Это была одна из многих счастливых супружеских пар, которых я знала. Она - тётушка моего мужа, он - тоже всегда наш самый близкий и родной человек.
Люди из поколения наших родителей часто были именно такими - спокойными, рассудительными, трудолюбивыми, хозяйственными, и семейные пары у них получались по большей части крепкими, дружными, основанными на уважении и заботе друг о друге. Это и понятно: жёны в те времена не считали, что необходимость выполнять после работы ещё и дела по дому, заботиться о детях и кормить мужа - это ущемление их прав. А мужья с удовольствием после тяжёлого трудового дня принимали эту заботу, любовались женой, восхищались её умением вести дом и ради любимой, даже уставшие и падающие с ног, выполняли все поручения жены - от проверки уроков у детей до выноса мусора и мытья посуды. Но это просто лирическое отступление.
Их звали Лида и Коля. Именно так. Никаких Лидочек, Коленек, зайчиков, солнышек. Имена простые и обычные, не ласковые. А в глазах при обращении друг к другу - доброта, любовь и нежность.
Он увидел её в первом классе сельской школы. Сел к ней за парту и объявил всем: "Я на ней женюсь". Так и сидели вместе вплоть до какого-то класса, пока её родители не переехали в соседний район и не перевели её в другую школу.
Лида была круглой отличницей. Когда Колю ругали учителя за двойки по русскому и спрашивали, как же он будет жить неграмотным, мальчишка, не задумываясь, отвечал: "А мне незачем, у меня жена, Лида, будет грамотная и за меня всё напишет".
Жизненные пути их, казалось, навсегда разошлись: Лида после школы поехала учиться в Балашовский пединститут, Коля в сельскохозяйственный в Волгограде. Красавцы такие выросли, обаятельные оба, друзей у них много было, и вниманием противоположного пола обделены не были. Друг о друге и не вспоминали.
Увиделись случайно перед его армией. Как старые друзья, поболтали, ничего о любви не говорили, никаких обещаний друг другу не давали. Но сердечки, видимо, ёкнули у обоих.
Коля служил и все два года мечтал о Лиде. Лида работала в городской школе и вспоминала о Коле.
Встречалась недолго с одним очень настойчивым парнем, он торопил с женитьбой, да и родители постоянно напоминали, что пора дочке заводить семью. Лида засобиралась замуж, подруги об этом знали, родители готовились.
Коля пришёл из армии, услышал о Лидиной скорой свадьбе, решил, что надо брать быка за рога и что промедление смерти подобно и, как снег на голову, заявился в село к Лидиным родителям, сватать Лиду.
Девушка неожиданно сказала "да", родители ничего не поняли, так были ошарашены этим финтом дочки, но им стало ясно, что мешать не надо.
Так родилась их маленькая семья. Растили дочь. Сыночка новорожденного потеряли и всю жизнь горевали об этом. Оба работали в образовании, Лида - математиком, Коля - трудовиком, потом его взяли в комитет по образованию курировать труды в школах района. Держали пасеку, вместе возились с пчёлами. В тяжёлые девяностые Коля пошёл в нефтяники, не побоялся. Лида ушла на пенсию, нянчила внучек.
Когда приезжали к нам в гости, дядя Коля первым делом, ещё не заходя в дом и не видя хозяев, бежал проверять ульи, сараи и огород - так скучал всё время по сельскому труду. Помогал мужу ремонтировать технику, очень рукастый в этом деле был.
Тётя Лида обнимала всех своей нежностью и заботой, расспрашивала о детях, много и интересно рассказывала о прошлом своих родных. Дядя Коля, уже недослышивающий, читал по её губам то, о чём она говорила, и включался в разговор. Лучшего весельчака и балагура в компаниях я не встречала. Он и на нашей свадьбе когда-то был вместо тамады. А когда моего будущего мужа в армию провожали, он бегал по залу, наливал молодёжи вино и мне принёс какой-то пододеяльник - мол, чтобы слёзы вытирать. До сих пор помню и смеюсь.
Мы с ними очень роднились и часто встречались. После потери наших родителей они остались самыми близкими нам людьми, заменившими их.
Наверное, поэтому на предложение тёти Лиды забрать нашего младшенького, закончившего девятый класс, чтобы доучить его у себя в городской школе и подготовить к поступлению в институт по математике, мы, не раздумывая, согласились. Ваня доучился, поступил. Он всегда называл стариков не иначе, как бабушкой и дедушкой, очень любил их, звонил им и навещал их.
На свадьбу нашей дочери дядя Коля напёк сам целую гору блинов, а тётя Лида завернула в них начинку. Всех гостей накормили вкуснейшим блюдом. Это было так неожиданно и трогательно!
Вчера был очередной звонок от тёти Лиды. "Ира, я звоню вам сказать, что завтра день рождения и день памяти моего Коли. Восемь лет, как его нет. Помяните, пожалуйста. Боюсь, что завтра позвонить не смогу". Когда расстраивается, ей бывает очень плохо.
После смерти мужа тётя Лида очень сдала, и дочка забрала её к себе.
Коля был на 12 дней младше Лиды. Оба - дети военного 1941-го. Он умер в день своего рождения, 12 ноября. Ему навсегда теперь - 76.
Тётя Лида не встаёт уже почти два года. Чистая постель, тумбочка с книгами, крючок и клубки, портреты родных, кнопочный телефон - её нынешний мир. Сама ухоженная, приветливая, хоть и лежит. С удовольствием (а может, просто вежливая такая?) принимает своих гостей - подруг, бывших учеников, родню. Сидим около её кровати и смотрим на фотографии. Коля, ещё Коля и ещё. В разные годы. Молодой и красивый. Он всегда с ней.
Говорит: "Умом понимаю, что не долго мне осталось, а жить хочется".
Вспоминать о нём, говорить мысленно с ним, дотрагиваться до его лица на фотографии - это её счастье.
Всё, что было - всё осталось с ней.
---
Да простит меня тётя Лида , если я допустила неточности в рассказе. Память, бывает, подводит.
Сейчас искала фотографии в семейном чате и нашла посты восьмилетней давности. Мы все были шокированы этой внезапной, страшной потерей. Без слёз читать невозможно. Светлая память светлому человеку...