Эта абревиатура почти неизвестна в России, так как на слуху у нас только БРИКС, ШОС, ЕЭС, НАТО и т. д. Но на западе она стала широко известна. Так историк Нейл Фергюсон и экономист Мориц Шуларик так назвали эту парочку стран со странными отношениями: Китай и Америка – «Кимерика». Эти странные отношения двух стран возникли после событий 1969 года на советско-китайской границе. США предложили Китаю установить на границе с СССР новейшее американское электронное разведывательное оборудование и совместно его использовать. А после смерти Мао Цзэдуна, с 1978 года началось их тесное экономическое сотрудничество, и коммунистический Китай был включен в глобальный рынок. В опубликованной ранее статье я уже осветил итоги этого странного экономического сотрудничества.
С одной стороны, объединение такого рода Китая и США и обеспечило впечатляющий экономический рост Китая, однако с другой стороны – является химерой, тем сном, от которого США, в конце концов, должны проснуться. И они проснулись. Американцы осознали, что они не могут бесконечно занимать китайские деньги, чтобы покупать китайские товары. А китайцы поняли тоже, что так до бесконечности продолжаться не может. Кимерийский океан дешевого кредита уже привел к завышению цен по всем видам активов, от скаковых лошадей до недвижимости, и в 2007 году пузыри начали лопаться. В 2008 году западные экономики оказались в состоянии свободного падения и потащили за собой весь мир. К 2009 году общее испарившееся потребительское богатство составило 13 триллионов долларов.
Кимерика пала. К началу 2010 года оперативное вмешательство правительства США позволило не допустить повторения депрессии 1930-х годов, тем не менее, последствия коллапса оказались огромными. Запад понес колоссальный ущерб – падение фондовых рынков, рост безработицы, инфляция. США использовали пакет стимулов на общую сумму 787 миллиардов долларов, которые добавились к их 30 – ти триллионному долгу. Но, даже при такой поддержке в 2009 году их экономика сократилась более чем на 2 процента. А в 2010 рост экономики США составил где-то около 1 процента. С 2010 года экономика США находится в депрессии, то есть застое. Самым тревожным прогнозом управления конгресса США по бюджету был вывод, что эти заимствования не будут окуплены до 2019 года и будут продолжать тащить экономику вниз.
А Китай? Темпы роста китайской экономики в 2009 году едва достигли половины от темпов 2007 года. Однако 7,5 процента роста Китая все же остались значительно выше тех темпов, на которые экономики западного центра могут надеяться даже в лучшие для себя годы. Но и Пекину пришлось «спалить» 586 миллиардов долларов для пакета стимулов, но у него, по крайней мере, были резервы для этого.
Когда лидеры двадцати самых крупных экономик мира встретились в апреле 2009 года, чтобы выработать общий антикризисный ответ, появилась новая поговорка: «После 1989 года (когда произошли события на площади Тяньаньмэнь) капитализм спас Китай. После 2009 года Китай спас капитализм», добавлю, и Америку.
За последние годы яркий, манящий образ Америки сильно померк. После того, как рухнул «железный занавес» и окончилась «холодная война», мы имели возможность более детально познакомиться с жизнью Америки. И вдруг выяснилось, что не все так здорово в этом заокеанском «королевстве». Оказалось, что в США произошла за последние 30 лет деиндустриализация. Что реальный сектор экономики составляет 20%, а все остальное – сфера услуг. Что Америка давно лишилась своей промышленности (за исключением военной). Что некогда ведущая промышленная держава сегодня экспортирует только три товара: продукцию Голливуда, военную технику и «зеленую бумагу» (доллары). США – «государство паразит» - они потребляют почти в два раза больше, чем производят. Расплачиваясь с остальным миром упомянутыми выше «зелеными бумажками». Остальной мир не очень рад получать в обмен за свои реальные товары (нефть, продовольствие, машины, потребительские промышленные товары, эти бумажки. Дядя Сэм вынуждает другие страны прибегать к таким «прогрессивным» формам экономического сотрудничества используя аргумент силы.
Не успевшие оправиться от событий 2008 - 2009 годов экономика Кимерики оказалась под ударом пандемии Covid -19. В 2020 году, по данным Бюро экономического анализа (БЭА) Министерства торговли США, падение экономики в первом квартале составило в перерасчете на год 5%, а в третьем квартале достигнет 17 -18 %. Чтобы избежать краха экономики власти США прибегли к накачке экономики долларами - около 3 - 4 трлн. долларов. (Политика «количественного смягчения»!) Но итоги второго квартала оказались более катастрофическими: ВВП США упал на рекордные 32,9 %,что в два с лишним раза глубже падения в ЕС и в зоне евро. Это рекордное падение за всю историю наблюдения статистической службы США с 1947 года, и самый тяжелый за всю двухвековую историю США. Предыдущий рекорд был зафиксирован в первом квартале 1958 года - тогда показатель снизился на 10 %. (В 1932 году -12%) Все это сопровождается падением курса доллара США по отношению к другим резервным валютам и росте цен на золото - сегодня до 4 тыс. долларов за тройскую унцию.
Государственный долг США с 2011 года вырос почти на 10 триллионов долларов и составил 37 трлн. долларов. По оценке ФРС совокупный долг США составил к 2013 году уже 41, 04 трлн. долларов, а его общая величина в 2 раза больше государственного долга. (250% ВВП). Неофициальные оценки совокупного долга США сегодня достигают около 400% ВВП.
Специалисты подчеркивают, что у второго члена Кимерики – Китая так же имеются многочисленные проблемы. Китай начинает терять свое главное экономическое преимущество - «дешевую» рабочую силу, в связи с необходимостью стимулировать внутренне потребление. Из Китая, в поисках «дешевой» рабочей силы начался отток капитала и перенос производства в соседние страны, с более низкой ставкой заработной платы.
Руководитель русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Катасонов считает, что «экономика, которая построена на кредите и проценте, изначально не сбалансирована… Я не советовал бы завидовать Америке, потому что Америка кончит плохо. Они выстраивают башню долга, и если эта башня обвалится, мало никому не покажется…»
При этом ситуация в Китае, по его мнению, намного хуже, чем в США. «Если сравнивать экономики по величине долга, то я меньше всего завидую Китаю, потому что долг Китая еще выше, чем у Америки. По моим оценкам, совокупный долг Китая, с учетом теневого банкинга составляет порядка 600% ВВП. Для того чтобы Китаю просто обслуживать этот долг, необходимо иметь темпы роста ВВП как минимум 20% в год». При этом военные расходы Китая с 2006 года возрастали более чем на 16% в год и должны были сравняться с американскими военными расходами к 2020 году.
Что общего между этой «сладкой парочкой» стран? За период бурного промышленного развития 19 -20 века США истощили свои ископаемые ресурсы и остро в них нуждаются. В Китае также ощущаится ресурсный голод. Нехватка железа, меди, кобальта, природного газа, нефти, древесины в Китае так же может привести к замедлению экономического роста и привести к столкновению с интересами Запада в «дуге нестабильности». (Ближний, Средний, Восток, Юго-Восточная Азия.) Но Китай богат редкоземельными элементами, которые нужны для современной электронной промышленности. США обделены редкозёмами.
С начала 20 века США свыше 60 раз применяли вооруженные силы в различных точках земного шара. Китай же делает акцент на «мирном росте своей страны, мирном развитии». Хотя после образования КНР имел локальные вооруженные конфликты со своими соседями - Индией, Вьетнамом, пограничный конфликт с СССР. Китай и США участвовали в вооруженный конфликт в Корее.
И хотя с конца 80 -х годов 20 века они тесно сотрудничают в экономических областях, их отношения нельзя назвать безоблачными. В 2000 году Джорж Буш (младший) назвал Китай главным геополитическим соперником США. По данным одного опроса, проведенного в 2005 году, 54% американцев были согласны с тем, что рост Китая является «угрозой миру в мире». А в опросе 2007 года американцы назвали Китай второй по значимости угрозой глобальной стабильности, уступающей в этом отношении только Ирану. Китай, в свою очередь, всегда выступает с ответными «комплементами».
Сложные и запутанные противоречия, имеются в «дуге нестабильности». Ни одна американская администрация не может оставаться нейтральной в случае крупного вооруженного конфликта между близким другом США Израилем и «его злейшими врагами». Не смогут его игнорировать по-видимому, Китай и Россия, что, в конечном счете, может привести к катастрофе. И хотя США имеют преимущество по ядерным боеголовкам (примерно 20:1), по средствам доставки Китай уже достиг примерного паритета. США не смогут победить и захватить Китай, но и Китай не сможет этого сделать. Они обе могут оказаться в радиоактивных руинах. При самом плохом сценарии война между Китаем и Америкой может легко втянуть и Россию.
У Америки имеется исторический опыт выхода из кризисных явлений – опыт двух мировых войн. Накануне Первой мировой войны долг США европейским странам составлял 10 млрд. тогдашних долларов. К 1918 году США не только рассчитались со своими долгами, но и перекачала богатства Европы через Атлантический океан, и сделались процветающей страной. По итогам Второй мировой войны США стали самой мощной в экономическом и военном отношении страной. Здесь производилось около 60% мировой промышленной продукции и до 80% мирового золотого запаса.
Но тотальная война в современных условиях была бы полным сумасшествием. Но между США и Китаем уже разворачивается по инициативе президента Трампа торговая война, война повышения пошлин. «Ни одна физическая сила не может сравниться с силой кредита»- утверждает один из специалистов. По мнению другого аналитика «самой лучшей гарантией мира на нашей Земле является международное перемещение капитала». Третий добавляет, что такая война потребует огромных расходов и такого сильного вмешательства в торговлю, что она закончится полным коллапсом кредитных отраслей и промышленности, что будет означать полное истощение и обнищание, крах промышленности и торговли и значительное ослабление мощи капитала».
Самым лучшим вариантом выхода из кризиса для США был бы вариант, когда Россия и Китай сойдутся в смертельной схватке. Другой вариант – промежуточный - втянуть Россию в войну с объединенной Европой, а самим остаться в стороне. И, кажется, такой путь выхода из создавшегося положения и выбрали США, через войну Украины и России.