Все великие люди когда-то были детьми, но не все из них слыли вундеркиндами. Их детство было разным: у одних — счастливое и беззаботное, у других — трудное и полное испытаний. Но всех будущих гениев объединяли по-детски неутолимое любопытство и по-взрослому упорный труд. «Школа изобретателей. Москва» собрала для вас истории из детства великих новаторов.
Исаак Ньютон
Когда Исаак Ньютон пошел в школу, то сначала учился очень плохо и часто становился объектом для насмешек одноклассников. Но он приложил много сил и упорства, и в итоге стал одним из лучших учеников. Учителя отмечали усидчивость и пытливый ум будущего основоположника классической физики — мальчик мог часами просиживать над книгами и чертежами.
Маленький Исаак был очень замкнутым и молчаливым, друзей у него не было, зато были изобретения. Однажды он увидел ветряную мельницу и построил её уменьшенную копию. А когда не было ветра, помещал внутрь мышь: она стремилась к зёрнам и вращала лопасти. В другой раз он сконструировал водяные часы из деревянного ящика, где вода капала с равномерной скоростью и приводила в движение стрелки. Этими часами пользовалось все семейство.
В 23 года Исаак Ньютон уже был авторитетным учёным, о котором научный мир знал как о гениальном математике. Он сформулировал три важнейших закона механики, открыл закон всемирного тяготения, но никакое яблоко ему на голову не падало, это всего лишь миф.
Михаил Ломоносов
Большое влияние на формирование личности будущего великого ученого оказала его мама Елена Ивановна. Она обучила сына основам грамоты, привила интерес к окружающему миру и любовь к книгам. Елены Ивановны не стало, когда Михаилу было 10 лет. В это же время он стал помогать отцу на рыбном промысле в Белом и Баренцевом море. Еще через год мальчик начал учиться грамоте у сельского священника. Так как до деревни, где жили Ломоносовы, ещё не добрались новые книги, то Михаил учился по книгам XVII века. К 14 годам Михаил полностью овладел грамотой и стал лучшим чтецом на селе. Прочтя жития святых, он затем легко пересказывал их «сидящим в трапезной старичкам».
Все знают историю о том, как 18-летний Михайло Ломоносов отправился пешком в Москву. Но не все знают причину – мачеха вынуждала его жениться, а не продолжать обучение. Отправляясь в долгий путь, юноша взял с собой только одежду и две книги – «Грамматику» и «Арифметику». Согласно легенде, он шел с рыбным обозом три недели. А в Москве, уже на третий день пребывания, поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Юноша жил всего на пару копеек в день и полностью посвятил себя учебе. Так, за один год он освоил программу трех лет! Впоследствии Михаил Ломоносов стал главным ученым страны и навсегда изменил ее будущее.
Дмитрий Менделеев
Великий химик Дмитрий Менделеев в школе часто получал плохие оценки. Уроки химии он прогуливал, а латынь не переносил на дух. Его даже хотели выгнать из гимназии, но оставили из-за уважения к его отцу, который раньше был директором этого учебного заведения. Помимо плохих отметок у юного Менделеева были проблемы и с поведением: он слыл известным хулиганом и часто участвовал в драках. Однако к концу обучения в гимназии он взялся за ум и даже получил золотую медаль.
Похожая история случилась и во время обучения в педагогическом институте. Из-за посредственной успеваемости Дмитрий был оставлен на второй год. Некоторые преподаватели даже сомневались: справится ли студент Менделеев? Но будущий именитый ученый настолько хорошо подготовился к выпускным экзаменам, что ему аплодировал профессорский состав.
Любил решать головоломки, а дома играл в «учителя», причем причём старшим братьям и сёстрам (а Дмитрий был 17-ым! ребенком в семье) приходилось нелегко, так как маленький «педагог» был очень строг и требователен. Менделеев унаследовал от матери любовь к чтению, его волновали путешествия и открытия.
С именем Менделеева первым делом связывают периодическую таблицу химических элементов. Но у ученого было немало других достижений! Он создал теорию происхождения нефти и разработал технологию ее переработки, сформулировал теорию растворов и даже изобрел самые точные для того времени весы. Дмитрий Менделеев занимался воздухоплаванием и кораблестроением, дружил с великими художниками и поэтами, улучшал работу шахт и рудников, сыроварен и текстильных фабрик.
И, кстати, очень не любил легенду, согласно которой он якобы придумал свою периодическую таблицу во сне. Дмитрий Иванович, по словам домочадцев, говорил по этому поводу так:
«Помилуй Бог! Я двадцать лет работал над этим законом! А по их мнению выходит, заснул - и вот тебе результат? Это же смешно!».
Томас Эдисон
Томас Эдисон пошел в школу в 7 лет, но проучился там недолго. Педагоги считали мальчика неспособным к учебе и были вынуждены перевести его на домашнее обучение. До 11 лет образованием Томаса занималась его мать.
Эдисон имел очень плохой слух, но зато был усидчивым и мог полностью сконцентрироваться на задании. В девять лет Томас прочитал свою первую научную книгу, которая называлась «Натуральная и экспериментальная философия». В ней описывались самые передовые научные опыты того времени. Эта книга настолько впечатлила будущего гения, что в подвале дома он создал домашнюю лабораторию, где тайком проводил эксперименты. Чтобы никто не прикасался к флаконам с веществами, юный экспериментатор на каждом из них надписывал слово «яд».
Эдисон начал трудиться еще в раннем детстве, помогая своей матери продавать овощи и фрукты. В 12 лет он устроился газетчиком. Заработок уходил на покупку химических веществ для опытов.
Примечательно, что первые изобретения Эдисона были высмеяны. После чего он сформулировал принцип: «Никогда не изобретай того, на что нет спроса, и того, что нельзя применить на практике».
Так, Томас изобрел электрический аппарат, который подсчитывал результаты голосования. Но американские парламентарии посчитали новинку «самым бесполезным изобретением из всех». А сейчас аппаратами для подсчета результатов голосования пользуются во всем мире.
Томас Эдисон вошел в историю как выдающийся изобретатель, получивший более тысячи патентов. Он создал фонограф, лампу накаливания, кинетоскоп, основал компанию «General Electric» и стал миллионером.
Стив Джобс
Даже в детстве он хотел всё делать по-своему. На любое стандартное задание пытался найти небанальное решение. «Я всегда чувствовал себя особенным», - говорил Стив. «Мои родители заставили меня чувствовать себя особенным». Джобс всегда знал о том, что его усыновили, но испытывал к приёмным родителям глубокую любовь и признательность за то, что они сумели привить ему уверенность в себе, доверие к миру и чувство собственной уникальности.
В доме семьи был гараж, где работал отец — автомобильный механик. Однажды он огородил часть стола и сказал Стиву: «Теперь это твой верстак». Машины не привлекали юношу, но ему нравилось проводить время с отцом, ремонтируя разные вещи. Когда глава семьи ездил на свалку в поисках запчастей, Стив всегда сопровождал его.
И хотя Стив с детства был сообразительным, умел читать еще до того, как пошел в детский сад, однако в школе у него не всё шло гладко. «Первые несколько лет мне было скучно, поэтому я развлекался тем, что попадал в неприятности», — признался впоследствии сам человек-легенда. Так, однажды Стив со своим другом уговорили других учеников назвать им комбинации от велосипедных замков. Узнав десятки комбинаций, они поменяли все замки местами. Шуму было много!
Но со временем Джобс стал более усидчивым и внимательным. Уже к концу четвёртого класса он занимал лидирующие позиции по успеваемости. Таже Стив проявлял усидчивость в работе, например, работая над первым Mac — команда Apple в течение трёх лет трудилась по 90 часов в неделю, благодаря чему и был создан этот продукт.
Истории великих изобретателей учат нас главному: уметь делать к своей цели, стремиться узнавать новое и познавать мир. «Школа изобретателей. Москва» учит именно этим навыкам, а также развивает умение смотреть на мир с разных точек зрения. Это помогает пробовать новые идеи, находить нестандартные решения и двигаться вперёд.