Векторное кольцо создало Волшебный календарь, вполне компенсировав свою дьявольскую сущность... Как иначе мы достигли бы высот вдохновенья?
"Творчество радости" (сентябрь 2005)
Прямо скажем, творческие люди не слишком большие оптимисты. Само обращение к творчеству – это уже следствие энергетических проблем. А тут ещё истощение и усталость, которые несут сами по себе творческие занятия. Впрочем, бывают такие годы, когда всё ладится, всё удается и настроение столь бодрое, что радость льется из глаз, ушей, рук, и все это неизбежно отражается на творчестве. Так рождаются творения радости. Ну, а причина радости – это, конечно же, год Лихой удачи.
1786 (год Лошади) – Моцарт (Крыса)
Моцарту 30 лет, он может всё, но мечтает об опере. Однако заказов не поступает. Тут и случается 1786 год. Моцарт забраковал сотни сюжетов, пока не уперся в комедию Бомарше - "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Никогда еще Моцарт не работал с таким увлечением. К весне опера была закончена.
Премьера новой оперы в Вене состоялась 1 мая 1786 года. Успех был огромный. Многие арии по желанию публики приходилось повторять на бис. Аналогично в Праге. Мелодии из "Свадьбы Фигаро" звучали повсюду: на улицах и площадях, в трактирах и на танцевальных вечеринках. Музыка "Свадьбы Фигаро" стала народной.
1823 (год Козы) – Людвиг Ван Бетховен (Тигр)
Людвигу Ван Бетховену чуть менее 53 лет. Он создает произведение, которое могло бы стать главным символом в данной теме. Ещё бы, это сама «Ода к радости» на стихи Шиллера, ставшая гимном объединенной Европы. (Радость льётся по бокалам. Золотая кровь лозы. Дарит кротость каннибалам, робким силу в час грозы…)
1833 (год Змеи) – Александр Пушкин (Коза)
Пушкину 34 года. Не уверен, что этот год был самым весёлым, но точно одним из самых плодотворных. Окончание «Евгения Онегина», «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дубровский», «Пиковая дама».
1836 (год Обезьяны) – Николай Гоголь (Змея)
У Змей, как известно, Переломный и год Лихой удачи парами ходят. Вот и затеялся в Переломный год (1835) Гоголь писать «Мертвые души», ибо тяжко ему было, и давление на него было огромное. Но следом пошёл 1836 год и Гоголь отложив мрачные по духу (да и по названию «души») пишет блестящего и весьма смешного «Ревизора» и только после этого возвращается к «душам». Гоголю всего 27 лет. Тем же годом датируется «Нос», «Коляска».
1882 (год Лошади) – Антонио Гауди (Крыса)
19 марта 1882 года на окраине Барселоны собрались самые именитые люди города. Епископ в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. «...Да проснутся спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну...» С этими словами был заложен первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного прославлению Святого Семейства. Так было заложено одно из самых светлых и самых оптимистичных архитектурных творений на Земле.
1895 (год Козы) – Герберт Уэллс (Тигр)
Какая вещь Герберта Уэллса самая светлая и оптимистичная? Думается, «Машина времени». Ну, уж не «Война миров», точно. Это был первый опубликованный роман (до того была лишь закопанная рукопись «Аргонавтов хроноса»), и как всегда в дебюте писатель сильно выкладывается. Кроме того, Уэллс молод, а стало быть, бодр и весел (ему только 29 лет). И все же главное в другом, – в этот год Тигру все дозволено!
Дебют Уэллса оказался триумфальным. "Машина времени" ещё печаталась, а уже появились восторженные рецензии на неё. В тот же месяц, когда закончилась журнальная публикация, в мае 1895 года, «Машина» была опубликована отдельным изданием сразу в Англии и США. Книга произвела ещё большее впечатление, чем журнальная публикация. Её читали взахлеб, автора называли гением. Смелость и нежелание угождать устоявшимся мнениям публики, выразительный, энергичный стиль, необычность манеры, живое воображение - вот неполный список достоинств, открытых критиками в Уэллсе после выхода его первого романа.
1911 (год Кабана) – Анри Матисс (Лошадь)
Самая лучшая, самая светлая картина – «Золотые рыбки». Слов нет, надо видеть. Но, кажется, эта картина лучится. Ни у Матисса, ни у других такого излучения я не встречал.
1925 (год Быка) – Сергей Эйзенштейн (Собака)
Лучший фильм всех времен и народов «Броненосец Потемкин» был снят вдохновенно и мощно. А ведь он был театральным режиссером и пришел в кино только в 1924 году. В 1925 году он снимает «Стачку». В том же году, за рекордно короткие сроки (съемки и монтаж заняли три месяца) был выпущен фильм "Броненосец "Потемкин".
Чудеса валились в тот год на 27-летнего автора как из решета. На премьерном показе в кинотеатре «Художественный» самопроизвольно склеилась пленка, которую Эйзенштейн не успел склеить заранее. Домком, расчувствовавшись, присудил режиссеру квартиру. Американская академия назвала лучшим фильмом года. Ну и конечно, овации, овации… И все это дебютанту 27 лет.
1928 (год Дракона) – Морис Равель (Кабан)
Морис Равель сочинил «Болеро» летом 1928 года в своем уединенном доме под Парижем, ему 53 года. Многие испытания его жизни позади – решающие и опустошающие, ведь Равель провел по меньшей мере два года на фронте Первой мировой войны. Тем не менее, именно в этот год он пишет своё главное, своё флаговое произведение, ставшие символом чуть ли не всей французской музыки.
«Болеро» имело оглушительный успех в Европе 1928 года, в Европе, которая не ожидала никаких новых катастроф. Успех сочинения был поистине успехом шлягера. Тему «Болеро» напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице. Поистине это тема века. Её способен был, кажется, напеть каждый любитель музыки. И вместе с тем «Болеро» восхищались профессионалы, а это уже совершенно другой уровень успеха. Сергей Прокофьев назвал “Болеро” чудом искусства.
Заболоцкий в 1957 году, спустя почти тридцать лет после создания “Болеро”, написал в стихотворении, посвященном равелевскому шедевру: “Вращай, История, литые жернова, будь мельничихой в грозный час прибоя! О, “Болеро”, священный танец боя!” Гигантская энергетика произведения Равеля, это нарастающее напряжение, это немыслимое крещендо – поднимает, очищает, разливает вокруг себя свет, которому не дано померкнуть никогда.
1936 (год Крысы) – Владимир Вайншток (Обезьяна)
Самый светлый, самый радостный фильм, какой только можно представить: «Дети капитана Гранта». Пробовали сделать римейк на ту же музыку, но энергии нет. А тогда была. Кто привык за победу бороться, с нами вместе пускай запоет: “кто весел - тот смеётся, кто хочет - тот добьётся, кто ищет - тот всегда найдёт!” А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер, веселый ветер, веселый ветер! Моря и горы ты обшарил все на свете, и все на свете песенки слыхал. Спой нам, ветер, про чащи лесные, про звериный запутанный след, про шорохи ночные, про мускулы стальные, про радость боевых побед!»
1957 (год Петуха) – Михаил Калатозов (Кот)
Режиссер Михаил Калатозов снял не так уж много. Но благодаря одному единственному фильму он прославился на весь мир. Разумеется, это «Летят журавли», фильм по которому мир узнал Россию. Он так и остался единственным нашим фильмом получившим «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Вот что значит все сделать во время.
1962 (год Тигра) – Михаил Ромм (Бык)
В марте 1962 состоялась премьера фильма «Девять дней одного года». Снял фильм, в перерывах между лекций во ВГИКе не молодой уже Михаил Ромм. Фильм потряс страну своими героями, великими оптимистами и тружениками.
1968 (год Обезьяны) – Федор Хитрук (Змея)
Федор Хитрук величайший мастер, не знавший провалов. И все же самый отвязный, самый невероятный шедевр мастера – это «Фильм, фильм, фильм». Все потрясает в этом коротеньком мультфильме – идея, музыка, исполнение, отдельные эпизоды («утверждение сценария», «маленькая девочка», «душитель») и великолепная концовка с трясучкой коллектива авторов.
1969 (год Петуха) – Вячеслав Котеночкин (Кот)
Никогда не был поклонником сериала созданного Вячеславом Котеночкиным «Ну, заяц погоди!». Тем не менее, вынужден признать, что страна была покорена этим фильмом, автор получил славу невероятную, а дети наши много радости! А начиналось все очень скромно в 1969 году. Кто бы тогда мог подумать, что невинная шалость антикармического года отнимет у Котеночкина 20 лет!
1974 (год Тигра) – Андрей Кончаловский (Бык)
«Романс о влюбленных» - культовый фильм целого поколения. Тех, кто был тогда молод. Конечно, фильм такого рода не мог понравиться всем, уж больно расковано творил кино его создатель. Много рискованных и даже сомнительных сцен, но все так лих получилось, особенно Александр Градский (Бык) лихо спел.
1979 (год Козы) – Евгений Татарский (Тигр)
Один из самых блестящих и самых любимых фильмов русского народа «Приключения принца Флоризеля» Евгения Татарского. Случайная встреча режиссера со сценарием. Долгая борьба за актеров (начальство и сценарист не хотели ни Олега Даля, ни Любовь Полищук, ни Игоря Дмитриева), изумительные съемки и наконец полное неприятие фильма начальством. В Питере дали вторую категорию, а Москва не приняла вообще. Пришлось вводить закадровый голос, что, впрочем, только улучшило фильм. Игорь Дмитриев весь закадровый текст записал за один день. Короче говоря, акт о приеме картины был подписан. Это было в декабре 1979 года.
1984 (год Крысы) – Милош Форман (Обезьяна)
Даже у гения далеко не все фильмы получаются одинаково гениальными. И уж совсем редко гения заваливают «Оскарами». Ну а так, чтобы при этом еще и народ нахваливал, то есть делал кассу – это совсем редко. Тем ни менее все получилось у Милоша Формана с «Амадеусом», снятым в 1984 году. Тут и антикармический год в помощь, и векторный сюжет (Моцарт и Сальери) и главное правило успеха: «возьми великого слугу, продифференцируй его по времени и пространству и получишь все что хочешь!»
***
В 2006 году выходит книга "Тайны Векторного кольца"
Было добавлено девять эпизодов
1917 (год Змеи) - Ярослав Гашек (Коза)
Одна из самых смешных книг человечества - "Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны" была написана в 1921 году. Однако самый главный, первый импульс книге был дан в Киеве в 1917 году, когда была написана повесть "Бравый солдат Швейк в плену". Не уверен, что романтичный и прелестный Киев в 1917 году был так уж светел и радостен, но для Гашека все тогда окрасилось в светлые тона.
1921 (год Петуха) - Илья Эренбург (Кот)
Он был малоизвестным поэтом, пока в самые короткие сроки в 1921 году не написал свой первый роман "Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников...", который с ходу принес ему мировую известность. Назвать роман радостным я бы не решился, но была в нём невероятная степень отвязанности и внутренней свободы, которая потом ушла безвозвратно.
1923 (год Кабана) - Корней Чуковский (Лошадь)
Первую свою сказку, достаточно случайно, Корней Иванович написал в 1917 году ("Крокодил"). Совсем другое дело - это цикл, начало которому положил 1923 год. Именно в том году были написаны "Мойдодыр" и "Тараканище", буквально брызжущие энергией. Потом уже на пойманном настроении возникло (в 1924-1926 годах) все остальное - "Муха-цокотуха", "Айболит" и прочее...
1933 (год Петуха) - Григорий Александров (Кот)
Что может быть веселее, задорнее и светлее, чем "Веселые ребята"? Конечно, молодость самого режиссера (30 лет), его влюбленность в молодую и прекрасную актрису. И всё же главное - год Лихой удачи, так лихо и весело на душе бывает только раз в 12 лет. Александров, конечно, и дальше снимал веселые фильмы, но такого как этот, больше не снял, мастерство росло, но исчезла былая лёгкость.
1935 (год Кабана) - Алексей Толстой (Лошадь)
Впервые он столкнулся с этой темой в лихом для него 1923 году, когда, порвав с эмиграцией, решил вернуться на родину. Именно в тот год он отредактировал перевод с итальянского "Пиноккио" Карло Коллоди. Но веселая детская тема не ушла слишком далеко. В 1933 году он подписывает договор с "Детгизом" на создание детской книги. Однако не пишется. Дальше ещё хуже - в конце 1934 года писателя разбивает инфаркт. Какие уж тут детские книги. Но тут наступает благословенный 1935 год, и больной, разбитый человек сразу же (январь) начинает писать одну из самых светлых и жизнерадостных книг.
Объяснения чуду, как всегда, обыденные: мол, врачи запретили больному писать тяжелый "1919 год", и, не выдержав бездействия, он принялся за детскую книгу. Весной 1935 года Толстой дописывает сказку, а уже в 1936 году начинается триумфальный путь маленького шедевра, сначала в "Пионерской правде" и сразу же отдельным изданием.
1939 (год Кота) - Рональд Толкиен (Дракон)
В 1937 году была опубликована сказка для детей под названием "Хоббит", которая стала для Толкиена черновиком давно созревавшего замысла. В 1939 году, уже не для детей, а для себя и для взрослых друзей, Толкиен принялся писать странное, на первый взгляд, продолжение "Хоббита" - эпопею "Властелин Колец".
1940, 1952 (годы Дракона) - Эрнест Хемингуэй (Кабан)
Лучшая книга прославленного автора - "По ком звонит колокол" - написана им в 1940 году, когда он перебрался на Кубу. Именно эта книга принесла ему всемирную славу и сделала самым известным в мире писателем. Удивительно, но ещё большую славу принесла Хемингуэю другая работа года Дракона (1952) - повесть-притча "Старик и море". Ему за это произведение даже Нобелевскую премию дали.
1964 (год Дракона) - Леонид Гайдай (Кабан)
"Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Вся подготовительная работа к фильму и, главное, утряска сценария и подбор актеров прошли в 1964 году. Сами съемки проходили с июля 1964-го по апрель 1965 года. Работали в Москве, Ленинграде и Одессе. В любом случае львиная доля фильма впитала энергию именно года Лихой удачи.
1983 (год Кабана) - Джеймс Кэмерон (Лошадь)
Жизненный график Лошади таков, что Переломный год следует сразу за годом Лихой удачи. Так что свой самый знаменитый фильм "Терминатор" Кэмерон задумал и снял в год Кабана, а выпустил в прокат уже в год Крысы. Успех был фантастическим.
***
В дальнейшем на сайте была открыта рубрика. "Прорыв. Лихая удача"
https://xsp.ru/sh/projects/temseries.php?id=133
В ней я продолжил тему... Ещё шесть эпизодов
1914 (год Тигра) - Чарли Чаплин (Бык)
Ещё осенью 1913 года Чарли Чаплин (16.04.1889) был никому не нужным рядовым актёром. Его вроде как приютил продюсер Мак Сеннет, но тут же разочаровался в нём и хотел его уволить. Но в самом начале 1914 года актёр, отойдя от грубого стиля сеннетовских комедий стал создавать своего героя. У нагловатого жулика и ловеласа появляется всё больше человеческой теплоты и лиризма, постепенно рождается образ "Маленького Бродяги". Мешковатые штаны и слишком узкая визитка, котелок, который маловат и огромные башмаки, маленькие усики... Но самое поразительное, в течение 1914 года он уже не просто актёр, но также сценарист и режиссёр. Четыре года подряд его заработок возрастал на порядок (от ста долларов в неделю до миллиона)
1960 (год Крысы) - Владимир Войнович (Обезьяна)
Владимир Войнович (26.09.1932) четыре года отслужил в армии, потом приехал в Москву, пытался поступить в Литинститут - стихи он начал писать ещё на службе, — недолго проучился на истфаке пединститута, каким-то образом оказался на целине, снова вернулся в Москву... Биография ничем не примечательного человека. А потом случился 1960 год, и им было написано стихотворение, которое мгновенно взорвало всю его жизнь. "Заправлены в планшеты космические карты"... Ничего особенного, но очень уж ко времени. И понеслось... Войновича мгновенно приняли в Союз писателей, он начал публиковаться в толстых литературных журналах, его соавторами стали В.Катаев, В.Аксёнов, Ф.Искандер. Что касается песни, то её пела буквально вся страна
1969 (год Петуха) - Владимир Мотыль (Кот)
Многострадальный сценарий Ежова и Ибрагимбекова (Петух и Кот) "Басмачи" был готов в 1967 году. Никто из больших мастеров снимать фильм не хотел, наконец согласился Владимир Мотыль (26.06.1927). Съемки начались летом 1968 года, но были организованы ужасно, а потому шли очень тяжело. В ноябре 1968 года они были закончены, отснятый материал был представлен руководству и... признан неудовлетворительным. Начали искать нового режиссера, но все отказывались. Решили фильм отправить в утиль, но минфин отказался списывать израсходованные 300 000 рублей. В результате было решено начать всё по новой. С мая по сентябрь 1969 года фильм был доснят. Вскоре случился знаменитый брежневский просмотр, а в декабре 1969 года состоялась премьера. Архетипический шедевр прорвался к своему народу
1959 (год Кабана) - Жан-Люк Годар (Лошадь)
Никому не известный, и в общем-то неудачник (бросил Сорбонну, не поступил в киношколу, пойман на воровстве), Жан-Люк Годар (3.12.1930) снял несколько короткометражек... Но без особого успеха. И вот наконец, съемки первого полнометражного фильма. Денег практически нет, экономить приходится буквально на всём, сценарий толком не написан, в главной роли никому не ведомый Жан-Поль Бельмондо, актёр с весьма сомнительной внешностью. Съемочный период длился с 17 августа по 15 сентября 1959 года. И вот из всего этого родился мировой шедевр, по мнению огромного числа критиков и зрителей, фильм перевернувший историю мирового кинематографа - "На последнем дыхании". Такая вот фантастическая история!
1919 (год Козы) - Агата Кристи (Тигр)
На первом месте тиражи Библии, на втором - Шекспира, а на третьем... Конечно же, Агата Кристи (15.09.1890). Миллиард экземпляров на английском и ещё миллиард на всех остальных... И не надо сомневаться, это действительно великая литература, объединившая читателей всего мира. Всё сошлось в этом чуде, интригующий Календарный знак, Социальный Имидж, художественно-интеллектуальный Годовой знак... Но не обошлось и без Календарного волшебства. Именно в 1919 году она родила дочь и (видимо от восторга) создала дебютный роман "Загадочное происшествие в Стайлзе", придумала главных героев (Пуаро, Гастингс, Джепп) и стала рассылать роман по издательствам. С шестой попытки повезло... (Татьяна Усиленок)
1962 (год Тигра) - Эрнст Неизвестный (Бык)
Выставка в Манеже в декабре 1962 года, готовилась как целенаправленная провокация против художников, которые не слишком вписывались в каноны социалистического реализма. И в целом провокация удалась, приглашенный на выставку (1.12.62 - день Быка) Никита Хрущев рвал и метал, жалел о народных деньгах потраченных на холсты и краски, называл художников педерастами. Но был художник, вернее скульптор, который в этот момент совершил грандиозный прорыв к всемирной славе. Это Эрнст Неизвестный (9.04.1925). То ли все остальные авангардисты были не столь талантливы, то ли кроме Неизвестного не было больше Быков. В любом случае пиар получился знатным. Неизвестный и по сей день один из самых знаменитых скульпторов мира.
***
Считаю эту тему одной из важнейших, и надеюсь ещё не раз к ней вернуться