
А это мольба о помощи из Орла:
"ОПУБЛИКОВАНО 07.06.2023.
В нашем храме, в процессе начала ремонта центральной кровли храма, обнаружились значительные повреждения крыши центральной кровли. Жестяное покрытие прогнило, имеются сквозные дыры, штукатурка отвалилась до основания, всё это требует значительных финансовых вложений, учитывая высотные работы. В нашем храме нет таких средств.
Свято-Никольский приход г.Орла".
В заключение этой «переклички» настоятелей храмов, которым не повезло, в отличие от везения игуменьи Феофании, сумевшей убедить прежнего патриарха Алексия II, «по благословению» которого мощи Матроны Московской были перенесены с московского Даниловского кладбища в московский же Покровский женский монастырь.
Какое отношение мощи Матроны Московской имели и имеют к этому монастырю? Никакого.
Родилась Матрона в Тульской губернии. Жила она и в разных концах Москвы, но никогда на Таганке, дольше всего, с 1942 по 1949 год – в Староконюшенном переулке и немного меньше - на Ульяновской (ныне Николоямской) улице, которая находится недалеко от Таганки, в Рогожской слободе. На этой улице стоит храм Сергея Радонежского, а по соседству Спасо-Андроников монастырь.
Но почему-то решено было потревожить мощи Матроны Московской на Даниловском кладбище и перенести в монастырь, который ранее, до его закрытия советской властью, никогда не был женским, а всегда - мужским.
Неведомо, под влиянием каких аргументов настоятельницы Феофании (в миру — Ольга Мискина), ставшей настоятельницей Покровского монастыря в 1995 году, когда ей было 30 лет, не устоял патриарх Алексий II, передав мощи именно этому монастырю.
Но с тех пор культ Матроны Московской превратился в сверхдоходный «бизнес-проект», сравнимый с тем, о котором рассказывал ещё немой чёрно-белый фильм «Праздник Святого Йоргена», приносящий доходы, которые настоятелям других отечественных храмов и монастырей и не снились. Даже тем, в которых хранятся мощи таких святых, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский.
"Хотя в 1997 году Синодальная комиссия по канонизации не нашла оснований для причисления Матроны к лику святых, через год ее останки были перенесены в Покровский монастырь, а еще через год Матрона получила статус местночтимой московской святой. Уже в 2004 году, со второй попытки, Матрона была канонизирована. После этого, пишут «Открытые медиа», Феофания сделала все, чтобы о культе Матроны узнали как можно больше верующих: по заказу Покровского монастыря стали выпускать аудиоматериалы и фильмы о чудесах святой, а также книги о ее жизни, в том числе для детей".
Результаты не заставили себя ждать. Достаточно дать слово самим церковникам:
"Со временем это привело к тому, что Матрона стала одной из самых почитаемых святых России, в монастырь поклониться ее мощам начали ежедневно приезжать тысячи паломников, и он стал самой богатой обителью РПЦ. «Бизнес на мощах — это крутой бизнес. И главное, его никто не может посчитать, сколько там пожертвований, сколько реально они получают и сколько перечисляют официально в патриархию — нигде не озвучивается», — цитируют «Открытые медиа» одного из сановников РПЦ. В 2020 году протодиакон Андрей Кураев оценивал ежемесячный доход монастыря в 500 тысяч долларов".
Помните те 529 938 рублей, которые требовались для ремонта крыши одного из московских храмов?
В ту пору, когда одному женскому монастырю не хватало полмиллиона рублей на перекрытие дырявой крыши, в другом женском (бывшем мужском) монастыре перекрывали ещё добротную крышу, заменяя её на медную.
Помню, как она поначалу сверкала на солнце, пока не покрылась патиной. А потом на территории огороженной добротным забором появилось здание пятизвёздочной гостиницы.
И вот, наконец, и сам забор принял нынешний затейливый вид.
О том, какой околомонастырский бизнес ведут ближайшие родственники настоятельницы, расписывать не стану. Информацию о нём легко найти в интернете. Я лишь о том, что видел и вижу ежедневно своими глазами.
Вот и напрашивается вопрос: как в РПЦ мольбы одних о помощи в самом насущном согласуются с купеческим размахом бизнеса других?
Кстати,
"По состоянию на 2009 год Русская Православная Церковь имела в своём составе 159 епархий, обладала 29 263 храмами и насчитывала 804 монастыря. Однако в период с 2009 по 2024 год произошли значительные изменения в структуре церковного управления и количестве религиозных объектов.
Согласно информации, предоставленной телеграм-каналом Readovka, к 2024 году число епархий Русской Православной Церкви возросло до 325, что на 166 единиц больше, чем в 2009 году. Общее количество храмов достигло 41 151, что свидетельствует о строительстве более 11 888 новых культовых сооружений за указанный период. Кроме того, было основано 190 новых монастырей, в результате чего их общее количество составило 994".
Так, может быть, сначала отремонтировать то, что требует ремонта, а потом строить новое? Тем более, что порой разрушаются храмы, имеющие многовековую историю, в которых молились ещё наши далёкие предки.
И ещё: на чьи деньги были построены за 15 лет "1 888 новых культовых сооружений" и "было основано 190 новых монастырей"?
Неужто на деньги прихожан?
Тогда остаётся совсем непонятным столь неравносправедливое распределение средств между нуждающимися приходами.
Кто-то, не сомневаюсь, меня осудит за то, что вмешиваюсь в дела церкви. Но мне, рождённому и крещённому русским, совсем не безразлично, что происходит на просторах нашей страны, как сохраняется наследие наших предков.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – желательны.