Они разбираются в музыке, сами себе придумывают трюки, чрезвычайно опасны, но не осознают своей силы. Артур и Карина Багдасаровы называют своих тигров котами и сейчас, как настоящие «мама и папа» воспитывают новое поколение тигрят, будущих цирковых артистов.
Тигриная команда
На данный момент в тигрином коллективе Карины и Артура Багдасаровых – 10 артистов, среди них три молодых тигренка. Пока сложно сказать, что именно молодежь будет делать на манеже.
Артур Багдасаров объясняет, что дрессировщики смотрят на подопечных как учителя и анализируют:
«Так, этот полненький, прыжки ему будут даваться сложно, значит, будет делать что-то внизу. Этот – попрыгунчик, веселый, значит, ему нужна более темповая нагрузка. А этому нужно уделять больше времени, потому что умом и сообразительностью он не отличается: чихнешь – падает в обморок, видит тумбочку – начинает трястись, видит бабочку – отвлекается».
К каждому тигру нужно найти свой отдельный подход, чтобы потом получить какой-то результат.
С Багдасаровыми выступают тигры только одного пола, мальчики, потому что они крупнее, эффектнее смотрятся. В разнополом составе получится не работа на манеже, а сплошные любовные коллизии.
Котов, как их называют Артур и Карина, не стерилизуют, потому что в этом нет никакой необходимости. Метят территорию – не страшно, в цирке это никого не смущает. Зато иногда случаются романтические рандеву в гости к какой-нибудь «девочке», например, в питомник. Когда у тигрицы появляется потомство, его делят пополам – часть рожденных тигрят отправляется к дрессировщикам.
Лучшая в мире порода тигров
В группе постоянно происходит обновление. 20 тигриных лет в человеческом эквиваленте - 100. Котики стареют, и требуется молодая смена, новые таланты. Но отработавшие на манеже коты остаются с дрессировщиками до самого конца своего жизненного пути. Они выходят на манеж уже в качестве статистов, а трюки вместо них начинает выполнять молодняк. Сейчас очень возрастных тигров в коллективе Багдасаровых нет – есть те, которым по 13-14 лет, это очень взрослые коты, и они по-прежнему выполняют трюки.
«Если говорить о породах тигров, то они у нас, грубо говоря, «дворняги». Это может быть какая-то порода в десятом поколении, отец – бенгалец, мать – уссурийка, «смесь бульдога с носорогом». Но зато такие животные меньше болеют в отличие от породистых», – рассказывает Артур Багдасаров.
Знакомьтесь, Бом!
В Казани впервые на манеж для тренировок вышел один из новеньких – тигрёнок Бом, которому пошел уже четвертый месяц. В питомнике, откуда его забрали, малыша сначала назвали Бомба, но, руководствуясь принципом «Как лодку назовёшь, так она и поплывёт», дрессировщики решили переименовать его в Бома.
С Кариной и Артуром Бом уже больше двух месяцев. Пока сложно сказать, насколько он одарен и какие трюки будет делать, это всегда «кот в мешке».
Тигры Багдасаровых: «мои университеты»
Процесс обучения любого тигрёнка происходит так же, как людей: ясли, детский сад, школа, институт. До года – «дурачение», побегать за палочкой, за мяском.
«Сейчас все происходит в процессе игры. Мы не знаем язык животных, они нас не понимают. Поэтому мы не можем им сказать: «Сядь сюда, встань туда, пойди туда». Тигренка надо заинтересовать, чтобы он хотел что-либо сделать. Важно привить основы именно в маленьком возрасте, пока у животного нет страха и он, например, даже не осознает, что залез на какую-то высокую штуку. Нужно научить его, чтобы он не испугался, слез обратно, не травмировался», – объясняет Артур Багдасаров.
В «школу» тигрята «идут» примерно в год – к этому времени у них формируются кости, мышцы, вероятность получить травму снижается. Животные постепенно привыкают к манежу, потихоньку начинают тренироваться на маленьких репетиционных тумбочках.
Чтобы приучить тигренка быть смелым, а также дать определенную физическую нагрузку, его водят не только по манежу, но и по зрительному залу, зданию цирка. Он привыкает к шумам, движению вокруг, окружающей среде, а также, поднимаясь по лесенкам, тренирует лапы – получается своеобразный фитнес-клуб.
У всех цирковых животных есть определенный график: побегал, походил, погулял, пошел отдыхать. Так они получают разнообразную мышечную активность, которая необходима для их здорового состояния.
«На репетиции мы выпускаем тигров, чтобы они подвигались, подурачились, побегали, вспомнили свои трюки и получили тренировку для мышц. Благодаря этому они будут в хорошем тонусе и на представлениях не получат травмы», – поясняет Артур Багдасаров.
Часто многие тигрята, попадающие к дрессировщикам в цирк – «отказники», которых мамы отказались кормить в раннем возрасте, поэтому им, искусственно вскормленным, нужны дополнительные витамины, кальций, чтобы не было рахита, проблем с лапами и прочих неприятностей. Все необходимое малыши в обязательном порядке получают в цирке.
В Казанском цирке 21 ноября пройдет лекция-лаборатория «Кто здесь снова ррррычит?», где Карина и Артур Багдасарова раскроют секрет, как из маленького тигренка сделать настоящего тигра-артиста.
Взрослые и дети
Сейчас в Казанском цирке подрастают еще два маленьких тигренка Артура и Карины Багдасаровых. Им чуть больше трех месяцев, а имена для них выберут в рамках специально объявленного конкурса.
Со взрослыми тиграми малыши пока общаются на расстоянии. Сначала они просто находятся вместе в одном помещении, потом старших артистов и юную поросль начинают подпускать друг к другу через решетку, чтобы они привыкли к соседям, начали узнавать.
Если сразу запустить малыша ко взрослому тигру, тот его просто задавит или загрызет – просто потому, что тигры не чувствуют своей мощи и веса около 200 килограмм. И если к ним придет малышня всего лишь в 12 килограмм, начнет играть, залезать на голову, дурачиться, ничего хорошего из этого не получится.
Тигры такой фамильярности не выносят, к тому же, в отличие от львов, они не прайдовые животные, а одиночки. В дикой природе иногда бывает, что на несколько гектар леса приходится один тигр, на следующих нескольких – другой. Если они встретятся, то начинается драка, один должен прогнать другого. В брачный период тигры сходятся на короткое время, чтобы обзавестись потомством, а потом снова живут сами по себе.
Тигры-затейники
Если вы думаете, что тигры всегда бодры и веселы, вы глубоко заблуждаетесь. Иногда, по словам Артура Багдасарова, их даже приходиться тормошить, чтобы они не просто лежали на манеже, свесив лапы с бортика, а активно двигались. Тигры весьма ленивы по своей натуре. Например, тигр Амур предпочитает все представление спать, Ахилл то играет со своими лапами, то еще что-то делает, его ничего не беспокоит – свет, звук, ходящие вокруг люди, огненные кольца.
В коллективе есть тигр по имени Икар, у которого есть прозвище «Моль». Так его прозвали, потому что, если он видит что-нибудь мягкое, что можно порвать, съесть, погрызть – например, ковер, он обязательно это сделает.
Тигриный творческий подход
Некоторые трюки тигры Багдасаровых совершенно неожиданным образом придумывают сами.
«У нас раньше был трюк, в котором тигрица прыгала через заборчик. На прыжок ее мотивировали кусочком мяса. Так эта тигрица была такая ленивая, что она решила проползти под конструкцией забора. Своей упитанной попой она под ней застряла и пыталась пролезть. Мы так смеялись! Бросили ей мясо, и трюк закрепили. В итоге он получился тройным – одно животное просто толкало заборчик, второе проползало под ним, а третье, наконец, идеально перепрыгивало», - рассказывает Карина Багдасарова.
«Люди, ау-у!»
К публике в зале тигров приучают постепенно.
«Раньше мы вообще надували воздушные шарики, рисовали на них лица и раскладывали в зрительном зале. Потом стали приглашать на репетиции детей-школьников в качестве зрителей. Так тигры привыкали к хлопкам, звукам, музыке, людям», – рассказывает Артур Багдасаров.
Большое тигриное путешествие
Тигры Багдасаровых видели на своем веку практически всё.
«Они летали самолётом у грузовом отсеке – это была Юго-Восточная Азия - Таиланд, Филиппины. Ездили поездом, переезжали машинами. Когда мы работали в Нижнем Новгороде, паромом плыли в Казань по Волге. У нас животные только, наверное, на ракете не летали».
«Я еще и крестиком вышивать могу»
Кстати, прыжки через кольца с зажженным на них огнем – один из самых легких трюков для тигров, хотя он самый зрелищный и любимый зрителями. Во-первых, жар идет по внешней стороне кольца. А во-вторых, тигр не знает, что такое огонь – поэтому без проблем в него прыгает. Задача дрессировщика – не дать ему лапами схватиться за кольцо, потому что, если один раз обожжется, больше не прыгнет.
«В работе над любыми трюками самое главное – объяснить тигру то, что он умеет делать с детства. Невозможно заставить его, например, кувыркаться через голову, как медведь. Все, что демонстрируют тигры на манеже, они делают и в дикой природе. И важно, чтобы животные делали это именно тогда, когда ты попросишь. На мой взгляд, один из самых сложных трюков - это когда тигры ходят на задних лапах. Вроде бы, они делают это и в природе, но все-таки не бегают на них», – говорит Артур Багдасаров.
Как и у людей, у тигров с возрастом накапливаются свои страхи и опасения. Например, если в детстве они без проблем ходят по последовательности вертикальных палочек разной высоты, то в более зрелом возрасте некоторые из них начинают бояться высоты и отказываются выполнять этот, вроде бы, простой трюк.
«Учительница первая моя»
Багдасаровы для своих тигров – как два тренера, которые с ними работают. Карина с женской энергетикой, Артур – с мужской, мама и папа.
«Это разные подходы, как «злой и добрый полицейский». «Папа» более суровый, а «мама» всегда жалеет – почти так же, как в человеческой семье. Мы и разговариваем с ними по-разному, разными голосами, они это чувствуют, реагируют на тембр. Почему дети очень часто при маме делают всё, что хотят? Могут маму даже иногда нехорошими словами называть. А с папой, всё-таки, они этого себе не позволяют. То же самое здесь», – говорит Артур.
Дрессировщики предпочитают называть себя воспитателями. По словам Артура, бывает, что какой-нибудь крутой тигр может начать выяснять с ними отношения – таким образом отстаивает права лидера. Несмотря на то, что тигры не прайдовые животные, все равно у них есть какая-то иерархия, доминантный альфа-самец, которого все боятся.
Кто кого
Каждый раз, выходя на манеж с тиграми, дрессировщики серьезно рискуют своей жизнью, находясь один на один с быстрыми и опасными хищниками.
«Удивительно, как двуногий человек, у которого нет ни клыков, ни когтей, ни нормальной шкуры, может противостоять этому огромному зверю, который в разы тяжелее его и обладает огромной мышечной массой», – говорит Артур Багдасаров.
В чем секрет? В том, чтобы в раннем детстве дать тигру понимание: нельзя близко подходить к человеку, играться и царапать его.
«Если с малышами еще можно обниматься и их тискать, то потом природа берет свое. Кошка все-таки кошка, у нее есть когти. Даже маленькая домашняя может поцарапать очень сильно, а если ты тигру под лапу попадешь, будет совсем неприятно. Поэтому мы с детства даем им иллюзию, что есть тренер по физкультуре (давайте так назовем дрессировщика), с которым лучше не спорить, не связываться», – раскрывает секрет Артур Багдасаров.
Важно, что учить можно только тигрят – взрослого тигра научить чему-либо невозможно, как и человека, если говорить об этом в глобальном смысле. Например, начинать заниматься профессиональным спортом нужно в детстве – так же и с тиграми.
Иллюзия силы
Если, например, обезьянам прямо в глаза лучше не смотреть, потому что они воспринимают это как вызов, то в отношении тигров можно и нужно это делать. Через глаза передается энергия дрессировщика, животные это чувствуют. Тигры не выдерживают человеческий взгляд, они опускают глаза.
«Когда долго смотришь тигру в глаза, показываешь свою силу. Ну и просто, как на него не смотреть, он же такой красивый. Если серьезно, очень важно показать тигру, что главный ты, а не он. Это очень долгая, кропотливая работа, которая начинается с самого маленького возраста. Даже маленькие, двухмесячные детеныши уже начинают нападать, кусать тебя и могут нанести серьезные травмы. Чтобы тигр слушался, с самого детства мы создаем для них иллюзию, что мы сильнее. На самом деле, это не так, но тигры не осознают свои силу. Как-то раз было забавно, когда я погрозила пальцем и строгим голосом сказала «Нельзя» – тигренок сразу лег. Нужно не орать, а воздействовать на тигра строгим голосом и внутренним выбросом энергии», – рассказывает Карина Багдасарова.
Подчинять тигров ударами палкой просто невозможно. Еще Михаил Багдасаров говорил: «Давай я дам тебе палку, попробуй, ударь тигра». Это просто закончится печально. Все только в обучении! Тигр в процессе дрессуры начинает понимать, что к дрессировщикам нельзя подходить близко, играть с ними, когда он хочет – только когда это предложит человек.
При этом дрессировщики ни от чего не застрахованы. Тигру может что-то прийти в голову, что-то поменяется, на 100% предсказать, как он себя поведет, невозможно.
Голос!
Рычание тигра – не всегда угроза, хотя бывает и такое. Это способ поговорить, пообщаться – так же как лают собаки и поют птички.
«Бывают и элементы шоу – когда зрителю интересно почувствовать, как рычит тигр: «Ох, ничего себе, он, оказывается, такой страшный и ужасный». Это не говорит о том, что тигр сейчас всех слопает, но этот эффект классно работает. Иногда бывает, что я даже специально вывожу тигров на рык, и часто им это нравится. Они тоже играют свои роли и любят работать, кайфуют от этого. Один – герой-любовник, другой – мачо», – смеется Артур.
Так же, как и дрессировщики, животные подпитываются энергией, которая идет из зала, они ее чувствуют – аплодисменты, восторженные крики.
Почти «абсолютный слух»
Тиграм нравится что-то делать под музыку, и у них прекрасное чувство времени – они слышат, например, в какой момент им надо куда-то переместиться.
«Один раз что-то перепутали, и в середине номера включился «уход», финал. Ну и всё, тигры пошли «домой» – делится забавной историей Артур Багдасаров.
Неповторимая красота
Обычным зрителям не просто отличить одного тигра от другого. По словам Артура Багдасарова, некоторым ассистентам, с которыми работают дрессировщики, иногда требуется несколько лет, чтобы начать различать тигров. При этом сам Артур уже со спины, сбоку может понять, какой это кот.
«Они абсолютно разные. У них разный окрас, полоски, разные лица – у кого-то более круглое, у кого-то более вытянутое, у кого-то над бровью какая-то штучка, еще что-то. Вот сейчас у нас два малыша. Вроде бы смотришь – две копии. Но один чуть крупней, другой помельче. У одного более вытянутая мордочка, у другого более кругленькая. Все равно уже понимаешь, где кто», – говорит Артур.
Все лучшее – тиграм!
Тигры питаются один раз в день – как и все хищники они не едят многократно в течение дня.
«Это мы их даже разбаловали, что они каждый день едят, – смеется Артур Багдасаров. – Потому что как происходит в дикой природе? Сегодня ты кого-нибудь поймал и поел, а завтра ты никого не поймал, и послезавтра ты никого не поймал, не факт, что ты через три дня вообще кого-то поймаешь. А здесь у них рассчитан рацион, еще с советских времен – семь килограммов мяса на одного тигра в день».
В рационе тигров может быть говядина, конина, рыба. Индюшачьи шеи, чтобы звери погрызли хрящики. Если практически всех животных переводят на сухие корма, то с хищниками такой номер не пройдет. Им нужно все натуральное. Но, как в природе, по понятным причинам не получается, поэтому питание дополняют витаминами, кальцием, вводят в рацион яйца. Воду тигры пьют постоянно – ее для хищников постоянно фильтруют, чтобы никакие неприятные неожиданности с ними не случались.
В теплое время года тигров моют – они очень любят купаться. Им ставят специальный вольер с водой прямо во дворе цирка, откуда они не хотят вылезать. Зимой они как настоящие кошки только вылизываются. Тигры гладкошерстные, так что необходимости вычесывать их нет, да и вряд ли они позволят это делать.
Так же, как и домашние кошки, тигры любят поточить когти – о специальные доски, которые лежат на полу. Благодаря заботе дрессировщиков цирковые тигры живут намного дольше тех, что обитают в естественных условиях – там, если ты не можешь догнать добычу, догонят тебя.
Рисковать – их профессия
Дрессировщик с огромным опытом перед выходом на манеж может посмотреть, как тигры себя ведут, и понять по поведению – может быть, у кого-то из них что-то болит. Но предсказать, например, в какой момент тигр может наброситься, невозможно.
«Часто начинают рассказывать, что медведь – самое страшное животное, потому что оно никак не показывает, что нападет. Так никто никак не показывает! Если бы они показывали, свою жертву никогда бы не поймали в лесу. Тигр может с места прыгнуть на два-три метра, у них очень быстрая реакция», – говорит Артур Багдасаров.
Работая даже с маленькими тигрятами, важно не забываться – сила их укуса не меньше, чем у овчарки. При этом, когда малыши играют друг с другом, серьезных ран не наносят, потому что их шкура совсем другая, это не нежная и уязвимая человеческая кожа.
Надежные помощники
Люди, которые ходят с внешней стороны манежа, за сеткой во время выступления – ассистенты. Дрессировщик внутри не всегда успевает контролировать абсолютно все – без помощников тут не обойтись. Например, в цирке недавно после ремонта наклеили на борта очень хорошую, мягкую резину – тиграм все время хочется ее отодрать. Чтобы это не происходило, необходима реакция помощника. Если что-то пойдет не так, например, тигр пойдет не туда, куда должен был, и, например, пересечется с недружественным ему коллегой, может начаться драка. Ассистенты помогают заранее среагировать и предотвратить подобные ситуации.
«Мы с тобой одной крови, ты и я»
Люди очень любят приписывать животным человеческие качества – как домашним собакам и кошкам, так и цирковым тиграм.
«Не могу сказать, что у них есть какая-то сумасшедшая к нам привязанность, любовь, преданность. Но, да – они скучают, радуются, когда мы приходим, заходим к ним, они фыркают, ушками трутся, рады нас видеть. Но есть определенные животные, с которыми есть какая-то непонятная, очень близкая связь. Ты смотришь им в глаза, и они тебя понимают. Это очень сложно объяснить, но я уверена, что в некоторых из наших животных живут человеческие души. Если говорить обо мне, то сейчас таких животных в нашем коллективе нет, а раньше, например, был Гектор. Он ушел из жизни два месяца назад, мой любимый кот, который прожил у нас 18 лет», – говорит Карина Багдасарова.
Увидеть тигров Карины и Артура Багдасаровых вы можете в Казанском цирке в экстрим-шоу «Одержимые» до 7 декабря включительно.