Найти в Дзене
Строки на веере

Болеро и смерть Равеля

Но после Бежар создал вариант, в котором участвовали балерины Таня Бари[1], Сьюзен Фаррелл[2], Люба Добревиц, Анушка Бабкин, Анжела Альбрехт, Шона Мирк[3].

В 1978 году в балете Бежара впервые выступила Майя Плисецкая[4], в том же году «Болеро» в одной программе с «Жар-птицей» было показано во время «революционных» гастролей в СССР.

А в 1979 году Бежар вновь решил передать главную партию мужчине — танцовщику Хорхе Донну[5]. В фильме Клода Лелуша[6] «Одни и другие» (1981) Донн, игравший одного из героев, танцевал «Болеро» Бежара в финале картины.

В 1995 году «Болеро» Нижинской было восстановлено в США по просьбе дочери Брониславы Ирины[7]. Хореографом выступила балерина «Балета Монте-Карло» Нина Юшкевич[8], в распоряжение которой были предоставлены три блокнота с записями и рисунками балетов Нижинской. Таким образом удалось реставрировать и дать новую жизнь четырем утерянным балетам.

А в 1997 году Бежар снова работал над «Болеро», и в главной роли была прима-балерина Королевского балета Сильви Гиллем[9]. Далее главную партию «Болеро» у Бежара исполняли Октавио Стэнли[10], Жюльен Фавро[11] и Элизабет Рос[12]. В 2013 году её впервые танцевала в Лозанне Диана Вишнёва[13].

В 1999 году, для вечера памяти Иды Рубинштейн, Юшкевич перенесла постановку на сцену миланского театра «Ла Скала». А в 2007 году Андрис Лиепа[14] поставил балет с хореографией Нижинской на сцене Кремлевского балета. При этом трудность постановки заключалась в том, что Лиепе пришлось смотреть американскую запись балета и по ней выстраивать действие на сцене. Главную партию исполнила Илзе Лиепа[15] (педагог-репетитор — Алла Богуславская[16]). На премьере в Москве присутствовала внучка Нижинской, Натали Раец.

Еще «Болеро» входит в репертуар Токийского балета, в котором эту роль чаще других играет Сильви Гиллем, и Парижской Оперы, где главные партии попеременно исполняют Николя Ле Риш[17] и Мари-Аньес Жилло[18].

Итак, спектакль на музыку Равеля уже после Иды ставился и ставится до сих пор самыми разными хореографами, но не следует забывать, что его просто не было бы, не закажи его Ида Рубинштейн!

-2

Смерть Равеля. Война

Хотел бы я увидеть балет. Уверен, это было бы приятным воспоминанием в окопах.
Рой Кронин «Мост Ватерлоо»

«Вам угодно знать про мою личную жизнь? Я лично делю её на две совершенно самостоятельные части: путешествия и театр, спорт в движении и волнующее искусство. Вот что берёт всё моё время. Одно велико, другое безгранично.

Я то уезжаю в далёкие страны, то поднимаюсь в заоблачные сферы — по крайней мере, мне лично так кажется.

Что же по этому поводу думают остальные, меня интересует меньше, чем вы можете думать. Вероятно, многих удивит такая безалаберная, кочующая жизнь, при которой я не знаю, что будет со мной через неделю. Я же нахожу в ней наибольшую прелесть. Без этого я не могла бы вовсе жить. Мне необходима смена, и полная смена впечатлений, иначе я чувствую себя больной», — говорила о себе Ида Рубинштейн в одном из интервью.

21 июля 1934 года Ида Рубинштейн за вклад в развитие искусства стала кавалером Ордена Почетного Легиона.

В 1938 она поставила спектакль на ораторию Онеггера «Жанна д’Арк на костре», который был признан антифашистским. Это снова был вызов Иды обществу. И даже не потому, что юную Жанну играла пятидесятипятилетняя актриса, Жанна — такой персонаж, что ее вообще играют в любом возрасте. Но на этот раз Рубинштейн пришлось отказаться от таких выразительных средств, как танец и пластика, то есть, того, что считалось ее сильной стороной.

-3

Дело в том, что режиссер сообщил Иде, что намерен привязать ее к столбу, у которого она будет стоять во время всего спектакля. Актриса Ингрид Бергман[19] вспоминала, что автор либретто Поль Клодель[20] назвал такой режиссерский ход местью: «Сперва он не хотел писать текст, но после решил: если Рубинштейн знаменита как мастер пантомимы и танцовщица, в совершенстве владеющая искусством поз, устроим испытание: привяжем ее к столбу на целых семьдесят минут и выясним, так ли она хорошо говорит, как танцует».

Неизвестно, как восприняла данное предложение Ида, когда режиссер в первый раз сообщил ей о своем решении. Протестовала или согласилась с молчаливой покорностью? Тем не менее, она приняла вызов, и в результате спектакль удался.

«Жанна д'Арк на костре» — прощальный подарок зрителю от Иды Рубинштейн. За год до этого в 1937 году трагически скончался композитор и друг Иды Морис Равель, написавший для нее «Болеро». Когда они познакомились, Морис уже десять лет страдал от хронической бессонницы, в 1927 году ему уже было трудно играть на фортепьяно, тем не менее, он держался. Но после того как в 1932 году композитор попал в автомобильную катастрофу и получил сотрясение мозга, как последствие, он утратил способность сочинять музыку…

Как уже говорилось, Ида была не только богатой, но и очень щедрой женщиной, готовой прийти на помощь. Узнав, в каком состоянии ее друг, она сначала организовала для Равеля поездку в Испанию, в Северную Америку и Маракеш, надеясь, что Равелю нужно всего лишь отдохнуть и на время сменить обстановку. Его мозг умирал, а она надеялась пробудить его к новой жизни. Но болезнь прогрессировала, и нужно было либо попытаться что-то предпринять, либо ждать, когда больной превратиться в беспомощного калеку.

В то время еще не изобрели томографию, поэтому врачи лишь догадывались, что у Равеля опухоль мозга, но не имели представления о масштабах этого бедствия. Меж тем, Морису делалось все хуже и хуже.

Оставался единственный шанс — найти врача, который согласился бы сделать трепанацию черепа и удалить опухоль. А там будь что будет. Равель страдал с 1917 года… так что понятно, что болезнь сильно запущена.

Вскоре такой доктор нашелся, Ида уговорила нейрохирурга Кловиса Винсена[21]. Опухоль была удалена, но после операции Равель впал в кому и через девять дней умер.

-4

[1] Таня Бари (род. 7 мая 1936 г. Роттердам, Нидерланды). Актриса.

[2] Сьюзен Фаррелл (настоящее имя Роберта Сью Фикер; род. 16 августа 1945, Цинциннати, штат Огайо) — американская балерина и балетный педагог. Основательница труппы «Балет Сьюзен Фарреллв Кеннеди-центре (Вашингтон).

[3] Шонах Мирк. Актриса. Шонах Мирк известен по фильмам "Я не в Венеции" (1977), "Елисейские поля" (1982) и "Гранд Эшикье" (1972).

[4] Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925, Москва — 2 мая 2015, Мюнхен) — советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, прима-балерина Большого театра в 1948—1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959), лауреат Ленинской премии (1964). Кавалер трёх орденов Ленина (1967, 1976, 1985) и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Представительница театральной династии Мессерер — Плисецких. Считается одной из величайших балерин XX века.

[5] Хорхе Донн (настоящее имя Хорхе Рауль Итович Донн (25 февраля 1947, Паломар, провинция Буэнос-Айрес — 30 ноября 1992, Лозанна) — артист балета, солист труппы Мориса Бежара «Балет XX века» в 1963—1988 годах.

[6] Клод Барух Жозеф Лелуш (род. 30 октября 1937, Париж) — французский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, оператор и актёр.

[7] Ирина Александровна Нижинская (1913—1991) — танцовщица. Родилась в России; училась у своей матери. Была с матерью все годы и выступала более чем в 20 балетных спектаклях,

[8] Нина Семёновна Юшкевич (1920—1998) — французская артистка балета и американский педагог.

[9] Сильви́ Гиллем (род. 25 февраля 1965, Париж) — французская прима-балерина.

[10] Октавио де ла Роса (наст. фамилия Стэнли (исп. Octavio Stanley; род. 8 августа 1978, Буэнос-Айрес) — аргентинский танцовщик и хореограф, солист «Балета Бежара» (Лозанна, Швейцария) в 2000—2008 годах.

[11] Швейцарский танцовщик Жюльен Фавро в настоящее время художественный руководитель Балета Бежара.

[12] Элизабет Рос — балетная танцовщица, одна из звёзд труппы Béjart Ballet Lausanne (балет Мориса Бежара в Лозанне).

[13] Диана Викторовна Вишнёва (род. 13 июля 1976[1], Ленинград) — российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра (с 1996) и Американского театра балета (2005—2017).

[14] Андрис Марисович Лиепа (род. 6 января 1962, Москва) — советский и российский артист балета, театральный режиссёр и продюсер, народный артист РФ (2009). Основатель Благотворительного фонда имени своего отца — народного артиста СССР Мариса Лиепы.

[15] Илзе Марисовна Лиепа (род. 22 ноября 1963, Москва) — советская и российская балерина, актриса театра и кино; народная артистка РФ (2002), народная артистка Карелии (2007), лауреат Государственной премии РФ (2003) и национальной театральной премии «Золотая маска» (2003). Дочь танцовщика Мариса Лиепы и сестра Андриса Лиепы.

[16] Алла Георгиевна Богуславская (17 ноября 1932, Москва — 5 июля 2022, Москва) — советская балерина, артистка балета Большого театра (1951—1974), советский и российский балетный педагог и балетмейстер. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2014).

[17] Николя Ле Риш (род. 29 января 1972 года) — французский артист балета, хореограф и постановщик балета.

[18] Мари-Аньес Жило (род. в 1975 году) — французская балерина и хореограф. Она танцевала в балете Парижской оперы в качестве этуаль. Она также стала первой балериной Парижской оперы, которая ставила хореографию для труппы.

[19] Ингрид Бергман (29 августа 1915, Стокгольм, Швеция — 29 августа 1982, Лондон, Великобритания) — шведская актриса, снимавшаяся в европейском и американском кинематографе. В рейтинге Американского института киноискусства — 100 величайших звёзд кино за 100 лет по версии AFI — занимает 4-е место. Трижды лауреат премий «Оскар» и «Давид ди Донателло», четырежды — премии «Золотой глобус», дважды — премии «Эмми», первый лауреат премии «Тони» (1947).

[20] Поль Клодель (6 августа 1868, Вильнёв-сюр-Фер, деп. Эн — 23 февраля 1955, Париж) — известный французский поэт, драматург, эссеист, член Французской академии.

[21] Кловис Венсан (26 сентября 1879 — 14 ноября 1947) был французским неврологом и нейрохирургом. Вместе с Тьерри де Мартелем (1875–1940) он стал одним из основоположников нейрохирургии во Франции.