Найти в Дзене
Записки из чемодана

Что стало с той самой «Девочкой с персиками»? Жизнь и трагедия после знаменитого портрета

Знакомое с детства лицо: румянец на щеках, лукавый взгляд, взъерошенные волосы, в руках – бархатистый персик. «Девочка с персиками» Валентина Серова – это символ беззаботной юности и света. Но знаете ли вы, что история девочки с картины скрывает за этой улыбкой драму, которая могла бы стать сюжетом для романа? В 1887 году в усадьбе Абрамцево Серов написал портрет 11-летней Веры Мамонтовой, дочки известного промышленника и мецената. Картина, полная воздуха и света, стала революционной для своего времени. Но Вера была не просто случайной натурщицей – она выросла в уникальной творческой среде, где постоянно бывали лучшие художники эпохи. Именно поэтому образ повзрослевшей Веры можно встретить и на других полотнах. Присмотритесь к работам Виктора Васнецова «Девушка с кленовой веткой» и «Боярышня» – в них та же одухотворенная красота. Черты лица Веры Мамонтовой, выразительные и запоминающиеся, угадываются и в образах, созданных Михаилом Врубелем: в хрупкой «Снегурочке» и загадочной «Егип
Оглавление

Знакомое с детства лицо: румянец на щеках, лукавый взгляд, взъерошенные волосы, в руках – бархатистый персик. «Девочка с персиками» Валентина Серова – это символ беззаботной юности и света. Но знаете ли вы, что история девочки с картины скрывает за этой улыбкой драму, которая могла бы стать сюжетом для романа?

«Девочка с персиками» Валентина Серова, написанная в 1887 году
«Девочка с персиками» Валентина Серова, написанная в 1887 году

Муза, вдохновлявшая гениев

В 1887 году в усадьбе Абрамцево Серов написал портрет 11-летней Веры Мамонтовой, дочки известного промышленника и мецената. Картина, полная воздуха и света, стала революционной для своего времени. Но Вера была не просто случайной натурщицей – она выросла в уникальной творческой среде, где постоянно бывали лучшие художники эпохи.

Именно поэтому образ повзрослевшей Веры можно встретить и на других полотнах. Присмотритесь к работам Виктора Васнецова «Девушка с кленовой веткой» и «Боярышня» – в них та же одухотворенная красота.

«Девушка с кленовой веткой» Виктора Васнецова, написанная в 1896 году
«Девушка с кленовой веткой» Виктора Васнецова, написанная в 1896 году

Черты лица Веры Мамонтовой, выразительные и запоминающиеся, угадываются и в образах, созданных Михаилом Врубелем: в хрупкой «Снегурочке» и загадочной «Египтянке». Она была настоящей музой для целого поколения творцов.

«Снегурочка» Михаила Врубеля, созданная в 1890 году
«Снегурочка» Михаила Врубеля, созданная в 1890 году

Счастливый брак и внезапная трагедия

В 1903 году Вера, уже не девочка, а прекрасная барышня, вышла замуж по большой любви за Александра Самарина, представителя знатного дворянского рода. Родители жениха были против этого брака, считая семью Мамонтовых «купеческой», но любовь победила. Это была та самая история, о которой мечтают.

У супругов родилось трое детей. Казалось, что счастье безоблачно. Но ему было отмерено всего четыре года. В 1907 году Вера заболела воспалением легких. Медицина того времени часто была бессильна перед этой болезнью. Она «сгорела» всего за три дня. Ей было всего 32 года.

Тень суеверий и вечная любовь

Смерть такой яркой молодой женщины не могла не обрасти мифами - в народе поползли слухи... Люди шептались, что виной всему – Врубель. Художник, чья жизнь и сама была полна мистики и трагизма, за 16 лет до смерти Веры Мамонтовой написал картину «Тамара в гробу»… используя ее черты. Суеверные современники увидели в этом дурное предзнаменование, роковую печать.

Но самая сильная и настоящая история – это история любви ее мужа. Александр Самарин, государственный деятель, человек с твердым характером, так и не смог оправиться от удара. Он больше никогда не женился, оставшись верным свое Вере.

Храм Живоначальной Троицы, возведенный Александром Самариным в память о своей супруге
Храм Живоначальной Троицы, возведенный Александром Самариным в память о своей супруге

В ее любимом имении он построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиеве – белокаменную церковь, ставшую памятником их любви. Но и эта память была растоптана временем. В 1930-х годах храм закрыли, превратив его в склад для химикатов.

Заключение

Так что же мы видим теперь в «Девочке с персиками»? Уже не только гениальную картину. Перед нами — целая жизнь. Яркая, но короткая. Жизнь музы, вдохновлявшей великих художников, но не сумевшей избежать трагической судьбы. И вечная любовь, ставшая ей памятником.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи. Мы есть в Телеграм и в ВК.