Найти в Дзене
Области тьмы

ЗиЛ уходит в историю...

ЗиЛ, "Завод имени Лихачева" - что для вас значат эти слова? Даже у меня, человека "нулевых", ассоциации связаны именно с грузовиками еще советского производства, все еще активно колесивших по стране. Все "90-е" и "нулевые" они активно использовались, несмотря на обилие импортных аналогов заполонивших рынок. Например, знакомый автомобиль? ЗиЛ-130 - один из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома. За почти полвека производства было выпущено свыше 3,5 млн экземпляров. Что на нем только не возили - щебень и песок для стройки, сено для сельского хозяйства, запасы и продовольствие для армии. Была и гоночная версия, и автокраны, и мусоросборщики, и пожарные машины. Всё было. Он возил что угодно и куда угодно. И в любое время. Возил полвека. А где-нибудь в глубинах нашей страны он трудится до сих пор. И это лишь один пример. ЗиЛ - это не просто предприятие (размером с 428 футбольных полей или небольшое княжество Монако в Европе), это философия, это эпоха, история, длинною в в
Оглавление

ЗиЛ, "Завод имени Лихачева" - что для вас значат эти слова? Даже у меня, человека "нулевых", ассоциации связаны именно с грузовиками еще советского производства, все еще активно колесивших по стране. Все "90-е" и "нулевые" они активно использовались, несмотря на обилие импортных аналогов заполонивших рынок. Например, знакомый автомобиль?

ЗиЛ-130 - один из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома. За почти полвека производства было выпущено свыше 3,5 млн экземпляров. Что на нем только не возили - щебень и песок для стройки, сено для сельского хозяйства, запасы и продовольствие для армии. Была и гоночная версия, и автокраны, и мусоросборщики, и пожарные машины. Всё было. Он возил что угодно и куда угодно. И в любое время. Возил полвека. А где-нибудь в глубинах нашей страны он трудится до сих пор.

И это лишь один пример. ЗиЛ - это не просто предприятие (размером с 428 футбольных полей или небольшое княжество Монако в Европе), это философия, это эпоха, история, длинною в век. Кстати, до своего 100-летнего юбилея предприятие не дожило всего 3 года.

Теперь его нет, я успел побывать в последнем корпусе, который снесут в самое ближайшее время. И в этой статье я покажу вам последние фотографии этого легендарного предприятия. Разбирать подробно его историю мы не будем - это слишком долго (для любителей подробностей - прошу сюда) и удлинит статью до безобразия. А вот посмотреть отдельные вехи его гибели и назвать ее причины я думаю стоит. Как последний аккорд. Как память.

-2

Начало конца

ЗиЛ был основан незадолго до революции, в 1916 году, и просуществовал почти 100 лет. Производство было остановлено в 2013 году, но еще несколько лет из запасных частей фирмами-арендаторами помещений продолжалась сборка грузовиков. Назвать точную дату смерти предприятия на самом деле сложно - оно медленно умирало еще с начала 1990-х годов. Ведь такой огромный завод с численностью работников более 80 тысяч человек не может просто исчезнуть. Поэтому агония развернулась на два десятилетия. Уже в 2011 году часть помещений находилась в заброшенном состоянии - еще до прихода мародеров завод разрушался изнутри.

Территория до начала активного сноса
Территория до начала активного сноса

Формально завод существовал несколько лет, но фактически в это время шла подготовка к застройке территории предприятия новыми жилыми и офисными
зданиями.

Полузаброшенный ЗиЛ привлекал любителей экстремального промышленного туризма: попасть на территорию завода было не так уж сложно. Охрана была только на главных КПП, а физически уследить за такой огромной территорией было крайне трудно.

Эта серия фотографий сделана в 2014 году, когда многочисленные цеха, корпуса, склады и здания завода ещё не начали сносить. (https://wroom.ru/news/15876)

Активная стадия сноса проходила в 2015 - 2017 годах. Это период, который чаще всего вспоминают, когда говорят "ЗиЛ сносят". Именно тогда были уничтожены самые известные и гигантские цеха.

  • Механосборочный корпус №1
  • Прессовый корпус
  • Кузнечный корпус
  • Литейный цех
-5

2018 год: Были снесены одни из последних крупных объектов — корпуса шинного и ремонтного заводов. До 2020 года шла расчистка территории, снос более мелких построек и оставшихся каркасов. К 2020 году территория была в основном расчищена для нового строительства.

Новый облик территории - «ЗИЛарт»

На месте легендарного завода сейчас возводится гигантский новый квартал, который кардинально меняет облик этого района Москвы. Это один из самых масштабных проектов реновации промышленных территорий в Европе.

-6

По сути, это даже не квартал, а целый микрорайон со своей инфраструктурой - парками, объектами культуры и бизнес-центрами. Проект занимает около 360 гектаров — это даже немного больше, чем занимал сам завод.

Там будет новая "зона притяжения" - парк «Тюфелева роща», свой ледовый дворец, парки и школы. В общем - город в городе. Но, если честно, нет большого желания его как-то красочно описывать... Сейчас вся Москва такая. Я видел эти кварталы, эти небоскребы и сам бы жить там не хотел. Ведь, по сравнению с Москвой, я все-таки из небольшого города и такие огромные масштабы меня скорее отталкивают, чем привлекают.

Тем не менее, это новая реальность и к настоящему моменту от ЗИЛа осталась лишь пара корпусов:

Территория ЗиЛ в 2003 году
Территория ЗиЛ в 2003 году
Она же в 2024
Она же в 2024

Однако хочу отметить, что несколько исторических зданий были сохранены и интегрированы в новый квартал:

  • Главная проходная завода на Автозаводской улице.
  • Здание дирекции (преобразилось и стало частью деловой инфраструктуры).
  • Корпуса фабрики-кухни, которые стали объектом культурного наследия.
Проходная
Проходная
Корпус фабрики-кухни
Корпус фабрики-кухни

Последний островок

По состоянию на осень 2025 года практически все цеха и здания ЗИЛа (кроме нескольких исторических, которые реставрирует) снесены или на стадии сноса. Насколько мне известно, перед вам последний корпус, который еще не начали уничтожать:

Административно-бытовой корпус автосборочного комплекса (АБК АСК)
Административно-бытовой корпус автосборочного комплекса (АБК АСК)

Рядом с ним располагалось здание автосборочного комплекса, но его уже нет. Остался только административный блок. Еще год назад там располагалась охрана, теперь же нет никого. И ничего ценного, что представляло бы интерес для мародеров. Всё, что можно было вытащить и хоть как-то использовать уже давно покинуло эти места.

-12
-13
-14

Сейчас там руины, большинство рабочих кабинетов превратились в нечто подобное:

О том, что там когда-то было сборочное производство и какой-то цех микроэлектроники (судя по остаткам оборудования и артефактов) напоминают какие-то элементы, узлы и детали, всё еще раскиданные по кабинетам в большом количестве. Осталась документация и всякий канцелярский хлам. Больше нет ничего.

Зато есть что почитать на досуге

-17

Ну а здесь без комментариев... (каждый подумает о своем)

-18

Продвигаемся по этажам наверх... Некоторые артефакты напоминают о прошлом. А ведь здание вандалится уже почти 10 лет

Проходим актовый зал

-20

Лет 5 назад он выглядел так:

Источник: https://dzen.ru/a/XAWdBmVzjwR7m8Cn
Источник: https://dzen.ru/a/XAWdBmVzjwR7m8Cn

Ну и наконец, немного атмосферных фото с крыши последнего корпуса АМО ЗиЛ

P.S: А был ли шанс?

В завершение статьи хотелось бы ответить на вопрос: могло ли все быть иначе? История не терпит сослагательного наклонения, но ЗиЛ - настолько знаковое явление у всего сообщества urban-туризма, что не задумываться об это просто невозможно.

Просто представьте себе эти масштабы:

С 1924 по 2009 завод произвёл 7 млн 870 тысяч грузовых автомобилей,
39 тысяч автобусов и 12 тысяч легковых автомобилей. Кроме того на заводе было изготовлено 5,5 млн бытовых холодильников и 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тысяч автомобилей.

Но и упадок наступил тоже достаточно быстро. Если в 1985 на заводе работало 80 тысяч человек, то в 1999 году уже 23 тысячи, а в 2013 (перед банкротством) - всего 2300.

В 1985 году завод ЗиЛ выпустил 823 тысячи грузовых автомобилей, в 1999 - почти 14 тысяч, а в 2012 - 985. В 2023 году весь завод выпустил 95 автомобилей. Комментарии излишни.

Было много разговоров о будущем, были попытки санации, было взаимодействие с иностранными партнерами, но имеем то, что имеем. Так почему же огромное предприятие ждала такая печальная участь? Я бы отметил следующие причины:

  1. Финансовая несостоятельность. Завод был хронически убыточным с конца 1980-х годов. Себестоимость была выше цены продажи
  2. Потеря основного заказчика. Главным покупателем специализированной продукции (лимузинов) и крупным потребителем грузовиков было государство. После распада СССР упор в заказах пошел на импортные модели
  3. Сильная конкуренция. Тут и так понятно. Продукция ЗИЛа часто была неконкурентоспособной в сравнении с импортными аналогами
  4. Моральное и технологическое устаревание.
    Конструкция основных моделей (ЗиЛ-130/131) базировалась на разработках
    1960-х годов. Завод не имел средств на разработку и запуск в серию
    по-настоящему новой, конкурентоспособной модели. Попытки (как ЗиЛ-5301
    «Бычок») были слишком запоздалыми и не смогли спасти положение.
Итог: ЗиЛ пал жертвой системного экономического кризиса, не выдержав перехода от плановой экономики с госзаказом к рыночной конкуренции, и был обречен в новых реалиях.

Снос ЗИЛа — это не просто разрушение цехов. Это был долгий и болезненный процесс экономической смерти одного из символов советской промышленности, завершившийся физическим преобразованием его территории в совершенно новое городское пространство. Это ярчайший пример гибели гиганта советской промышленности, не выдержавшего изменившихся условий нового времени.

----- / ----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /-----

Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад вашим комментариям и лайкам. Кому нравится подобная тематика - ПОДПИСЫВАЕМСЯ НА КАНАЛ. Самое интересное еще впереди!

💥 НОВОЕ ВИДЕО НА КАНАЛЕ: