Найти в Дзене
МСП Банк

Кубачи, калинники и городецкая роспись: как традиции становятся брендами

Вместе с экспертами Онлайн Патента разобрались, как товарные знаки помогают поддерживать локальный бизнес и делают регион заметным на карте страны. Эксперты убеждены, что региональное брендирование всегда достигает сразу нескольких целей. Оно привлекает туристов и инвестиции, помогает малому бизнесу расти и находить новых покупателей, а местным ремёслам — не просто сохраняться, а становиться заметным культурным продуктом. А можно примеры? Конечно! В Дагестане есть село Кубачи, где с IX века создавали оружие, кольчуги и украшения из металла. К началу XX века кубачинские мастера разработали уникальные техники гравировки, которые до сих пор не имеют аналогов в мире.
В 1924 году ремесло, секреты производства которого передавались из поколения в поколение, получило юридическое оформление — была создана художественная артель «Ремесленник». Мастера начали выпускать не только украшения, но и столовое серебро: подстаканники, ложки и другую утварь. Кубачинское искусство быстро приобрело мирову
Оглавление

Вместе с экспертами Онлайн Патента разобрались, как товарные знаки помогают поддерживать локальный бизнес и делают регион заметным на карте страны.

Как бренды продвигают культуру своих регионов

Эксперты убеждены, что региональное брендирование всегда достигает сразу нескольких целей. Оно привлекает туристов и инвестиции, помогает малому бизнесу расти и находить новых покупателей, а местным ремёслам — не просто сохраняться, а становиться заметным культурным продуктом.

А можно примеры? Конечно!

Кубачи: серебро с тысячелетней историей

В Дагестане есть село Кубачи, где с IX века создавали оружие, кольчуги и украшения из металла. К началу XX века кубачинские мастера разработали уникальные техники гравировки, которые до сих пор не имеют аналогов в мире.

В 1924 году ремесло, секреты производства которого передавались из поколения в поколение, получило юридическое оформление — была создана художественная артель «Ремесленник». Мастера начали выпускать не только украшения, но и столовое серебро: подстаканники, ложки и другую утварь.

-2

Кубачинское искусство быстро приобрело мировую известность. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже мастера получили высшую награду, а в последующие десятилетия их работы завоевали десятки золотых и серебряных медалей в Брюсселе, Монреале, Осаке, Копенгагене, Стамбуле и других городах.
Сегодня «Кубачи» — это зарегистрированный товарный знак, защищённый в Роспатенте.

Кострома: ювелирная столица России

Рассказывая о драгоценностях, стоит сказать и о еще об одной ювелирной столице России — и это Кострома. Истоки местного ремесла относят к XII–XIII векам. К началу XX столетия, по данным Пробирной палаты, здесь вручную производили 11,5 миллиона серебряных изделий в год. Сейчас в регионе обрабатывается примерно 30 тонн золота и 40 тонн серебра ежегодно. Ювелирное дело стало важной частью культурного кода региона, его узнаваемым символом в России и за её пределами. «Кострома — ювелирная столица России» — это официальный бренд, зарегистрированный в Роспатенте.

-3

Городецкая роспись: народное искусство как бренд

Не одними драгоценностями жив человек. В селе Городец Нижегородской области работает фабрика художественной росписи. Её корни уходят в XIX век, когда мастера создавали изделия сначала на библейские темы, а затем на бытовые сюжеты.
В 50-е годы XX столетия — городецкая роспись была возрождена Аристархом Евстафьевичем Коноваловым, а в 1956-м — представлен первый шедевр — конь-качалка. Неудивительно, что сейчас городецкого искусство — символ Нижегородской области, внесенное как товарные знаки в Реестры Роспатента.

-4

Калинник: региональная гастрономия как драйвер туризма

Региональный бренд — это не только ремёсла. Например, в Рязани несколько лет назад был возрожден бренд калинника. В древности, в Сасовском районе, прапрабабушки делали сказочные пироги: месили и запекали в капустном листе тесто из ржаной муки, а внутрь добавляли разную начинку — сначала калину, потом, когда захотелось разнообразия, — сушеные яблоки.

Современный калинник — это сладкий десерт из трех видов муки (ржаная, пшеничная, черемуховая) с начинкой из калинового джема и посыпкой из белого шоколада и сгущённого молока. Маленькое пирожное сейчас — это
официальный товарный знак, влекущий тысячи туристов в Рязанскую область.

-5

Когда брендом становится целый город

В Роспатенте зарегистрированы сотни региональных брендов. Некоторые из них — это не изделия, а сами территории. Например, Великий Устюг как Родина Деда Мороза, и входящий в Золотое Кольцо России — старинный Суздаль, и многое другое.

-6


Иногда бренд создаётся не исторически, а осознанно — как часть стратегии развития. Так поступила Рязань: её товарный знак «Ряз / Ань», разработанный студией Артемия Лебедева. Как объяснял разработчик обозначения, знак — имеет черты городского герба в виде шапки Мономаха, в буквах «Р» и «Я» — можно увидеть улыбающееся лицо князя, «Н» отсылает к реке Оке.

-7

Как зарегистрированный бренд помогает в продвижении культуры своего региона


Эффект от правильного брендирования территории — значительный:

  • Во-первых, развивается туристическая отрасль: только в прошлом году доходы в этом секторе превысили триллион рублей;
  • Во-вторых, растет местное производство уникальных региональных продуктов. Зарегистрированная марка объединяет десятки и даже сотни мастеров, чьи работы становятся магнитом для гостей.

В результате регион получает дополнительный экономический ресурс, который помогает укреплять бюджет и реализовывать долгосрочные планы развития.

Больше полезного для бизнеса в нашем канале в MAX.