Найти в Дзене
Студент

Пётр I

В глазах общественности и в школьных учебниках истории России Пётр I, как правило, предстает нам в образе исключительно положительном. Однако при детальном рассмотрении его деятельности в рамках управления государством у многих возникает масса вопросов. Самая главная фигура, проливающая тёмный свет на Петра, — это Александр Данилович Меншиков. Бюджет всей страны в 1720-е годы составлял около 4,5–5 миллионов рублей, а состояние Меншикова в пике его богатства по разным оценкам доходило до 13 миллионов рублей. И тут возникает вопрос: а зачем Пётр I пафосно переплавлял церковные колокола на пушки? Ответ крайне прост: он не переплавлял. Один из самых распространённых мифов времён правления Петра Великого, в который многие верят, — это его приказ переплавлять колокола на пушки. На самом деле никто подобным не занимался. Дело в том, что состав пушечной и колокольной бронзы разный. Ведь колокола должны красиво звенеть, а пушке нужна высокая прочность. Для отливки колоколов требуется 80% меди и

В глазах общественности и в школьных учебниках истории России Пётр I, как правило, предстает нам в образе исключительно положительном. Однако при детальном рассмотрении его деятельности в рамках управления государством у многих возникает масса вопросов.

Самая главная фигура, проливающая тёмный свет на Петра, — это Александр Данилович Меншиков. Бюджет всей страны в 1720-е годы составлял около 4,5–5 миллионов рублей, а состояние Меншикова в пике его богатства по разным оценкам доходило до 13 миллионов рублей. И тут возникает вопрос: а зачем Пётр I пафосно переплавлял церковные колокола на пушки?

Ответ крайне прост: он не переплавлял. Один из самых распространённых мифов времён правления Петра Великого, в который многие верят, — это его приказ переплавлять колокола на пушки. На самом деле никто подобным не занимался.

Дело в том, что состав пушечной и колокольной бронзы разный. Ведь колокола должны красиво звенеть, а пушке нужна высокая прочность. Для отливки колоколов требуется 80% меди и 20% олова, а вот для пушек — 92% меди и 8% олова. Конечно, можно провести переплавку, но это занимает много времени, а большая часть олова превращается в известь. В итоге выход чистой меди будет крайне небольшим.

Так о чём же идёт речь, когда мы слышим пафосные изречения от кого-либо о переплавке колоколов на пушки?

В 1701 году Пётр I издал указ изъять церковные и монастырские запасы меди, олова и готовой бронзы для отливки новых артиллерийских орудий взамен потерянных под Нарвой в 1700 году. Что касается Меншикова, то его положение на момент издания указа даже близко не подходило к тому, что мы увидим потом. На момент 1701 года Меншиков не обладал внушительными капиталами.

Как ни странно, несмотря на огромный уровень коррупции при Петре I, который трудно отрицать, Пётр стал одним из первых правителей в России, который начал бороться с коррупцией с помощью различных законов:

• Введение института фискалов в 1711 году. Это чиновники, которые наблюдали за тем, как другие чиновники исполняют свои обязанности. Фискалы сидели в государственных учреждениях, получали доносы и сами присматривали за работой чиновников.

• Издание указа «О воспрещении взяток и посулов» в декабре 1714 года. Взяточничество квалифицировалось как преступление, подлежащее строжайшему наказанию. За взяточничество Пётр I установил смертную казнь; в более лёгких случаях — вечная ссылка с вырыванием ноздрей и конфискацией имущества.

• Указ от 23 октября 1713 года «О доношении всяким людям о государственных интересах царскому величеству самому». Документ обещал вознаграждение тем, кто донесёт на казнокрадов.

• С 1715 года все чиновники стали получать фиксированную зарплату, и получение взятки в любой форме уже рассматривалось как преступление.

• Создание органов прокуратуры в 1722 году. Основными целями создания органов прокуратуры были недопущение волокиты в государственных делах и борьба с казнокрадством.

В массовом смысле коррупцию преодолеть царю не удалось. Реформаторская деятельность Петра Первого в данном направлении не только не снизила уровень коррупции в государстве, но и не смогла предотвратить её активное увеличение.

-2

Также, углубляясь в политику Петра I, можно узнать об учреждении «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора» — шуточного общества, которое Пётр I организовал со своими сподвижниками.

В основу собора легла пародия на Церковь: участники высмеивали её иерархию и ритуалы, устраивая пьяные загулы.

Состав собора был достаточно постоянным и фиксировался в списках. В него входили первые лица государства — полководцы, политики, представители самых знатных фамилий. Они получали шуточные сана диаконов, архидиаконов и архиереев.

Во главе собора стоял не сам царь, а выбираемый «князь-папа». Верховный шутовской титул за время существования собора получили трое приближённых: Матвей Нарышкин, Никита Зотов и Пётр Бутурлин.

Пётр I лично разрабатывал церемониал организации и сценарии увеселений. Отказаться от них было невозможно, и если часть сподвижников участвовала во всех развлечениях с охотой, то многие считали их богохульством и распутством, но боялись прогневить государя отказом.

Собор просуществовал около 30 лет — с 1690-х годов до середины 1720-х.

Прозвища членов «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора», пародийной организации, созданной Петром I, были основаны на матерной лексике.

Некоторые клички участников собора:

• Пётр I — «Пахом-пихайху».

• Зотов — «Всешутейший и всесвятейший патриарх кир-ети Никита Пресбургский (Плешбургский), Заяузский, от великих Мытищ и до муди».

• Бутурлин — Корчага, с 1718 года — «князь-папа Ибасса».

• Андрей Бесящий (Андрей Матвеевич Апраксин) — Починиху Опраксин.

• Лампадники — Ху Полибин, Иванаху Губин, Розманиху Васильев и другие.

Василий Ключевский писал, что эти прозвища «никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати».

Именно от данной пародийной организации существует весьма распространённое мнение о том, что Пётр I — антихрист, но это не соответствует действительности:

• Религиозные оценки в манифестах и письмах. Пётр часто делал откровенные религиозные оценки переживаемых событий. Например, по случаю взятия Азова царь написал: «Победу сию с превеликою радостью приняли и Господа Бога сердечно благодарили, ибо такие случаи только Ему Единому приписывать достоит».

• Отказ от проповедования протестантизма. На все попытки проповедовать в России протестантизм Пётр отвечал жёстким отказом. Он был убеждён, что вера отцов — священная, а православие — истинная.

«Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор» — это насмехательство Петра над "всем старым укладом Руси".

Петр I ужасно относился к старым укладам Руси по ряду причин:

1. Пережитые им ужасы во время стрельцовского бунта способствовали формированию у Петра очень негативного образа боярства, которое он видел как институт, плетущий интриги и сопротивляющийся намерениям проводить реформы и менять устаревшие порядки.

2. Влияние немецкой слободы также оказало значительное воздействие на царя. Пётр I познакомился с повседневной жизнью немцев, которая стала для него примером для подражания. Воспитанный в атмосфере немецких традиций, он усвоил привычку вести свою жизнь согласно немецким обычаям, что с течением времени отражалось на его политике и реформаторских замыслах.

Этот опыт сыграл важную роль в его стремлении ликвидировать старинные устои и внедрить новые порядки, направленные на модернизацию России.

К попыткам внести что-то новое в культуру России можно относиться по-разному. Культуральная политика Петра I часто становится предметом споров. В том числе, именно культурные реформы Петра породили один из ключевых споров в конфликте между славянофилами и западниками, заключавшийся в следующем:

Славянофилы считали, что западные идеи и образцы неприемлемы для России и её национальной культуры. Некоторые из их аргументов:

- Разрушение русской национальной идентичности — реформы, по их мнению, привели к потере традиций и ценностей русской культуры.

- Насильственные методы заимствования культуры — например, система штрафов за ношение русской одежды и бороды, запрет на строительство деревянных домов.

- Некритичное восприятие западной жизни — быта, системы управления, языка, личных отношений; славянофилы считали, что это не свободное заимствование, а рабское подражание.

При этом, славянофилы не отрицали необходимости преобразований и заимствований из других стран. Они считали, что Пётр I радикализировал этот процесс и прервал его естественное развитие.

Западники же поддерживали реформы Петра I и стремились к модернизации России. Они считали, что Россия должна быть открыта к западным идеям и образцам для достижения прогресса и превращения в сильное, современное государство. Их аргументы:

- Реформы Петра I воспринимались как высшее благо для развития русской культуры.

- Эпоха Петра I стала для западников рубежом, отделяющим старую Россию от новой, и необходимым этапом в развитии страны, стимулирующим её к новому прогрессу.

Пётр I остаётся одной из величайших и наиболее значимых фигур в истории России. Его реформаторская деятельность преобразила страну, сделав её мощным игроком на европейской арене. Под его руководством был построен современный флот, что позволило укрепить оборону и расширить территориальные границы. Он реформировал внутреннюю администрацию, создал новые учебные заведения, поощрял развитие промышленности и культуры, что заложило основы модернизации государства.

Несмотря на ряд противоречивых действий и сложности, связанные с централизаторскими мерами, а также высоким уровнем коррупции, существовавшим в его эпоху, личность Петра I остаётся символом прогресса и решимости. Его усилия по преобразованию России сделали её сильной и независимой империей, изменили её облик и дух. Величие Петра заключается в том, что он смог вывести страну на новый уровень развития, несмотря на трудности и неоднозначность своих методов.