Найти в Дзене
Ксения Слабожанина

88 метров над землёй: почему колокольня лавры не просто здание, а легенда.

Колокольня Троице‑Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде — не просто архитектурный памятник XVIII века, а символ духовной и культурной преемственности России. Это величественное сооружение, сочетающее функциональность и художественную выразительность, возвышается на 88 метров с крестом. Представьте: когда её достроили, она была самой высокой колокольней в стране! Её история охватывает более двух столетий и тесно переплетена с ключевыми событиями в жизни монастыря и страны. История строительства: от замысла до воплощения. К концу XVII века старая колокольня Троице‑Сергиева монастыря пришла в упадок, и встал вопрос о строительстве новой. В 1738 году из Петербурга поступил указ о разборке старой колокольни и разработке нового проекта. Первоначальный план создал придворный архитектор И. Я. Шумахер: он предложил возвести трёхъярусное сооружение в центре площади, напротив западного входа в Успенский собор. Однако архитектор И. Ф. Мичурин, которому поручили руководство работами, выступил против

Колокольня Троице‑Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде — не просто архитектурный памятник XVIII века, а символ духовной и культурной преемственности России. Это величественное сооружение, сочетающее функциональность и художественную выразительность, возвышается на 88 метров с крестом. Представьте: когда её достроили, она была самой высокой колокольней в стране! Её история охватывает более двух столетий и тесно переплетена с ключевыми событиями в жизни монастыря и страны.

История строительства: от замысла до воплощения.

К концу XVII века старая колокольня Троице‑Сергиева монастыря пришла в упадок, и встал вопрос о строительстве новой. В 1738 году из Петербурга поступил указ о разборке старой колокольни и разработке нового проекта. Первоначальный план создал придворный архитектор И. Я. Шумахер: он предложил возвести трёхъярусное сооружение в центре площади, напротив западного входа в Успенский собор.

-2

Однако архитектор И. Ф. Мичурин, которому поручили руководство работами, выступил против этого решения. Он убедил монастырские власти, что такое расположение «загромоздит» площадь и подавит Троицкий собор. Вместо этого Мичурин предложил перенести строительство на северную часть площади — на место, где ранее находилась Трапезная. Это решение позволило сохранить гармонию архитектурного ансамбля.

-3

Строительство началось в 1741 году под руководством И. Ф. Мичурина. Архитектор вёл работы в течение семи лет, но в 1747 году его отозвали в Киев — там ему предстояло заняться строительством Андреевского собора. После отъезда Мичурина возведение колокольни продолжил архитектор Д. В. Ухтомский.

Ключевой момент в истории строительства произошёл в 1753 году во время визита императрицы Елизаветы Петровны. Ухтомский представил проект увеличения высоты колокольни с трёх до пяти ярусов, который был одобрен. Завершение строительства в 1770 году ознаменовало появление выдающегося памятника архитектуры, который и сегодня поражает своим величием.

-4

Колокольня — яркий образец барокко, в котором гармонично сочетаются масштабность замысла и тонкость исполнения, мощь форм и изящество декора.

Нижний ярус — двухэтажный четверик с мощным цоколем, служащий надёжным основанием.

Четыре верхних яруса — открытые арочные звонницы, создающие ощущение лёгкости и устремлённости вверх.

Венчание — восьмиметровая золочёная корона с четырёхметровым крестом, придающая сооружению торжественность.

-5

Истинная ценность колокольни раскрывается через колокола. Их звон оживляет камень, превращая сооружение в духовный ориентир для прихожан во все времена.

-6

Первоначально на колокольне разместили 42 колокола, среди которых выделялись три гиганта:

«Царь‑колокол» (65 тонн) — отлит в 1748 году, самый крупный в России на тот момент. Его голос был слышен за десятки километров.

«Корноухий» (1270 пудов) — отлит Ф. Маториным в 1683 году, получил своё название из‑за отсутствия медных отливных ушей.

«Полиелейный» (Годуновский) (1850 пудов) — создан при царе Борисе Годунове в 1650 году.

-7

Трагическая страница в истории колокольни связана с 1929–1930 годами, когда в ходе антирелигиозной кампании большинство колоколов было сброшено. Уцелели лишь 17 колоколов, включая древние «Никоновский» (1420 год) и «Лебедок» работы Чохова (1594 год).

-8

Возрождение звона началось в 2002–2004 годах. Были отлиты и подняты на колокольню:

«Первенец» (27 тонн) и «Благовестник» (35,5 тонн) — копии уничтоженных «Корноухого» и «Годуновского»;

Новый «Царь‑колокол» (72 тонны) — самый большой действующий колокол России, отлитый на Балтийском заводе в Санкт‑Петербурге. Его поверхность украшена изображениями Радонежских святых и выдающихся церковных деятелей.

-9

Сегодня на колокольне звучат 33 колокола, возрождая многовековую традицию лаврского звона.

-10

Часы и куранты: хранители времени.

В 1784 году тульский мастер Иван Кобылин Большой изготовил для колокольни башенные часы с курантами. Механизм работал до 1905 года, после чего был заменён.

-11

Мастер Андрей Энодин создал новые часы с обновлённой конструкцией, воплотив в них дух начала XX века — времени технических новаций и стремления к рациональной эстетике.

Реставрация: возвращение к истокам.

В июне 1999 года началась большая реставрация под руководством Патриаршего архитектурно‑реставрационного центра.

Летом 2001 года основные работы завершили. А в 2012–2014 годах, к 700‑летию Преподобного Сергия, провели самые масштабные реставрационные работы в истории Лавры. Колокольня снова сияет, как новенькая!

Сегодня колокольня открыта для экскурсионных посещений. Её силуэт, узнаваемый издалека, остаётся визитной карточкой Сергиева Посада и Троице‑Сергиевой лавры. Это не только выдающийся памятник архитектуры, но и живой свидетель российской истории — от эпохи императриц до наших дней.

Каждый удар колокола, как эхо прошлого, напоминание о непрерывности традиций, силе духа и вере, которые на протяжении веков объединяют поколения вокруг этого священного места. Колокольня Троице‑Сергиевой лавры продолжает звучать, соединяя времена и поколения в едином духовном пространстве.

-12

Путешествуйте с удовольствием!

С Уважением, Ксения Слабожанина.