Если честно, я думал, будет какой-нибудь фильм о тяжёлой жизни бурильщиков. Оказалось – отечественные ужасы!
Я вспоминаю, как в конце 80-х годов в газетах появилась сенсация: мол, пробурили эту скважину глубиной в двенадцать километров, и внезапно услышали оттуда стоны грешников, а кто-то даже видел, как из скважины выпрыгнул чёрт и побежал за пивом.
Ну, что я могу сказать. Как-то сатана безответственно подошёл к вопросу оборудования чистилища. По нашим меркам двенадцать километров, вроде бы, глубоко. А на самом деле диаметр Земли составляет 12700 километров. Что по сравнению с этим глубина в 12 километров? Это всё одно, что рассказывать, как ты копал на огороде картошку и случайно раскопал земное ядро.
Ладно, перейдём к фильму. В самом начале нас знакомят с главной героиней – эпидемиологом Анной Фёдоровой. Причём, представляется она со странным акцентом: «Фьодорова». Я даже сначала думал, что фильм американский. Ан нет, наш, просто Анну играет сербская актриса Милена Радулович. Видимо авторы думали, что лёгкий акцент придаст персонажу свежесть и колорит, на самом же деле это выглядит странно.
На руках у Анны умирает пациент, на котором она испытывала экспериментальную вакцину, и всё это для того, чтобы этот пациент потом пару раз явился ей в кошмарных видениях.
На мышах надо было испытывать свою вакцину. Тогда и человек остался бы жив, и гигантские мыши, приходящие в видениях и с укоризной заглядывающие Анне в глаза, добавили бы в фильм напряжения.
Но вот канун очередного Нового года, по телевизору выступает Горбачёв, и обещает всем, кто вёл себя плохо в прошедшем году, что-то расширить и углубить.
И тут, перед самым боем Курантов, звонит телефон. Это шеф Анны, полковник ГРУ, которого играет бывший ведущий «Утренней почты» Николай Ковбас.
Полковник Ковбас приказывает срочно собираться в дорогу: где-то под Мурманском зафиксирована вспышка странной инфекции, необходимо лететь туда и взять образцы.
И вот уже Анна, Ковбас и несколько десантников летят на вертолёте к Кольской скважине под радостное блеяние Михаила Муромова, который распевает «Яблоки на снегу». Если киноделы раскошелились не на простые яблоки, а на «Яблоки на снегу», это что-то да значит!
Не успел вертолёт сесть, как к нему ломанулся какой-то человек в белом халате. Военные, расставленные по периметру, принялись по нему стрелять и всего изрешетили. Мужик полежал-полежал, потом встал, отряхнулся, и опять направился к вертолёту. Когда он подошёл, он вытащил гранату и взорвал себя.
Зачем это необходимо было сделать именно у вертолёта – до сих пор понятия не имею, наверное, его об этом попросил режиссёр.
Пока Анна старательно собирала образцы ткани останков камикадзе в белом халате, за её действиями внимательно следил майор-десантник, лицо которого показалось мне до боли знакомым. Да это же… немецкий шпион Коля-Клаус из сериала «СМЕРШ-3», который мы закончили смотреть на прошлой неделе!
Нашу экспедицию встретил начальник станции: доктор Купитман из «Интернов», который как-то не выказывал признаков энтузиазма, а местные работяги по секрету сказали Анне, что никакой эпидемии нет, а на дне скважины – настоящий ад.
Ну, что, пока, вроде, интересно, и неплохо снято. Правда, позади целых двадцать минут фильма, но, хоть Муромова послушали – и то хлеб.
Все зашли в лифт, который должен был доставить экспедицию на глубину 5000 метров. Дальше лифт не шёл, надо было перебираться в другой, и уже в нём ехать на заветную глубину 12000 метров.
Надо сказать, что в реальную Кольскую скважину никто никогда не спускался, так как вверху у неё ширина всего около метра, а на самой глубине – вообще, сантиметров двадцать.
Купитман начал вводить код, но не угадал. Потом ещё раз не угадал и сказал, что в том случае, если он неправильно введёт код в третий раз, лифт рухнет вниз.
Я бы, на месте Ковбаса, отвесил бы ему знатного леща и поинтересовался бы у него, что это, мать его, за перфоманс?
К счастью, в третий раз всё у Купитмана получилось, и лифт весело заскользил вниз. Но где-то на полпути Купитман сказал: «Ой, разгермертизация!», схватил маску с кислородным баллоном, быстро надел её, а остальные пассажиры отключились.
Когда все проснулись, Купитмана уже не было, он принялся бегать по станции без особой цели. Раз он выскочил прямо навстречу Анне и сказал: «Спасай людей!»
Анна позвала на помощь, прибежали десантники и успели подстрелить бесноватого начальника станции, который шмыгнул в какой-то из лифтов и закрыл за собой двери.
Что с ним случилось – абсолютно не важно, так как в фильме мы его больше не увидим.
Также на этом межэтажье нашим героям встретились два человека из числа персонала станции: женщина-врач и инженер. У инженера, опять-таки, было до боли знакомое лицо.
Сколько я ни ломал голову, не мог вспомнить, где же я его раньше видел. Фильмография актёра Никиты Дювбанова мне также ничего не дала: ну не может лицо казаться таким знакомым, если ты видел его лишь в эпизодической роли в фильме «Возвращение попугая Кеши».
Пришлось гуглить. Оказалось, Никита – бывший виджей Эмтиви. Ага, кажется, что-то вспоминаю… да-да, он ещё с кем-то в паре отжигал, отличные шутки морил!
Гуглю ещё раз… естественно!!! Никита и негр Ваня – ну как я мог забыть! Актёром стал, значит! В ужасах снимается. Комик. М-да. Хотя, я его понимаю – комедии нынче ещё менее смешные, чем ужасы.
И тут датчики уловили какое-то движение. По подземному коридору к станции приближался человек.
Оказалось, это была Ольга, одна из пропавших без вести сотрудников станции. Она без всякой спецодежды пришла из зоны, в которой было двести градусов по Цельсию.
Было удивительно, как она смогла пройти через зону такой высокой температуры и не помереть. Бумага самовоспламеняется при двухстах с плюсом, а у неё даже реснички не опалились.
Ольгу тут же поместили в лазарет, стали обследовать. У неё был сильный жар, а спина была вся облезлая и с непонятными коростами. Ольга сидела, и её колбасило от холода, хотя в лазарете было тепло.
Я подумал: «Ого! По ходу, сотрудники в чертей превратились! О! Сюжет!»
И это был бы действительно сильный ход, но, увы – в фильме всё пошло не по этому пути.
Ольгу заперли в лазарете, а врач осталась за ней присматривать через окошко. Пока все отвлеклись на дела насущные и ушли, с Ольгой начали твориться странные вещи. Она с разбега начала биться головой в стекло…
Когда Анна в следующий раз заглянула в лазарет, там всё было печально: Ольга разложилась на плесень и липовый мёд, и лишь один её глаз моргал из какой-то лохматой кучи на полу.
Стены лазарета покрыл слой серого мха.
С первого взгляда было ясно: заходить в помещение ни в кем случае не следует, раз эта плесень так быстро прогрессирует. Но храбрая Анна сама зашла, чтобы взять образцы, ещё и майора Колю Клауса за собой потащила.
Они сели на корточки возле кучи с глазом, и Анна достала пробирки. И тут из кучи вырос пузырь, похожий на гриб-дождевик, да как пыхнет спорами, да прямо Коле в лицо!
А не ходи без средств индивидуальной защиты лица и кожи, военный!
В общем, Коля после этого приуныл и приболел.
А группа десантников с автоматами наперевес отправилась на разборки туда, откуда приковыляла болезная Ольга.
Что там с ними произошло, нам не показали, мы услышали лишь истеричные крики и стрельбу, но вскоре всё стихло.
А давайте не будем тянуть кота за подробности, и я вам сразу расскажу, что же такого там было страшного. В общем, под землёй дремали какие-то древние грибки, возможно, инопланетного происхождения. Эти грибки могли управлять сознанием людей, проникая в их мозг. Человек сразу бросал пить и курить, начинал заниматься спортом и становился вегетарианцем (шутка, а то поверите же).
В общем, эти грибки научились как-то «расплавлять» несколько человеческих тел и объединять их в одну огромную «кучу мусора» - странноватый монструозный организм. Из этой «кучи мусора» в конце фильма торчали более-менее знакомые нам головы и дико кричали, страдая от боли. Ну, типа вариант чистилища и адских мук.
Только вот эта «куча мусора» была мощной, но неповоротливой. Как десантники умудрились стать её частью – понятия не имею. Я бы на их месте посмотрел бы на эту копошащуюся кучу, и сказал: «Нет, ну ты это видел?! Да ну на… фиг!» Да и ушёл бы оттуда!
Теперь – о главном недостатке фильма. Авторы попытались создать саспенс, как в игре «Резидент Ивл» или в фильме «Чужие». Получилось? Вполне, атмосфера гнетущая! Но в упомянутых игре и фильме что было? Правильно, шустрые монстры, которые не давали расслабиться ни на секунду! А у нас – фильм про… плесень?! Да, это неприятно, и, очевидно, опасно для жизни, но двухчасовая бродилка среди плесени – такое себе зрелище! Согласен, можно было сделать по подобному сценарию захватывающую игру-квест, чтобы бродить по этим мрачным коридорам и соображать, что куда применить и что делать дальше. Но в качестве фильма ужасов это же не годится, где напряжение? Вставьте хотя бы зомбаков-бывших сотрудников, чего вам стоило?!
Пересказывать все мелкие детали этой бродилки нет смысла. Вкратце: оставшиеся в живых герои спустились на самое дно, 12000 метров. Там почему-то было дико холодно, а за дверью начиналась 200-градусная жара. Чтобы подняться наверх на лифте, надо было пройти через горячий участок и принести ключ-карту.
Полковник Ковбас самоотверженно надел термокостюм и отправился за ключом. Он уже шёл назад, когда силы покинули его, и он упал в каких-то метрах пятидесяти от входа.
Больше термокостюмов не было, и Анна отважно отправилась забирать ключ в простом свитерке. Чтобы рукам было не слишком жарко, она спустила рукава свитерка пониже.
Над этой сценой хохотали все куры-гриль, вращаясь вокруг своей оси.
Анна установила, что грибки погибали при низкой температуре, но, пока человек был жив, они тянули из него тепло и чувствовали себя комфортно.
В итоге Анна и Никита остались вдвоём, и поехали на лифте вверх. С ними в лифте ехала бесформенная масса, бывшая когда-то Колей Клаусом. От Коли стался один рот, который прохрипел: «Сделай что-нибудь!»
Анна сказала Никите: надо обрушить лифт, чтобы зараза не попала наружу. Но Никита в своих мечтах уже бухал в бане с негром Ваней, поэтому обрушивать лифт он наотрез отказался.
Пришлось Анне вступить с Никитой в схватку. Анна уже проигрывала по очкам, когда бывший Коля Клаус оторвал от пола свою бесформенную конечность и проткнул Никиту своей косточкой.
После этого в фильме следует самый мерзкий эпизод, от которого тошнит буквально всех, кто его посмотрел: Анна подходит к бывшему Коле и засасывает его в зелёный склизкий рот.
Это зачем было? Разве между ними была любовь, или мы что-то пропустили? Анна решила утешить его на прощание? Так чего проще – учитесь у классиков, например, у Никиты Михалкова: «Покажи мне сиськи!»
Коля, конечно, ничего не увидит, но зато нам было бы приятно – ну что ему, жалко, что ли?!
В общем, Анна тоже захворала. Так бывает, когда целуешь что-то склизкое и зелёное. Это только у Ивана-царевича в «Царевне-лягушке» прокатило.
И Анна твёрдо решила обрушить лифт. Но, пока она вводила три неправильные комбинации, как завещал великий Купитман, лифт успел доехать до самого верха, Анну из него вытащили за руки люди в противогазах, завернули в солдатское одеяло и усадили в машину.
Эпизод с солдатским одеялом я заценил, он достоин того, чтобы появиться в какой-нибудь пародии. Ну, вы же в курсе, что в американских фильмах пострадавшим всегда выдают плед? Солдатское одеяло рулит!
Но Анна понимала: если её доставят на большую землю, всем кранты: человечество превратится в одну огромную кучу мусора. Поэтому она стащила у сидящего в машине военного гранату, потребовала остановить машину, выскочила на мороз, и, судя по всему, выдернула чеку и разжала руку…
Конец фильма.
Короче, этот фильм напоминает аквариум без рыбок. Водоросли красивые, камушки потрясающие, а жизни нет. Если приглядеться, где-то на дне притаился унылый сомик, но на этом всё. А, и на поверхности плавает что-то зелёное и склизкое, как будто туда кто-то высморкался.
Всё, теперь картина полная, приятного просмотра! :)
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Кольская сверхглубокая» (2020).