Обожаю этот город, впервые побывал в нем и сразу влюбился в Буэнос-Айрес в 1988 году, возвращаясь после зимовки и кругосветного путешествия в Антарктиде. Часть сотрудников 32-й Советской Антарктической экспедиции должны были лететь из Буэнос-Айреса домой рейсом Аэрофлота (тогда летали самолеты из Аргентины в Москву) с посадками в Бразилии (Салвадор), на острове Сал в Атлантическом океане (Острова Зеленого Мыса), в столице Алжира.
В число улетающих попал и я. Другие члены нашего отряда остались на Научно-экспедиционном судне «Академик Федоров» и вернулись в Ленинград уже поздно летом 1988 года. А же вернулся домой в начале апреля и чуть больше, чем через месяц женился. Специально для улетавших полярников была устроена великолепная экскурсия по Буэнос-Айресу, которую провел для нас замечательный экскурсовод: дон Педро Павлов.
Дон Педро родился в Ялте в 1918 году, вместе с родителями и войсками бело-гвардейцев младенцем эмигрировал в Югославию. Там же вырос, учился в русской школе и университете. С приходом фашистов в Югославию, Петр и его сестры эмигрировали в Америку – кто-то в Канаду, а он, после некоторых странствий, оказался в Аргентине. Там и прожил всю жизнь. Слушать его было тогда откровением для советского человека… . Абсолютно всё, что он рассказывал было интересно, а рассказывал он не только и не столько о Буэнос-Айресе, но, прежде всего о своей уникальной жизни. И ему было очень приятно говорить на чистейшем русском языке с русскими людьми. Возможно, впервые за долгое время.
Потом я неоднократно оказывался в Буэнос-Айресе. Приезжал в 2002 году по пути в Чили и обратно, подробно знакомился с городом в 2007 году, в 2014 и 2015 годах. Эта часть Латинской Америки устроена так, что, путешествую по её отдельным областям на самолете, ты часто возвращаешься в Буэнос-Айрес. Поэтому визитов в этот замечательный город было очень много.
Надеюсь, что мои короткие заметки о различных районах этого великого огромного мегаполиса, утопающего в садах и парках будут вам интересны. В разные годы я очень много снимал здесь как фотоаппаратом, так и на видео, поэтому короткие статьи будут сопровождаться многочисленными фотографиями. Я буду также публиковать видеосюжеты о Буэнос-Айресе, и, конечно, о великолепной Аргентине. Надеюсь, что не обману ваших ожиданий и жду ваших откликов и пожеланий.
Ансамбль садов исторического центра Буэнос-Айреса
Сад Майской площади, Пальмовый патио, Парк Колон (Колумба), сады Пуэрто Мадеро
Буэнос-Айрес – город, буквально утопающий в садах. Влажный субтропический климат, отсутствие суровых зим, обилие воды и желание жителей веками озеленять свой город способствовали этому. В Буэнос-Айресе нет площадей, подобных Красной в Москве или Дворцовой в Санкт-Петербурге. Открытое пространство без зелени здесь немыслимо. Любая городская площадь – рlaza по-испански, представляет собой сад. Иногда парк, который мы воспринимаем, как единое целое, на самом деле будет конгломерацией площадей на карте города. Сады и парки могут быть разделены улицами или проездами, их части имеют разные названия, но всегда представляют собой единый ансамбль. Не является исключением и комплекс садов, разбитых вокруг главного здания страны – Президентского дворца – Каса Росада – La Casa Rosada (Розовый дом).
Основой композиции этого ансамбля является главная ось города, протянувшаяся от берега протока Дарсена, через Президентский дворец до здания Конгресса и далее на запад. Исторически это самая старая часть города. Именно здесь, в 1580 году на высоком берегу Ла Платы конкистадором Хуаном де Гараем был заложен новый «Город Пресвятой Троицы и Порт нашей Госпожи Святой Марии Добрых Ветров», взамен сожженной индейцами в 1541 году одноименной колонии. Остатки валов крепостной стены существовавшего здесь форта еще сейчас можно обнаружить у подножия Президентского дворца в парке Колон.
Хуан де Гарай определил местоположение главной площади города (ныне Майской) – напротив форта и прочертил ее размеры – квадрат со сторонами в 117 метров (современная площадь имеет прямоугольную форму и почти в два раза больше). Вплоть до середины XVIII века площадь представляла собой большой пустырь между крепостью, церковью и ратушей, часто использовалась для корриды, а в дожди превращалась в болото. В начале XIX века площадь была разделена на две - большой торговой галереей с огромной аркой в центре, причем ее восточная часть, примыкавшая к крепости, называлась Цитадельной, а западная у Ратуши Кабильдо – Главной (после английских вторжений 1806-1807 годов – площадью Победы).
В 1811 году в годовщину Майской революции Главную площадь назвали Майской. В центре воздвигли мраморный обелиск, названный Майской пирамидой, на которую в 1856 году поставили статую женщины, ставшей символом Аргентины. В 80-е годы XIX века обе площади уже были украшены садами, фонтанами и скульптурой. На Цитадельной площади в 1873 была воздвигнута конная статуя генерала Мануэля Бельграно. В 1884 году обветшавшее здание галереи было снесено, и площадь вновь соединилась в одну. В 1898 году в восточной части площади по проекту итальянского архитектора Франческо Тамбурини был воздвигнут Президентский дворец за свой цвет получивший название Розового дома.
В конце XIX века выдающийся аргентинский садовод и парковый архитектор Карлос Тайс (француз по происхождению) разбил здесь сад, сохраняющий свои черты и сегодня. Часть ранее привезенных из Бразилии финиковых пальм была заменена на платаны, были разбиты газоны, проложены дорожки и аллеи. Нужно отметить, что для Аргентины того времени, это были «экзотические» привозные растения. В 1912 году Майскую пирамиду перенесли в центр площади, а в 1977 году на площади появились огромные клумбы и «танцующие» фонтаны вокруг пирамиды.
На главной площади страны вокруг великолепного сада расположены большинство значимых учреждений Аргентины – здание Правительства города, Старая Ратуша (музей), Кафедральный собор, Национальный банк и многие другие.
От площади радиально отходят три главные улицы города, с северной ее части начинается Центральный торговый и туристический район, с юга - богемный район Сан-Тельмо. Площадь - настоящее сердце города - уже с 1942 года считается историческим памятником национального значения.
La Casa Rosada, или Президентский дворец, расположенный на востоке Майской площади официально называется Домом Правительства. Он давно уже используется только для государственных приемов. Сейчас же главной резиденцией президентов Республики является небольшой особняк на севере города – Кинта-де-Оливос. По воскресеньям вход в Розовый дом свободный и бесплатный для посетителей, если в нем нет мероприятий. В здании много интересного, но нас прежде всего интересует внутренний садик. Здание дворца при строительстве вобрало в себя части существовавшего форта, здания Новой Таможни и Почтамта, что отразилось на его сложной планировке. Внутри есть три световых дворика, два, из которых украшены растительностью.
Но только один, расположенный севернее главной оси дворца, можно назвать полноценным садом. Дворик называется «Пальмовым Патио», окружен двуярусными открытыми аркадами ионического ордера и верхней балюстрадой с открытыми галереями с лишь облегченным навесом от солнца. Внутри высажены финиковые пальмы, разбиты клумбы, установлены вазы вокруг очаровательного фонтана. Патио одновременно выдерживает традиции испанской, колониальной архитектуры и стиля «Наполеона III».
Если западный парадный фасад дворца с его мощной аркой обращен к главной площади страны, и смотрится вполне официально, то его восточный фасад выглядит гораздо легче и выходит в просторный парк Колон (Колумба). Широкими террасами дворец обращен к порту.
Форт Сан-Мигель, построенный в 1580 году на месте нынешнего дворца стоял на берегу реки Ла Плата, как раз там, где сейчас разбит парк Колон. В XIX веке английский инженер Эдвард Тейлор осушил эту часть реки и воздвиг на месте форта Новую Таможню. Таможня была снесена при строительстве дворца. Фундаменты этой таможни сейчас превращены в музей, находящийся в южной части парка рядом с дворцом.
Рядом с Новой Таможней предприниматель Эдуардо Мадуро (часто пишут по-русски - Эдуардо Мадеро) выстроил порт. В 1904 году на землях, спускающихся от Президентского дворца к порту Карлос Тайс разбил фонтанный парк. В центре парка был воздвигнут Монументальный фонтан, который в 1921 году заменили памятником Колумбу.
Части Монументального фонтана украшают сейчас один из главных бульваров города – Авеню 9 июня. Грандиозный памятник Колумбу за почти столетие стал нуждаться в реставрации, он был разобран в 2013 году на части, которые и занимали почти все аллеи и дорожки парка. К счастью, мне довелось увидеть и сфотографировать парк и памятник в 1988 году.
В 2017 году статуя Колумба была перенесена за пределы центра столицы и установлена на набережной Авенида Костанера Рафаэль Облигадо, недалеко от аэропорта Хорхе Ньюбери.
После строительства нового порта Буэнос-Айреса отпала необходимость в постройках купца Эдуардо Мадуро. Долгие годы в самом центре города одиноко стояли пустовавшие пакгаузы и ржавели портовые краны.
В 90-е годы XX века правительство города приняло амбициозный план превращения старого порта в современный урбанизированный район. На болотистых берегах Ла Платы появились современные офисы, лучшие отели, жилые дома и экологический парк. В проекте реконструкции района приняли участие выдающиеся мировые архитекторы, такие как Сантьяго Калатрава, Норман Фостер и другие.
Кирпичные пакгаузы по берегу протоки Дарсена были преобразованы в элегантные лофты с дорогими квартирами, бутиковыми отелями, популярными ресторанами и художественными галереями. Вокруг пакгаузов были разбиты низкие кустарниковые и цветочные сады, вписавшиеся в существующую застройку.
Ансамбль садов исторического центра Буэнос-Айреса формировался на протяжении почти пяти столетий, впитал в себя лучшие традиции европейского и латиноамериканского ландшафтного искусства, создавался и продолжает развиваться лучшими архитекторами и садоводами. Он украшает один из самых великолепных и зеленых городов мира.
Рекомендую вам также посмотреть слайд-шоу из фотографий Буэнос-Айреса 1988-2015 годов › и мою статью "Как я покорял Аргентину" ›.
Благодарю за внимание. Жду вас на страницах следующих публикаций. Полный вперед!