Как Вы думаете, насколько реальна ситуация, когда баснословно дорогая новая BMW M5 проигрывает на гоночном треке 20-летней Honda Civic Type R? Фантастика? Отнюдь. И дело тут не только в мастерстве того, кто находится за рулем (хотя это конечно фактор определяющий). Просто в то время как водитель старой Honda занят только управлением автомобилем, в BMW сидящий за рулем борется не только с законами физики, но еще и кучей электронных ограничителей, призванных уберечь его от всего на свете. Антипробуксовочная система, которая вмешивается в работу педали газа, активное рулевое управление все подобные вещи в буквальном смысле не дадут ему ехать на полную катушку. Такова реальность сегодняшних автомобилей для водителя, весящих под 2,5 тонны, благодаря опциям ради безопасности, которые вдобавок изолируют Вас от процесса управления. И это только начало. Во всяком случае в Европе, где законодательство в автомобильной сфере семимильными шагами движется к тому, что не понравится ни одному человеку, фанатеющему по автомобилям.
Сегодня поговорим об “убийцах” процесса управления автомобилем, которые уже сделали свою работу. Вождение как процесс, как сфера получения эмоций и удовольствия сегодня не находится при смерти - оно уже “остыло”. То, что многие годы было олицетворением свободы, то, что вызывало настоящий энтузиазм и страсть - сегодня выродилось в процесс перемещения себя из точки А в точку Б. Как и автомобили в целом выродились до уровня бытового прибора. Практически все те вещи, что делали процесс вождения таким особенным, сегодня удалены из автомобилей автопроизводителями, маркетологи которых наверняка знают “как Вам лучше”. Новаторские электронные фишки всецело направлены на то, чтобы сделать из Вас пассажира в собственном авто.
Знаете, какова доля автомобилей которые можно купить с механической трансмиссией в модельном ряду сегодня? В Европе, где традиционно не принято было впадать в ступор при виде третьей педали - 8%. А еще 25 лет назад она составляла 89%. Если что, речь идет не о количестве проданных авто с механикой, а о количестве тех, что могли комплектоваться механикой. Кстати, за тот же период средний вес автомобиля вырос почти в половину (47%) - гибридизация, батареи, системы безопасности. Вместо адекватного “чувства руля” у Вас теперь искусственная обратная связь как на джойстике игровой приставки. А с текущего года в Евросоюзе вступают в силу законодательные нормы, обязывающие производителей внедрять в автомобили неотключаемые ограничители скорости, дабы Вы больше не могли превышать допустимую скорость.
Электроусилитель рулевого управления
Ну и пожалуй первым но не самым страшным является отход от адекватного рулевого управления с гидравлическим усилителем в пользу повсеместных электрических (electric power steering или EPC). Помните некогда в прошлые времена Вы могли буквально чувствовать все, что происходит с передними колесами и дорожным покрытием пальцами через руль? Было? Забудьте. Теперь электрические усилители обеспечат Вам обратную связь лишь в том объеме, в котором им дадут это сделать люди, писавшие для системы программу управления. Слабое утешение - теперь можете бросать машину с вывернутыми колесами на любом морозе, не боясь при старте и повороте руля на холодную повыдавливать сальники из рейки.
Но настоящая причина распространения ЭУР-ов - дешевизна производства. Производитель банально экономит на каждом выпущенном автомобиле. А еще он экономит топливо, правда в пределах погрешности - около 200 грамм на 100 км пробега. Но расплата за это - отсутствие связи между водителем и автомобилем. Пока одним из немногих производителей, кто до сих пор пользуется гидравликой в рулевом управлении остается Ferrari. Но каждый новый Golf, каждая BMW 3-й серии - теперь идет с “игрушечным” рулем. Где спорт режим только добавляет Вам усилия для поворота, при этом никак не способствуя улучшению обратной связи. Даже профессиональные автоспортсмены, признают, что современные автомобили имеют крайне непрозрачный руль, по сравнению со спортивными болидами и это наталкивает на мысль - если профессиональный автогонщик испытывает сложности с пониманием того, что творит автомобиль, то что говорить о рядовых водителях?
Следующий гвоздь в крышку гроба удовольствия от вождения - вариаторные трансмиссии, те самые, которые CVT.
Если классический автомат хотя и упрощал задачу для ленивых, но все же оставлял ощущение работы автомобиля при переключениях передач, то вариатор по сути лишает смысла выражение “притопить”. А меж тем, вариаторы распространяются со скоростью раковой опухоли. Nissan, Toyota, Honda, Subaru - все переходят на этот тип трансмиссии. Почему? Потому что, опять же - дешевле. И можно продать покупателю экономию топлива (на бумаге во всяком случае). Но вот ощущение за рулем при попытке поехать быстро становится крайне неоднозначным. Выжмите педаль газа в пол и наслаждайтесь однотонным ревом двигателя на максимальных оборотах под неторопливый разгон (или даже быстрый разгон, который Вы все равно не сможете прочувствовать).
И ладно бы вариаторы ставили только на машины эконом сегмента - они добрались и до спортивных моделей. Honda Civic, Subaru WRX… это уже святотатство. И это мы не поднимаем тему ресурса - когда “лучшие” (в кавычках!) представители трансмиссий данного типа мрут на пробегах до 60 тысяч км, а их ремонт влетает в копеечку благодаря стараниям производителей. Да не каждый классический автомат доезжал до рубежа в 300 тысяч, да были откровенно неудачные АКПП, но это было меньшее из зол. Сегодня многие вариаторы умеют имитировать переключение виртуальных передач, потому что так привычнее водителю, но это не избавляет их от главных недостатков, а еще выглядит столь же фальшиво как и…
Искусственный звук двигателя.
И речь не про электромобили, у которых двигатель внутреннего сгорания отсутствует как таковой и которых заставляют звучать через динамики, чтобы не подкрадывались к пешеходам незаметно. Речь идет про автомобили, которым положено звучать громко - спортивные и околоспортивные модели. Увы, но сегодня то рычание, которое Вы слышите при интенсивном разгоне лишь mp3 файл. Каждый производитель называет его по своему, но суть одна - обман потребителя. Не только Volkswagen или BMW (которые с эпохи Криса Бэнгла принялись крепко пересаливать новаторством), но даже Porsche уже использует динамики.
Почему? Да потому что крайне тяжело заставить рядную четверку звучать интересно, не потратив уйму денег на разработку выпускной системы. А тут - воткнул динамик и готово. А звук можно залить любой, можно даже на разные режимы вождения разные - как на Ford Mustang с мотором 2,3 литра Ecoboost. Турбированная четверка на разгоне будет издавать звук V8 в спорт режиме. Понятно, что исключительно при помощи динамиков. И кстати, это еще один шаг в сторону лишения водителя связи с машиной. Использовать слух, чтобы получить дополнительную информацию о режиме работы двигателя больше не получится. Вождение такого авто теперь напоминает просмотр фильма с некачественным полным дубляжом, который не особо то попадает в мимику и шевеление губ актеров. Возможно, но ощущение что-то не то, будет с Вами постоянно.
Впрочем, если Вы и без того не фанатели по шумным автомобилям и цените передвижение в тишине и предыдущий пункт Вас не касается, то вот внедрение ограничителей скорости Вам точно не понравится.
Не добровольных, как было в некоторых немецких авто еще в 90-е годы, когда ради собственного удобства можно поставить лимит скорости и не греть голову про камеры и радары, а такого, которое будет включаться автоматически. Как только автомобиль поймет, что Вы попали в зону где ограничение действует. А понимать это он будет на базе GPS навигации и считывания дорожных знаков, после чего просто не даст Вам ехать быстрее чем можно. Вроде как водителю оставят возможность обойти ограничитель резким нажатием газа в пол, но каждый раз после, эта функция активируется заново.
Насколько здорово обнаружить, что Ваш автомобиль решил поиграть в “законника” посреди обгона на трассе? А если он считал не тот дорожный знак и решил что ограничение в 60 км/ч действует и на самом шоссе, в поток на котором Вы пытаетесь влиться с полосы разгона? Знаете ли Вы что система распознавание дорожных знаков в 23% случаев ошибается? Каждое четвертое срабатывание! Но то, что технологии еще сырые не останавливает законотворцев от спасения населения, которое об этом не просило. И контроль скорости это только первый шаг к тому, что автомобиль станет полностью автономным без Вас.
По сути современным автомобилем уже можно управлять дистанционно - повсеместное внедрение компьютеров во все системы дает возможность это делать. Если сегодня страховые компании на западе представляют скидки тем водителям, которые пользуются продвинутыми автопилотами, то где гарантия, что завтра они же не начнут накидывать стоимость для тех, кто этого не делает? А автомобили без электронных ошейников просто не будут страховать.
Механическая коробка переключения передач сегодня практически исчезающий вид.
Как упоминалось вначале еще в 2000 году 89% моделей европейских авто могли ей комплектоваться. Включая заряженные спортивные BMW M. А что сегодня? Вы не можете купить M-ку с механикой. Две педали и никакой самодеятельности - ручной режим автомата Вам в помощь. Производители кивают на потребителя - мол механику не хотят покупать, но это вранье. Когда Porsche предлагал 911 GT3 с нормальной механикой - они почти моментально распродали весь тираж. Покупатели таких автомобилей как Honda Civic Type R выбирают МКПП в 82% случаев, а на японских аукционах именно машины с МКПП продаются быстрее и стоят дороже. Спрос на такую трансмиссию имеется. Но в экологическую повестку проще вписаться с АКПП, которую можно настроить так, чтобы двигатель работал в как можно более спасительном для планеты режиме.
Также создание версии с механикой потребует дополнительных затрат на сертификацию, тесты, отдельную производственную линию. Зачем тратиться, когда можно этого не делать. Даже те автомобили, где механическая КПП должна стоять по умолчанию - спорткары, горячие хетчбэки теперь комплектуются сугубо АКПП (ну или роботами, не суть). И это снова ломает связь водителя и автомобиля. Вы больше не можете поймать кайф от идеального переключения, или от того, как ловко Вы сделали перегазовку при переключении вниз топнув пяткой по педали газа, одновременно прижав тормоз носком правой ноги. Да и возможность самостоятельно выбирать передачу тоже уже под вопросом - большинство ручных режимов АКПП ручные лишь условно.
Электрический ручник.
Что делать, если Вы просчитались по части сцепления с дорожным полотном и Ваш автомобиль скользит наружу поворота, несмотря на повернутые колеса? Вариант вернуть контроль на передними колесами это сорвать в занос задние. Автор лично таким образом “не проскользил” поворот на заправку, воспользовавшись ручником. А попробуйте проделать подобное с “кнопкой”. У Вас не выйдет. Стояночный тормоз, который взводит за Вас электромотор по команде с клавиши имеет лишь два положения - он либо включен, либо выключен. Из элемента управления автомобилем, он превратился просто в функцию “противоотката” в лучшем случае. Да и при отказе основной тормозной системы электронный ручник уже вряд ли поможет - многие такие системы просто не активируются на скоростях свыше 10 км/ч. Как максимум уже после остановки элекроручник аварийно заблокирует Вам колеса, так что придется без вариантов вызывать эвакуатор и тащить машину в сервис. Ремонт, в случае чего - дорог. По статистике, кстати, количество отказов электроручника на автомобилях возрастом до 5 лет составляет 12% к их общему числу (в Германии). У старых тросовых ручников - 1%.
Ограничение оборотов двигателя зоной максимальной эффективности
Вы любили хорошо “прожарить” автомобиль, раскручивая двигатель до максимальных оборотов, наслаждаясь динамикой и звуком его работы? Вам близки старые двигатели Honda, крутившиеся до 9 тысяч оборотов в минуту? Восхищаетесь итальянскими V8 с красной зоной в 8,5 тысяч? Забудьте. Спасибо экологии - современные моторы в большинстве своем крутятся до 6 или даже до 5,5 тысяч. Впрочем, современным турбомоторам выдающим пик мощности как раз на этих значениях и не нужно крутиться больше. Современные моторы более экологичны, экономичны и бездушнее что-ли. Последний Mercedes Benz AMG C63, мало того, что гибрид с малолитражной по-сути четверкой под капотом, так еще и крутится максимум до 6750 оборотов в минуту, в то время как его предшественник, старый V8 легко набирал 7200 оборотов. Да, современная версия лучше в цифрах - но сильно хуже в плане эмоций.
Контроль полосы движения
Из всех ассистентов вождения самый бесполезный и раздражающий это безусловно “контроль выезда из полосы”. На современных машинах из помощника он быстренько эволюционировал до диктатуры. Вкупе с продвинутым круиз-контролем, умеющим рулить за Вас, из надоедливого свето-звукового паникера “контроль полосы” превратился в оппонента, с которым Вы боретесь за каждую попытку обрулить яму или кочку, пересиливая собственный автомобиль. Корень проблемы в неумении такой системы различить случайный выезд из полосы от намеренного.
Объезд препятствия, попытка пройти поворот по оптимальной траектории - все это будет воспринято как попытка выйти из занимаемой полосы, с последующей коррекцией траектории электроникой. Не говоря о том, что такие помощники не в курсе, что такое временная разметка, ремонт дороги и так далее. Решение - выключить. Но это не всегда работает. То, где раньше достаточно было щелкнуть одну клавишу, теперь выключается через три подменю. И это делается специально. Автомобилистам в Европе повезло в этом плане меньше всех, там все новые автомобили обязаны быть оснащены этой “системой безопасности”.
Ну и наконец номер один - фишка, которая способна при всей своей, казалось бы мелочности, сделать процесс управления автомобилем крайне раздражающим. Звуковые уведомления. Подобно тому, как родители, ждущие когда же ребенок наконец начнет говорить, через некоторое время начинают желать хотя бы немного побыть от него в тишине, так и автолюбитель, чей автомобиль подает звуковые сигналы решительно по любому поводу - начиная от непристегнутых ремней и незакрытых дверей и заканчивая сниженным давлением в шине или намеком, что пора “бахнуть кофейку” начинает со временем приходить в бешенство от этой “разговорчивости”.
Не говоря о том, что зачастую один и тот же звук может обозначать как то, что температура за бортом изменилась на 1 градус, так и то, что в двигателе полностью досуха закончилось масло (владельцам БМВ подобная “неразборчивость” бортовой сигнализации, вероятно, знакома лучше остальных). А ведь новые машины умеют сигналить не только о незакрытой двери или закончившейся омывайке - одной системы распознавания дорожных знаков хватит, чтобы достать даже человека с крепкими нервами. Плюс контроль полосы, плюс мертвые зоны, да мало ли еще что - вплоть до парктроников, которые реагируют на каждый пролетающий мимо листочек (но не всегда на парковочный столбик). В целом, может сложиться впечатление, что задача всех этих “зумеров”, “пиков” и “звоночков” состоит в том, чтобы сделать процесс управления машиной настолько неприятным, чтобы Вы сами захотели переключить все в автоматический режим и из активного участника процесса, окончательно превратиться в наблюдателя.
Все это внедряется отнюдь не случайно. Это политика, прямо прописанная в нормативных документах. Производители больше не хотят, чтобы мы с Вами управляли автомобилями, они хотят обеспечить “беспилотное будущее”. Скорее всего нынешними темпами ручные коробки переключения передач окончательно вымрут лет эдак через 5. К 2035 году из центров крупных городов Европы планируется полностью убрать весь “не автоматизированный” транспорт. А к 2040-му глядишь лично управлять автомобилем в Европе станет и вовсе противозаконно. Остается только порадоваться за то, что в этих вопросах мы не “впереди планеты всей” и у тех, кто хочет управлять автомобилем пока еще сохраняется возможность это делать. Так что если у Вас имеется старый, аналоговый автомобиль, без лишней тонны электронной мишуры на борту - берегите его, вероятнее всего через десяток лет он уже превратится в настоящую ископаемую редкость.
Свои соображения по прочитанному, как водится, отражайте в комментариях.
Ну а если Вы заняты поиском хорошего подержанного авто, то приглашаем посетить сайт РДМ-Импорт, чтобы посмотреть ассортимент моделей в наличии, найти себе машину по душе и оформить заявку. Также вы можете связаться с нами по телефону 8 (905) 954-00-22 — поможем подобрать автомобиль и ответим на все вопросы.