Найти в Дзене
КиноБуква

«Франкенштейн» - новая экранизация одного из самых известных готических романов от Гильермо дель Торо

«Из всех частей, составляющих этого человека, какая хранит его душу?» Думаю, ни для кого не секрет, что в основе фильма – культовый готический роман англичанки Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», опубликованный еще в 1818 году и считающийся одним из определяющих текстов научной фантастики. Это история о границах человеческого разума и ответственности. Ответственности за созданную жизнь, что бы это ни значило. Молодой ученый Виктор Франкенштейн, который заигрался в Бога, из кусков трупов скроил существо, но не был готов к тому, что это существо потребует внимания, воспитания, заботы. По факту будучи родителем, Виктор бросил свое дитя. И таким образом сам стал монстром, со всеми вытекающими последствиями. Так кто здесь настоящий монстр? И кто главный виновник трагедии? Экранизаций, начиная с 1910 года, когда вышел первый короткометражный ужастик, десятки. Самые известные - Джеймса Уэйла 1931 года с Борисом Карлоффом, Мэй Кларк и Колином Клайвом, и «Франкенштейн Мэри Ше
Оглавление
«Из всех частей, составляющих этого человека, какая хранит его душу?»

Думаю, ни для кого не секрет, что в основе фильма – культовый готический роман англичанки Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», опубликованный еще в 1818 году и считающийся одним из определяющих текстов научной фантастики.

Кадр из фильма «Франкенштейн», 2025 год, режиссер Гильермо дель Торо
Кадр из фильма «Франкенштейн», 2025 год, режиссер Гильермо дель Торо

Это история о границах человеческого разума и ответственности. Ответственности за созданную жизнь, что бы это ни значило. Молодой ученый Виктор Франкенштейн, который заигрался в Бога, из кусков трупов скроил существо, но не был готов к тому, что это существо потребует внимания, воспитания, заботы. По факту будучи родителем, Виктор бросил свое дитя. И таким образом сам стал монстром, со всеми вытекающими последствиями. Так кто здесь настоящий монстр? И кто главный виновник трагедии?

Экранизаций, начиная с 1910 года, когда вышел первый короткометражный ужастик, десятки. Самые известные - Джеймса Уэйла 1931 года с Борисом Карлоффом, Мэй Кларк и Колином Клайвом, и «Франкенштейн Мэри Шелли» 1994 года Кеннета Брана, где в главных ролях сам режиссер, Роберт де Ниро и Хелена Бонэм Картер. Кстати, именно версия Брана – самая близкая к тексту.

Лично я жду выхода «Невесты» с Джесси Бакли, а пока решила посмотреть, что же снял Гильермо дель Торо – признанный мастер мрачных сказок. Его «Лабиринт фавна», «Багровый пик», «Форма воды» и «Аллея кошмаров» - просто великолепны. И режиссер предан себе – он экранизировал Шелли именно так, как и ожидалось – визуально бесподобно. Сохранилась ли при этом суть произведения?

🎬Франкенштейн (2025)

Frankenstein

Гильермо дель Торо вынашивал идею этой экранизации аж с 2008 года, и только сейчас мы видим результат. Режиссер не скрывал, что его фильм не будет повторять первоисточник. Куда как важнее впечатлить масштабом и визуальной красотой.

Что ж, спасибо за честность. Масштаб, динамичность и картинка и правда поражают. Это не просто красиво, это безумно красиво. Красиво во всем. Красиво от панорам и пейзажей до тончайших мелочей. Снега Северного полюса, интерьеры, механизмы, детали платья Элизабет, готические прически, ежедневный десятичасовой грим Джейкоба Элорди, воплотившего Франкенштейна. Кстати, первоначально на эту роль утвердили Эндрю Гарфилда, над его гримом работали целых девять месяцев, но Гарфилд покинул проект из-за занятости. Когда на его место пришел Элорди, все пришлось срочно переделывать, и уложились в рекордные девять недель. Вот это мастерство! Из красавчика Джейкоба Элорди получился великолепный монстр.

Вангую, Элорди («Солтберн», роль Элвиса Пресли в «Присцилла: Элвис и я», «На быстрых лошадях») мы теперь часто будем видеть. Не за горами выход как минимум еще одной важной работы – Хитклифф в новой экранизации «Грозовой перевал».

Режиссёр, создавая фильм, вдохновлялся иллюстрациями к «Франкенштейну» знаменитого американского художника Берни Райтсона, выполненными пером и тушью. Райтсон, в свою очередь, при работе полагался на реальные описания персонажей и предметов в романе Мэри Шелли, так как хотел, что готовая книга в итоге выглядела, как антиквариат.

И это желание передать атмосферу и дух эпохи, как у Берни Райтсона, так и у Гильермо дель Торо, на мой взгляд, очень ценно.

Кстати, не все помнят/знают такой факт - Шелли начинает свой рассказ с Петербурга и Архангельска. Именно откуда английский исследователь Уолтон отправляется на Северный полюс, чтобы исследовать новые земли. В пути корабль капитана подбирает полуживого Виктора Франкенштейна, который и рассказывает Уолтону всю эту драматичную историю, включая то, каким образом он здесь очутился.

Что же по сюжету, то режиссер был прав. Тут все действительно отдаленно и по мотивам, потому как Элизабет Лавенца (Миа Гот) убивает не монстр Франкенштейн, а его создатель Виктор Франкенштейн (Оскар Айзек).

На этом фоне все прочие изменения (детство Виктора, например, его мотивация к созданию чудовища и вообще любовная линия) уже даже не так поражают, хотя, разумеется, меняют смысл всей истории. Франкенштейн из монстра превращается в самого человечного персонажа с тонкой душевной организацией. И это становится красивой историй любви и прощения. Нежная привязанность Элизабет к монстру, прощание и прощение между Виктором и его детищем, искусственным человеком, возжелавшим себе невесту…

В общем, как красивая, мрачная готическая сказка фильм прекрасен. Как экранизация – нет.

Если видели, то как вам? А если нет, то планируете?

Ещё больше о фильмах и сериалах в ТГ , ВКонтакте и Max. Подписывайтесь, буду рада!